1.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Софийский собор г. Полоцк
Есть в белорусском зодчестве уникальный памятник, который за многовековую историю своего существования трижды открывал пути развития архитектурно-художественной школы Беларуси. Это Софийский собор в Полоцке. Многократно сожженный, уничтоженный он как волшебная птица Феникс, каждый раз возрождался , возникал из небытия еще более величественный и светлый.
Первое летописное упоминание о Софийском соборе приводится в « Житии Ефросиньи Полоцкой» в связи с событиями 12 века. Время постройки храма в письменных источниках точно не обозначено. Исследователи относят время возведения собора к периоду княжения в Полоцке Всеслава Брячиславича ( средина 11 века ( до 1066г.) или между 1050-1055гг.).
В « Слове о полку Игореве» автор пишет о Всеславе Чародее « Тому в Полотске позвониша заутреннюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Киеве звон слыша».
Полоцкая София до нашего времени дошла только в отдельных фрагментах: от храма 11 века сохранились остатки апсид высотой до 9м, фрагменты стен и сводов.
Археологические раскопки и летописи дали возможность реконструировать его первоначальную объемно-пространственную структуру. Это был большой 5-тинефный трехапсидный крестово-купольный храм, почти квадратный в плане, который имел ширину (с севера на юг) 26,4 м, столько же и в длину без апсид, а с апсидами – 31,5м.
Особенностью полоцкой Софийского собора по сравнению с киевским и новгородским было наличие дополнительной пары столпов на восток от подкупольного квадрата, в результате чего северный и южный фасады полоцкой Софии были расчленены не на 4, а на 5 частей и приобрели определенную симметрию, подчеркнутую боковыми входами. Вместе с традиционной для христианских храмов продольной симметрии по оси восток-запад поперечная придавала внешней структуре храма большую центричность. Возможно. так проявила себя идея создания на уровне подкупольного квадрата равноконечного греческого креста, что позднее проявлялось при строительстве православных храмов. В католических храмах асимметричное расположение трансепта придавало верхнему сечению здания форму латинского креста. Дополнительная пара столпов создавала перед апсидой дополнительное пространство( вим) и в результате удлинялся центральный неф. Это приближало собор к базиликам, характерным для романской архитектуры, в отличие от интерьеров киевской и новгородской Софий, которые были развиты в ширину.
Ряд отличий наблюдается и в строительной технике. Если в киевском соборе преобладает кладка из плинфы, а в новгородском из натурального камня, то стены полоцкой Софии выложены в смешанной технике. Камень чередовался с плинфой ( кладка со скрытым рядом). На фундаменте имена зодчих - Давид, Тома, Микула, Петр.
Входные порталы находились в центре южного, северного и западного фасадов, в восточной части располагались апсиды и алтарь. Внутри храм был расписан фресками, от которых сохранились немногочисленные фрагменты, пол выложен керамическими майоликовыми плитками разных цветов. Внешний декор ограничен 2 рядами плоских ниш, которые чередовались с большими оконными проёмами.
В 14-16вв. белорусское зодчество приобрело оборонительный характер. В центре детинца древнего Полоцка, который превратился в Верхний замок, стоял Софийский собор, который по свидетельству исторических источников не раз являлся последним оборонительным пунктом города. Здание собора на протяжении 16-18вв. неоднократно горело и перестраивалось. Вид его на то время известен по рисунку С.Похоловицкого
« Осада Полоцка войсками Стефана Батория 11-30 августа 1579г.» и плану Полоцка 1707г. Объемно-пространственная композиция полоцкой Софии этого времени соответствует архитектуре известных оборонительных белорусских церквей белорусской готики в Сынковичах и Мурованке, и особенно пятибашневой церкви в Супросли, заложенной в 1503г. М.Ткачев датирует перестройку полоцкого Софийского собора в оборонительный в 1494-1501гг.
В конце 16 века Софийский собор в Полоцке перешел к униатам. В 1607 году здание потерпело от пожара и до 1618г. было отстроено.
Каким стал обновленный собор после пожара 1643г. неизвестно, но на плане 1707г. София снова представлена 5-тибашневым оборонительным храмом. Во время Северной войны с 1705 по 1710 гг. город занимали русские войска и по указу Петра 1-го Софийский собор превратился в склад боеприпасов. 1 мая 1710 года неожиданно взорвался порох и храм почти полностью был разрушен.
В 1738 году по инициативе архибискупа полоцкого Флориана Гробницкого началось восстановление униатского Софийского собора с учетом остатков древнего православного храма, но на основе новой эстетической и идеологической концепции. Здание приобрело форму трехнефной одноапсидной двухбашневой базилики, характерной для белорусского барокко 17-18вв. как униатский собор он был переориентирован алтарем на север. В результате длина древней Софии стала шириной новой Софии.. Симметрично трем восточным апсидам православного храма были возведены западная группа апсид. Которые вместе стали выполнять функцию невысокого трансепта. Средние апсиды ( высотой около 9м) получили граненое купольное завершение ( с фонариками). Особое внимание уделено главному южному фасаду. Он имеет не плоскостную, а пространственную структуру с двумя пятиярусными башнями по бокам и углубленными простенками между связками слоистых пилястр. Три верхние башни резко сужаются вверх по размерам, что создает впечатление космической устремленности храма. Фигурные очертания фронтонов создают на фоне неба ажурный узорчатый рисунок.
