2. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Ефросиньевская церковь г. Полоцк.
После завершения Софийского собора монументальное каменное зодчество на территории Беларуси замирает. Возобновляется оно лишь в XII в. со строительства храмов на Полоцкой земле. В 50-х годах XII века полоцким архитектором и монахом Иоанном была возведена каменная Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке – замечательный памятник зодчества, дошедший до наших дней с позднейшими перестройками. Создание Спасо-Преображенской церкви неразрывно связано с именем княжны Предславы (около 1102 — 1173), дочери полоцкого князя Георгия Всеславича, которая в 12-летнем возрасте приняла постриг под именем Евфросиньи. Она была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и внучкой Всеслава Чародея. «Житие преподобной Евфросиньи Полоцкой» рассказывает о многих чудесных событиях, сопровождавших основание монастыря и строительство церкви: Евфросинье трижды являлся ангел, который указал ей место будущего монастыря. Такое же откровение получил и полоцкий епископ Илья, благословивший Евфросинью на создание женской обители. Небесный глас, повелевающий начать строительства храма, слышал во сне архитектор Иоанн. С самого начала своего создания храм оказывается под покровительством небесных сил. Возможно, поэтому, художественное и конструктивное решение этой небольшой трёхнефной одноглавой церкви прежде всего направлено на создание динамичного, устремлённого ввысь, к небу и Богу, образа, логично завершаемого золотым куполом, напоминающей пламя свечи. Ныне известно 10 зданий полоцкой школы зодчества. Сохранилась только Спасовская церковь. Мы видим, что она была сформирована на основе конструкции византийского крестово-купольного плана и получила особенности под влиянием романских традиций архитектуры Центральной и Южной Европы Конструкция церкви имеет ряд интересных особенностей: боковые нефы завершаются полукруглыми апсидами-нишами, спрятанными в толще восточной стены, и поэтому снаружи незаметны. В западной стене церкви располагается лестница на хоры, где находятся два небольших угловых помещения, которые, согласно преданию, служили кельями для преподобной Евфросиньи и её сестры Евпраксии. Вскоре после постройки Спасо-Преображенская церковь была расписана фресками, хорошо сохранившимися до наших дней. Фреска стала основным средством украшения храма. Самые древние находились в Софийском соборе Полоцка. После взрыва во времена Северной войны остались только фрагменты орнаментальной росписи. Лучше сохранились в Спасовской церкви в Полоцке. Большинство изображений написано по византийским канонам (фронтальность изображения, плоскостность, статичность, «греческий» тип лица).. Белорусская живопись с первых шагов отличается самобытностью, о чем свидетельствуют фрески Спасо-Ефросиньевского монастыря. В отдельных фресках наблюдается отступление от византийского стиля в бок романской динамики, профильности Сила красок фресковых росписей в полутемном помещении храма лишала конструкционную основу храма материальности, что подчеркивало нереальный, символический смысл архитектурного пространства. Центральное место в росписях древних храмов занимал образ Христа Спасителя, размещенный на главном куполе, который объединял живописную роспись в единый ансамбль. Воплощение церкви земной – образ Божией Матери, находился в апсиде. Ниже располагались земные избранники – отцы церкви, мученики, святые.
Сюжетные канонические изображения только формировались, поэтому часть персонажей обозначается как « неизвестные» святые. Среди древних фресок особенно выделяются изображения святых в нижних частях столбов храма. Обращенные непосредственно к верующим, они удивительно естественны, открыты и индивидуальны. Возможно, именно поэтому одну из них многие считают портретом Евфросиньи Полоцкой.
В 1886 году весь храм был заново расписан масляными красками. Новые росписи лишь приблизительно следовали системе росписей древних. О существовании старых фресок стало известно лишь в 20-х годах ХХ в., а в начале 90-х годов ХХ в. в храме началось планомерное и систематическое раскрытие и реставрация живописи XII в. Предположительно художники, работавшие над созданием росписей Спасо-Преображенской церкви, составляли смешанную артель, в которую входили и полоцкие мастера, возглавляемые византийским живописцем. В это время в храмах стали создавать иконописные ансамбли. Полоцкие князья привозят в 12 в. на белорусскую землю образцы византийской станковой живописи. Ефросинья обратилась к византийскому императору Мануилу Комнину и к патриарху константинопольскому Луке с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь – икону Божией Матери Эфесскую, написанную по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. В 1162 г. икона прибыла на Русь. Ее везли через Корсунь ( Херсонес), где по просьбе жителей она пробыла около года, получив название Корсунской, и, наконец, прибыла в Полоцк.
В Спасо-Преображенский храм Ефросинья пожертвовала напрестольный крест.
На склоне лет, предчувствуя кончину, Ефросинья совершила паломничество в Иерусалим. Она скончалась 24 мая 1173 г. В 1187г. султан Саладин завоевал Иерусалим и потребовал от христиан в 50-дневный срок покинуть город. Монахи забрали мощи святой и привезли в Киев. В Киево-Печерской лавре они находились до 1910г, а затем были возвращены в Полоцк. Но в 1922г. по постановлению народного комиссариата юстиции рака с мощами святой была вскрыта и отправлена на атеистическую выставку в Москву, затем в Витебск в краеведческий музей в качестве экспоната. Во время немецкой оккупации верующие перенесли мощи святой в Свято-Покровскую церковь в Витебске, а 23 октября 1943 г. мощи Ефросиньи возвратились в Полоцк.
Но в 1960г. обитель была закрыта. Но к 1990г. монастырь стал восстанавливаться.
