4. Методы силовой тренировки
Наиболее популярным является метод динамических усилий, который имеет две разновидности: метод максимальных усилий (ММУ) и метод повторных усилий (МПУ).
Метод максимальных усилий (ММУ) предполагает максимальное мышечное напряжение с использованием максимальных отягощений. При этом происходит: одновременное включение наибольшего количества ДЕ; максимальная частота импульсации; синхронизация работы ДЕ; концентрация усилия волевым напряжением под стимуляцией коры больших полушарий; сокращение мышц-агонистов и частично антагонистов.
Этот метод используется с 60-х годов ХХ-го столетия. Положительные стороны ММУ заключаются в том, что он способствует образованию специфических нервно-мышечных координационных отношений и наиболее эффективен для развития максимальной силы.
В качестве отрицательных сторон ММУ следует выделить травматичность и явления натуживания, ухудшающие условия гемодинамики. Поэтому ММУ противопоказан малоподготовленным спортсменам. При частом использовании ММУ однообразен, быстро утомляет. Кроме того, увеличение F max связано не только с координацией, но и со значительными морфофункциональными изменениями, которые возникают в связи с выполнением значительного объема нагрузок.
Сущность метода повторных усилий (МПУ) заключается в использовании нагрузок ниже максимальных. Для оценки величины отягощения при тренировке используют или величину отягощения в % от F max , или число подъемов (количество раз), которое может быть выполнено при данном весе в виде показателя повторного максимума (ПМ). Приводим классификацию нагрузок, используемых в тяжелой атлетике:
% от F max ПМ
100% - предельный вес - 1 ПМ (ММУ)
99 - 90 - околопредельный вес - 2- 3 ПМ
МПУ
79 - 70 - большой (2-я зона) - 7-10 ПМ
69 - 60 - средний - 11-18 ПМ
49 - 40 - малый - > 25 ПМ
Достоинства МПУ заключаются в том, что этим методом можно выполнить большой объем работы и, соответственно, получить необходимые сдвиги в обмене веществ, что является основой гипертрофии; при этом наблюдается меньшее натуживание и малая травматичность.
Недостатки МПУ состоят в том, что он невыгоден в энергетическом отношении так как наиболее ценные (последние) попытки осуществляются при сниженной возбудимости ЦНС.
Разновидность МПУ - поднимание непредельного веса с максимальной скоростью (некоторые авторы только его называют как метод динамических усилий).
Изометрический метод (ИМ) для тренировки силы был предложен Т. Мюллером и П. Карповичем (1951). Он заключается в развитии максимального мышечного напряжения в условиях применения нагрузок, превышающих Fmax.
В качестве достоинств ИМ следует отметить акцентированное и необходимое время поддержания F max (в динамических упражнениях - только доли секунды), т.е. это направленная адаптация мышц. Кроме того, при использовании этого метода можно подбирать мышечные группы и положение звеньев двигательного аппарата в необходимых (рабочих) углах. Он не требует сложного оборудования и не занимает много времени.
Недостатки ИМ проявляются в возникновении через 6-8 недель стабилизации силы, появление скованности мышц, снижения их эластичности, в малом "переносе" тренированности из-за различий нервно-мышечной координации, а также особенностях биохимической и морфологической адаптации.
Методика. Особенно эффективен ИМ в видах спорта, где выражен элемент изометрических и близких к ним напряжений (борьба, т/атлетика, гимнастика и др.). Наибольшая эффективность достигается при тренировке в соответствующих углах положений тела и конечностей. Время, затрачиваемое на изометрические упражнения, должно быть не более 10-15% от времени всей тренировки (10-15 минут), не чаще 3-4 раз в неделю и не больше 4-6 недель.
Дополнительные мероприятия к методу заключаются в использовании дыхательных упражнений, упражнений на расслабление, в сочетании с динамическими упражнениями, при применении тренажеров с индикаторами, в частой смене упражнений и углов.
Уступающий метод (УМ) или плиометрическая тренировка (ПТ). Используются отягощения больше F max. Является эффективным методом развития F max, т.к. при этом методе проявляемая сила > F max. Эти упражнения называют "ударного типа" и им должна предшествовать солидная силовая тренировка. (упражнения "со срывом", прыжок в яму с последующим выпрыгиванием и др.). Для квалифицированного спортсмена: 3-4 серии по 5-8 упражнений, 1-2 раза в неделю (II период подготовительного цикла - Ю.В. Верхошанский, 1970).