Имя автора проекта точно не известно, но вероятно, что София 18-го века произведение известного мастера виленского барокко И.Х Глаубица. В 1860-х годах художник Д.Струков обнаружил наличие останков первоначальной постройки .Многочисленные архитектурно-археологические исследования были проведены в 20-м веке и их результаты представлены в экспозиции музея, находящегося в соборе. В 1970-х годах Софийский собор был обновлен белорусскими архитекторами и снова стал духовным центром и символом одного из древнейших городов Беларуси.
Как известно, в настоящем произведении архитектуры должны соединяться три основные критерии – полезность, прочность и красота. На ранних этапах строительства человека интересовали только полезность и прочность. И только с появлением общественных зданий начинается новый этап зодчества. Общественные здания в своем функциональном предназначении, художественном образе и прогрессивных конструкциях воплощают идеологическую программу современного им общества. Для нашей страны этот этап начался с принятия христианства более тысячи лет тому назад и со строительством первых культовых сооружений по византийскому образцу. На то время церковь являлась почти что единственным хранителем традиций античной культуры, письменности и художественных ремесел. В культовых зданиях кроме религиозных ритуалов, проводились и гражданские, например присяга, проводились собрания, хранились ценности, собиралась библиотека, переписывались книги, велись летописи. В архитектуре церквей кроме символического сакрального содержания были заложены идеи патриотизма и могущества державы. Особенно ярко эти черты воплотились в трех Софийских соборах, возведенных в 11 веке в Киеве, Новгороде и Полоцке. Известно, что в главном храме полоцкой земли принимали послов, провозглашали войну или мир, тут находились государственная казна и архив. Но не менее значительным является и то, что Софийским собором в Полоцке было положено начало каменному монументальному зодчеству на наших землях.
- Введение
- Условия и порядок проведения итоговой аттестации
- 2010-2011 Учебный год
- Понятие и суть туроперейтинга
- Экономические функции туризма
- Характерные черты объектов туристического интереса
- Рекреационные туристические ресурсы
- Антропогенные туристические ресурсы
- Антропогенно-рекреационные туристические ресурсы
- Виды туроперейтинга
- Классификация туров в зависимости от целей туристов.
- Классификация туров в зависимости от вида применяемых транспортных средств
- Классификация туров в зависимости от степени стандартизации комплекса услуг
- Виды туристического маршрута
- Обязательные и дополнительные требования к туристическим услугам.
- Суть основного комплекса услуг в туре
- Дополнительный комплекс услуг в туре
- Стадии туроперейтинга
- I этап планирования как этап исследования и анализа
- Этап формирования туров
- Подходы, применяемые при формировании конкурентного преимущества на рынке, основываясь на внутренних возможностях туроператора
- Принципы составления календарного графика на сезон
- Стадия проектирования туров
- Набор технологической документации по туру
- Значение, отличительные черты и принципы планирования рекламных мероприятий и мероприятий по стимулированию продаж
- Системы сбыта туристического продукта
- Особенности формирования и формы организации каналов сбыта
- Стадия организации туров
- Особенности проведения рекламных и стади-туров
- Особенности сопровождения туристов в групповых и индивидуальных турах
- Сущность бронирования авиабилетов на регулярных рейсах и аренды чартерных судов
- Организация сотрудничества со страховыми компаниями
- Организация сотрудничества со средствами размещения
- Права туриста
- Обязанности туриста
- Внешние (экзогенные) факторы в туроперейтинге
- Классификация международных туроператоров в зависимости от сотрудничества с авиакомпанией
- 35. Профили работы туристического оператора
- Образцы по составлению программы тура
- По дисциплине «Экскурсоведение»
- Основные этапы развития экскурсионного дела в России.
- История становления экскурсионной деятельности в Республике Беларусь.
- Профессия «экскурсовод». Должностные обязанности экскурсовода.
- Требования, предъявляемые к личности экскурсовода.
- Профессиональное мастерство экскурсовода. Его слагаемые и пути совершенствования.
- Культура речи экскурсовода. Её составляющие.
- Внеречевые средства общения в экскурсионной работе. Классификация жестов.
- Экскурсия и её сущность. Признаки экскурсии. Её функции и принципы.
- Классификация экскурсий.
- Обзорные и тематические экскурсии.
- Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию. Виды группировок экскурсантов.
- Экскурсионный метод познания. Его требования, цель и задачи. Роль и виды памяти и внимания в процессе экскурсии.
- Педагогическое мастерство экскурсовода.
- Эстетическое воспитание на экскурсиях. Понятийный аппарат науки «эстетика». Эстетическая функция экскурсии.
- Процесс разработки новой экскурсии. Основные ступени и этапы подготовки новой экскурсии.
- Выбор и обоснование темы экскурсии. Определение цели и задач экскурсии.
- Подбор и изучение источников информации по теме экскурсии.
- Классификация экскурсионных объектов. Их изучение и отбор.
