logo
СБОРНИК ГЭК-2011-2012

2. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Ефросиньевская церковь г. Полоцк.

После завершения Софийского собора монументальное каменное зодчество на территории Беларуси замирает. Возобновляется оно лишь в XII в. со строительства храмов на Полоцкой земле. В 50-х годах XII века полоцким архитектором и монахом Иоанном была возведена каменная Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке – замечательный памятник зодчества, дошедший до наших дней с позднейшими перестройками. Создание Спасо-Преображенской церкви неразрывно связано с именем княжны Предславы (около 1102 — 1173), дочери полоцкого князя Георгия Всеславича, которая в 12-летнем возрасте приняла постриг под именем Евфросиньи. Она была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и внучкой Всеслава Чародея. «Житие преподобной Евфросиньи Полоцкой» рассказывает о многих чудесных событиях, сопровождавших основание монастыря и строительство церкви: Евфросинье трижды являлся ангел, который указал ей место будущего монастыря. Такое же откровение получил и полоцкий епископ Илья, благословивший Евфросинью на создание женской обители. Небесный глас, повелевающий начать строительства храма, слышал во сне архитектор Иоанн. С самого начала своего создания храм оказывается под покровительством небесных сил. Возможно, поэтому, художественное и конструктивное решение этой небольшой трёхнефной одноглавой церкви прежде всего направлено на создание динамичного, устремлённого ввысь, к небу и Богу, образа, логично завершаемого золотым куполом, напоминающей пламя свечи. Ныне известно 10 зданий полоцкой школы зодчества. Сохранилась только Спасовская церковь. Мы видим, что она была сформирована на основе конструкции византийского крестово-купольного плана и получила особенности под влиянием романских традиций архитектуры Центральной и Южной Европы Конструкция церкви имеет ряд интересных особенностей: боковые нефы завершаются полукруглыми апсидами-нишами, спрятанными в толще восточной стены, и поэтому снаружи незаметны. В западной стене церкви располагается лестница на хоры, где находятся два небольших угловых помещения, которые, согласно преданию, служили кельями для преподобной Евфросиньи и её сестры Евпраксии. Вскоре после постройки Спасо-Преображенская церковь была расписана фресками, хорошо сохранившимися до наших дней. Фреска стала основным средством украшения храма. Самые древние находились в Софийском соборе Полоцка. После взрыва во времена Северной войны остались только фрагменты орнаментальной росписи. Лучше сохранились в Спасовской церкви в Полоцке. Большинство изображений написано по византийским канонам (фронтальность изображения, плоскостность, статичность, «греческий» тип лица).. Белорусская живопись с первых шагов отличается самобытностью, о чем свидетельствуют фрески Спасо-Ефросиньевского монастыря. В отдельных фресках наблюдается отступление от византийского стиля в бок романской динамики, профильности Сила красок фресковых росписей в полутемном помещении храма лишала конструкционную основу храма материальности, что подчеркивало нереальный, символический смысл архитектурного пространства. Центральное место в росписях древних храмов занимал образ Христа Спасителя, размещенный на главном куполе, который объединял живописную роспись в единый ансамбль. Воплощение церкви земной – образ Божией Матери, находился в апсиде. Ниже располагались земные избранники – отцы церкви, мученики, святые.

Сюжетные канонические изображения только формировались, поэтому часть персонажей обозначается как « неизвестные» святые. Среди древних фресок особенно выделяются изображения святых в нижних частях столбов храма. Обращенные непосредственно к верующим, они удивительно естественны, открыты и индивидуальны. Возможно, именно поэтому одну из них многие считают портретом Евфросиньи Полоцкой.

В 1886 году весь храм был заново расписан масляными красками. Новые росписи лишь приблизительно следовали системе росписей древних. О существовании старых фресок стало известно лишь в 20-х годах ХХ в., а в начале 90-х годов ХХ в. в храме началось планомерное и систематическое раскрытие и реставрация живописи XII в. Предположительно художники, работавшие над созданием росписей Спасо-Преображенской церкви, составляли смешанную артель, в которую входили и полоцкие мастера, возглавляемые византийским живописцем. В это время в храмах стали создавать иконописные ансамбли. Полоцкие князья привозят в 12 в. на белорусскую землю образцы византийской станковой живописи. Ефросинья обратилась к византийскому императору Мануилу Комнину и к патриарху константинопольскому Луке с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь – икону Божией Матери Эфесскую, написанную по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. В 1162 г. икона прибыла на Русь. Ее везли через Корсунь ( Херсонес), где по просьбе жителей она пробыла около года, получив название Корсунской, и, наконец, прибыла в Полоцк.

В Спасо-Преображенский храм Ефросинья пожертвовала напрестольный крест.

На склоне лет, предчувствуя кончину, Ефросинья совершила паломничество в Иерусалим. Она скончалась 24 мая 1173 г. В 1187г. султан Саладин завоевал Иерусалим и потребовал от христиан в 50-дневный срок покинуть город. Монахи забрали мощи святой и привезли в Киев. В Киево-Печерской лавре они находились до 1910г, а затем были возвращены в Полоцк. Но в 1922г. по постановлению народного комиссариата юстиции рака с мощами святой была вскрыта и отправлена на атеистическую выставку в Москву, затем в Витебск в краеведческий музей в качестве экспоната. Во время немецкой оккупации верующие перенесли мощи святой в Свято-Покровскую церковь в Витебске, а 23 октября 1943 г. мощи Ефросиньи возвратились в Полоцк.

Но в 1960г. обитель была закрыта. Но к 1990г. монастырь стал восстанавливаться.

3. Историческая и художественная ценность памятника