Общие основы быстроты
Быстрота (Б) - способность выполнять элементарные двигательные действия в минимальное время.
Различают три основные формы проявления быстроты: латентное время или латентный (скрытый) период (ЛП) простой и сложной двигательных реакций (норма для простой двигательной реакции – 0,20-0,25 с, а у спринтеров – до 0,1 с и меньше, норма для сложной двигательной реакции – от 0,5 с и больше); время максимально быстрого одиночного движения (ВД, норма 0,1 с.); максимальная частота (темп) движений (МТД, норма, например, для движений кисти, 60-80, у лидеров - до 120 за 10 с). Поэтому определяя ЛП простой двигательной реакции, мы можем, в основном, судить о состоянии возбудимости всей ЦНС. Поэтому при преобладании процессов возбуждения ЛП укорачивается, при преобладании процессов торможения – увеличивается.
Важно отметить, что между скоростью целостного движения и элементарными проявлениями быстроты нет корреляции (В.М. Зациорский). Скорость - это всегда комплексное двигательное качество, обеспечивающееся взаимодействием быстроты и силового компонента, то есть, достигаемая мощность движения.
ЛП - или время двигательной реакции (ВДР) слагается из 5 составляющих: появление возбуждения в рецепторе; передача импульса в ЦНС по афферентным путям; путь в ЦНС до формирования эффекторного сигнала (центральная задержка); путь из ЦНС до мышц; возбуждение миона и появление механической активности. Наибольшее время из этих этапов - более 50% - занимает 3-я фаза.
Скрытый период сложных двигательных реакций зависит от процессов восприятия сенсорными системами поступающей информации, от скорости ее обработки в коре больших полушарий, от процесса принятия решения (при реакциях с выбором), от процессов экстраполяции при реакциях на движущийся объект.
Особенности осуществления ВД и МТД заключаются в следующем: мышцы работают фактически в изометрическом режиме (работа в крайних фазах и кратковременно), что определяется возбудимостью и сократительными особенностями мышц; нервные центры работают в концентрированных "залпах" разрядов мотонейронов. МТД зависит от подвижности нервных процессов и координационных способностей ЦНС. Эта подвижность обуславливает, с одной стороны, быстрое включение мышц в сокращение, с другой - быстрый переход состояния сокращения и расслабления друг в друга, то есть, лабильность самого двигательного аппарата. Биохимический субстрат быстроты - АТФ и скорость ее расщепления и ресинтеза (КрФ и гликолиз). МТД характеризуется невозможностью сенсорных коррекций и точности движений. Кроме того, он также зависит от биомеханических условий (длина костных рычагов).
Резервы быстроты и механизмы ее совершенствования:
повышается возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата;
укорачивается время проведения через синапсы (выброс и диффузия медиатора, скорость деполяризации постсинаптической мембраны);
увеличивается скорость распространения процесса возбуждения по нервным и мышечным волокнам;
увеличивается скорость перехода возбуждения в сокращающиеся мышцы;
увеличивается скорость укорочения мышечных волокон (м.в.);
увеличивается скорость расслабления м.в.;
ускоряется распад и ресинтез АТФ;
укорачивается время "центральной задержки".
Методы измерения Б: реакциометрия, хронорефлексометрия, реакция на движущийся объект (РДО), теппинг-тест. Возбудимость измеряется определением реобазы, хронаксии, лабильности нервно-мышечного аппарата.
Резервы быстроты. МТД и ЛПС имеют резерв до 150-200%. При этом вариативность снижается с 80% до 20-30%.
- Лекция 1. Т и мфк как научная и учебная дисциплина содержание
- 1. Предмет и основные понятия т и мфк
- 2. Цель и задачи физического воспитания
- 3. Принципы системы физического воспитания
- 4. Функции физической культуры и ее функциональные связи
- 5. Методы исследования в теории и практике физической культуры
- Лекция 2. Формирование личности в процессе физического воспитания
- 1. Физическая культура и ее место в общей культуре общества
- Методы воспитания
- 1.Убежде-ние
- Лекция 3. Основные стороны и принципы методики Физического воспитания
- 3.1. Основные принципы физического воспитания
- 2. Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания
- Лекция 4. Средства физического воспитания Содержание
- 1. Средства физического воспитания
- 2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания
- Направления воздействия физических упражнений на человека
- 3. Понятие о технике физических упражнений
- 4. Обучение технике двигательных действий (по л.П. Матвееву)
- Вспомогательные
- 4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания
- Лекция 5. Методы физического воспитания
- 1. Общая характеристика методов физического воспитания
- Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
- 2.2. Нагрузка и отдых как основные компоненты
- Лекция 6. Общие основы обучения двигательным действиям содержание
- 1. Основы обучения двигательным действиям
- 2. Основы формирования двигательного навыка
- Лекция 7. Характеристика двигательных (физических) качеств Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Основные закономерности развития физических качеств
- 3. Общие механизмы развития физических качеств
- Лекция 8. Физиологическая характеристика мышечной силы Содержание
- 1. Общие понятия физического качества «сила».
- 2. Виды силы, измерение показателей силы
- 3. Средства воспитания силы
- 4. Методы силовой тренировки
- 5. Возрастные особенности развития силы и резервы силы
- 6. Методы измерения силы
- Лекция 9. Скорость и быстрота движений. Их резервы и тренировка Содержание
- Общие основы быстроты
- 2. Тренировка быстроты и ее компонентов
- 3. Возрастные особенности развития быстроты
- 4. Измерение быстроты движений
- 5. Скорость и скоростно-силовые качества
- 6. Скоростная подготовка
- Лекция 10. Выносливость. Физиологические механизмы развития и методы тренировки
- Физиологические механизмы развития выносливости
- 2. Биоэнергетические механизмы выносливости (работоспособности)
- Качественные и количественные характеристики различных биоэнергетических механизмов спортивной работоспособности
- 3. Факторы, определяющие аэробную производительность
- 4. Методы развития выносливости
- Комплексный метод (комплексное использование всех методов при большом разнообразии средств). Этот метод является наиболее "мягким" и происходит в условиях аэробно-анаэробного режима.
- 5. Методы измерения выносливости
- Лекция 11. Ловкость и координационные способности. Методы их тренировки Содержание
- 1. Общая характеристика ловкости и координационных способностей
- 2. Физиологическая характеристика координационных способностей
- 3. Методика воспитания координации
- 4. Возрастные особенности развития координации
- 5. Методы оценки координационных способностей спортсмена
- Лекция 12. Гибкость и основы методики ее воспитания Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Средства и методы воспитания гибкости
- 3. Методы измерения и оценки гибкости
- Лекция 13. Актуальные проблемы современной системы спортивной тренировки Содержание
- 1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
- 2. Сущность спорта и его основные понятия
- 3. Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса
- 4. Общая характеристика системы поэтапной подготовки спортсменов
- Лекция 14. Основные аспекты спортивной тренировки Содержание
- 1. Цель и задачи спортивной тренировки
- 2. Физические упражнения как основное средство спортивной тренировки
- 3. Методы спортивной тренировки
- 4. Принципы спортивной тренировки