- Разработка маршрута экскурсии. Основные принципы и требования построения экскурсионных маршрутов. Задачи при организации объезда маршрута.
- Требования к составлению экскурсионных текстов. Основные отличительные черты контрольного и индивидуального текстов экскурсии.
- Комплектование «портфеля экскурсовода». Задачи и классификация дополнительных наглядных пособий. Техника использования «портфеля экскурсовода».
- Основные требования к составлению «технологической карты экскурсии». Её схема и содержание.
- Экскурсионная методика и пути её совершенствования.
- Показ в экскурсии. Его особенности, задачи и условия. Виды показа.
- Показ, как реализация принципа наглядности. Виды наглядности в экскурсии.
- Методические приёмы показа экскурсионных объектов.
- Методические приёмы рассказа в экскурсии.
- 29. Особые методические приемы проведения экскурсий.
- Освоение техники проведения экскурсии.
- Логика и её законы в экскурсии. Роль и задачи логических переходов.
- Качество экскурсионного обслуживания. Типичные недостатки в проведении экскурсий. Пути повышения качественного уровня проведения экскурсий.
- Показатели эффективности экскурсионной деятельности. Экономическая и социальная эффективность. Резервы повышения эффективности экскурсионной деятельности.
- 1.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Софийский собор г. Полоцк
- 2. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Ефросиньевская церковь г. Полоцк.
- Архитектуры: церковь св. Бориса и Глеба (Каложская) г. Гродно.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Каменецкая башня.
- 6.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: . Замок Ильиничей г. Мир.
- 7.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры костёл св. Франциска Ксаверия (фарный), г. Гродно.
- 8.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Дворцово – парковый ансамбль Радзивиллов, г.Несвиж.
- 9. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Церковь св. Михаила Архангела, д. Сынковичи.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Костёл Божьего тела г. Несвиж.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: замок Гедимина г.Лида
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: костёл бернардинцев, д. Будслав.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: собор Святого Духа (монастырь бернардинок)
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Костел св. Сымона и Алены ( Красный костел) г. Минск.
- Архитектуры: костел Матери Божьей д. Солы
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Маломожейковской церкви в д.Мурованка.
- 17.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Залесский дворец м.Огинского.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: дворцово-парковый ансамбль Румянцева-Паскевича в Гомеле.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: городская усадьба Ваньковичей.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Замок в Любче.
- 20. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Преображенская церковь, г. Заславль.
- 21. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Дом правительства, г. Минск.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Национальная библиотека Беларуси, г. Минск
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Кревский замок
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
- 25. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
- 27.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Монумент-обелиск на площади Победы.
- 28.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Курган Славы
- 29.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Ружанский дворцовый комплекс Дворец Сапег, Ружаны
- 30.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
- 31. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Комайский костел
- 32.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: николаевская церковь в г. Могилеве
- 33. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Гольшанский замок
- 34.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Новогрудский замок
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Бобруйская крепость
- Теоретическая часть к государственному квалификационному экзамену по дисциплине «Краеведение».
- Краеведение Беларуси. Цели, задачи и содержание.
- Общая характеристика видов краеведения.
- Школьное краеведение.
- Археологические источники и пути их использование в краеведческой работе.
- Палеографические источники.
- Основа нумизматических исследований на территории Беларуси.
- Язык беларусов.
- Музееведение.
- Несвижская коллекция рода Радзивиллов.
- Несвижский архив рода Радзивиллов.
- Музейные собрания Хрептовичей.
- Музейные собрания Тызенгаузов.
- Музейные собрания Чарторыйских.
- Музейные собрания Чапских.
- Развитие краеведения в н.19в.-т. Нарбут, н. Румянцев, е.Канкрин, п.Кеппен.
- 16.Краеведческое наследие Зориана Даленги- Ходаковского.
- 17. Краеведческая деятельность Евстафия Тышкевича.
- Беларусь в рисунках Наполеона Орды.
- А. Киркор «Живописная Россия».
- 20. П. Шпилевский «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю».
- Творчество в. Сырокомли.
- Развитие краеведения в 20-30 гг. 20в:1 и 2 Всебелорусские краеведческие съезды.
- Деятельность Центрального бюро краеведения.
- Создание государственных музеев в Минске, Витебске, Могилеве и Гомеле.
- 26. Послевоенное возрождение школьного и туристского краеведения.
- 27.Деятельность Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры.
- 28. Серия районных книг «Памяць».
- 29. Этнографический материал в краеведении.
- 30. Роль топонимики в краеведении.
- 31. Традиции белорусского народа.
- 32. Охраняемые природные территории.
- 33. Основные зоны отдыха общегосударственного значения.
- 34.Развитие краеведения в Республике Беларусь.
- 35. Костюм белорусов.
- Практическая часть к государственному квалификационному экзамену по дисциплине «Краеведение».
- Материалы к итоговой аттестации по дисциплине «Маркетинг в туризме» для специальности «Туризм и гостеприимство»
- Сильные и слабые стороны организационных структур службы маркетинга
- Матрица swot
- Список литературы, рекомендуемой при подготовке к итоговой аттестации