Электростимуляционная тренировка (ЭСТ). Метод имеет вспомогательное значение, т.к. весьма болезненный (эмоционально негативен). Но может быть использован при травмах, так как он обладает анальгезирующим эффектом.
Комбинированные методы тренировки начинаются с МПУ (техника и объемы), затем добавляется изометрический метод и ММУ. Использование динамико-статических упражнений и ПТ зависит от уровня подготовленности спортсменов и этапа тренировки.
- Лекция 1. Т и мфк как научная и учебная дисциплина содержание
- 1. Предмет и основные понятия т и мфк
- 2. Цель и задачи физического воспитания
- 3. Принципы системы физического воспитания
- 4. Функции физической культуры и ее функциональные связи
- 5. Методы исследования в теории и практике физической культуры
- Лекция 2. Формирование личности в процессе физического воспитания
- 1. Физическая культура и ее место в общей культуре общества
- Методы воспитания
- 1.Убежде-ние
- Лекция 3. Основные стороны и принципы методики Физического воспитания
- 3.1. Основные принципы физического воспитания
- 2. Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания
- Лекция 4. Средства физического воспитания Содержание
- 1. Средства физического воспитания
- 2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания
- Направления воздействия физических упражнений на человека
- 3. Понятие о технике физических упражнений
- 4. Обучение технике двигательных действий (по л.П. Матвееву)
- Вспомогательные
- 4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания
- Лекция 5. Методы физического воспитания
- 1. Общая характеристика методов физического воспитания
- Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
- 2.2. Нагрузка и отдых как основные компоненты
- Лекция 6. Общие основы обучения двигательным действиям содержание
- 1. Основы обучения двигательным действиям
- 2. Основы формирования двигательного навыка
- Лекция 7. Характеристика двигательных (физических) качеств Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Основные закономерности развития физических качеств
- 3. Общие механизмы развития физических качеств
- Лекция 8. Физиологическая характеристика мышечной силы Содержание
- 1. Общие понятия физического качества «сила».
- 2. Виды силы, измерение показателей силы
- 3. Средства воспитания силы
- 4. Методы силовой тренировки
- 5. Возрастные особенности развития силы и резервы силы
- 6. Методы измерения силы
- Лекция 9. Скорость и быстрота движений. Их резервы и тренировка Содержание
- Общие основы быстроты
- 2. Тренировка быстроты и ее компонентов
- 3. Возрастные особенности развития быстроты
- 4. Измерение быстроты движений
- 5. Скорость и скоростно-силовые качества
- 6. Скоростная подготовка
- Лекция 10. Выносливость. Физиологические механизмы развития и методы тренировки
- Физиологические механизмы развития выносливости
- 2. Биоэнергетические механизмы выносливости (работоспособности)
- Качественные и количественные характеристики различных биоэнергетических механизмов спортивной работоспособности
- 3. Факторы, определяющие аэробную производительность
- 4. Методы развития выносливости
- Комплексный метод (комплексное использование всех методов при большом разнообразии средств). Этот метод является наиболее "мягким" и происходит в условиях аэробно-анаэробного режима.
- 5. Методы измерения выносливости
- Лекция 11. Ловкость и координационные способности. Методы их тренировки Содержание
- 1. Общая характеристика ловкости и координационных способностей
- 2. Физиологическая характеристика координационных способностей
- 3. Методика воспитания координации
- 4. Возрастные особенности развития координации
- 5. Методы оценки координационных способностей спортсмена
- Лекция 12. Гибкость и основы методики ее воспитания Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Средства и методы воспитания гибкости
- 3. Методы измерения и оценки гибкости
- Лекция 13. Актуальные проблемы современной системы спортивной тренировки Содержание
- 1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
- 2. Сущность спорта и его основные понятия
- 3. Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса
- 4. Общая характеристика системы поэтапной подготовки спортсменов
- Лекция 14. Основные аспекты спортивной тренировки Содержание
- 1. Цель и задачи спортивной тренировки
- 2. Физические упражнения как основное средство спортивной тренировки
- 3. Методы спортивной тренировки
- 4. Принципы спортивной тренировки