3. Историческая и художественная ценность памятника
- Введение
- Условия и порядок проведения итоговой аттестации
- 2010-2011 Учебный год
- Понятие и суть туроперейтинга
- Экономические функции туризма
- Характерные черты объектов туристического интереса
- Рекреационные туристические ресурсы
- Антропогенные туристические ресурсы
- Антропогенно-рекреационные туристические ресурсы
- Виды туроперейтинга
- Классификация туров в зависимости от целей туристов.
- Классификация туров в зависимости от вида применяемых транспортных средств
- Классификация туров в зависимости от степени стандартизации комплекса услуг
- Виды туристического маршрута
- Обязательные и дополнительные требования к туристическим услугам.
- Суть основного комплекса услуг в туре
- Дополнительный комплекс услуг в туре
- Стадии туроперейтинга
- I этап планирования как этап исследования и анализа
- Этап формирования туров
- Подходы, применяемые при формировании конкурентного преимущества на рынке, основываясь на внутренних возможностях туроператора
- Принципы составления календарного графика на сезон
- Стадия проектирования туров
- Набор технологической документации по туру
- Значение, отличительные черты и принципы планирования рекламных мероприятий и мероприятий по стимулированию продаж
- Системы сбыта туристического продукта
- Особенности формирования и формы организации каналов сбыта
- Стадия организации туров
- Особенности проведения рекламных и стади-туров
- Особенности сопровождения туристов в групповых и индивидуальных турах
- Сущность бронирования авиабилетов на регулярных рейсах и аренды чартерных судов
- Организация сотрудничества со страховыми компаниями
- Организация сотрудничества со средствами размещения
- Права туриста
- Обязанности туриста
- Внешние (экзогенные) факторы в туроперейтинге
- Классификация международных туроператоров в зависимости от сотрудничества с авиакомпанией
- 35. Профили работы туристического оператора
- Образцы по составлению программы тура
- По дисциплине «Экскурсоведение»
- Основные этапы развития экскурсионного дела в России.
- История становления экскурсионной деятельности в Республике Беларусь.
- Профессия «экскурсовод». Должностные обязанности экскурсовода.
- Требования, предъявляемые к личности экскурсовода.
- Профессиональное мастерство экскурсовода. Его слагаемые и пути совершенствования.
- Культура речи экскурсовода. Её составляющие.
- Внеречевые средства общения в экскурсионной работе. Классификация жестов.
- Экскурсия и её сущность. Признаки экскурсии. Её функции и принципы.
- Классификация экскурсий.
- Обзорные и тематические экскурсии.
- Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию. Виды группировок экскурсантов.
- Экскурсионный метод познания. Его требования, цель и задачи. Роль и виды памяти и внимания в процессе экскурсии.
- Педагогическое мастерство экскурсовода.
- Эстетическое воспитание на экскурсиях. Понятийный аппарат науки «эстетика». Эстетическая функция экскурсии.
- Процесс разработки новой экскурсии. Основные ступени и этапы подготовки новой экскурсии.
- Выбор и обоснование темы экскурсии. Определение цели и задач экскурсии.
- Подбор и изучение источников информации по теме экскурсии.
- Классификация экскурсионных объектов. Их изучение и отбор.
- Разработка маршрута экскурсии. Основные принципы и требования построения экскурсионных маршрутов. Задачи при организации объезда маршрута.
- Требования к составлению экскурсионных текстов. Основные отличительные черты контрольного и индивидуального текстов экскурсии.
- Комплектование «портфеля экскурсовода». Задачи и классификация дополнительных наглядных пособий. Техника использования «портфеля экскурсовода».
- Основные требования к составлению «технологической карты экскурсии». Её схема и содержание.
- Экскурсионная методика и пути её совершенствования.
- Показ в экскурсии. Его особенности, задачи и условия. Виды показа.
- Показ, как реализация принципа наглядности. Виды наглядности в экскурсии.
- Методические приёмы показа экскурсионных объектов.
- Методические приёмы рассказа в экскурсии.
- 29. Особые методические приемы проведения экскурсий.
- Освоение техники проведения экскурсии.
- Логика и её законы в экскурсии. Роль и задачи логических переходов.
- Качество экскурсионного обслуживания. Типичные недостатки в проведении экскурсий. Пути повышения качественного уровня проведения экскурсий.
- Показатели эффективности экскурсионной деятельности. Экономическая и социальная эффективность. Резервы повышения эффективности экскурсионной деятельности.
- 1.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Софийский собор г. Полоцк
- 2. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Ефросиньевская церковь г. Полоцк.
- Архитектуры: церковь св. Бориса и Глеба (Каложская) г. Гродно.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Каменецкая башня.
- 6.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: . Замок Ильиничей г. Мир.
- 7.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры костёл св. Франциска Ксаверия (фарный), г. Гродно.
- 8.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Дворцово – парковый ансамбль Радзивиллов, г.Несвиж.
- 9. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Церковь св. Михаила Архангела, д. Сынковичи.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Костёл Божьего тела г. Несвиж.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: замок Гедимина г.Лида
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: костёл бернардинцев, д. Будслав.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: собор Святого Духа (монастырь бернардинок)
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Костел св. Сымона и Алены ( Красный костел) г. Минск.
- Архитектуры: костел Матери Божьей д. Солы
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Маломожейковской церкви в д.Мурованка.
- 17.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Залесский дворец м.Огинского.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: дворцово-парковый ансамбль Румянцева-Паскевича в Гомеле.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: городская усадьба Ваньковичей.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Замок в Любче.
- 20. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Преображенская церковь, г. Заславль.
- 21. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Дом правительства, г. Минск.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Национальная библиотека Беларуси, г. Минск
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Кревский замок
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
- 25. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
- 27.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Монумент-обелиск на площади Победы.
- 28.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Курган Славы
- 29.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Ружанский дворцовый комплекс Дворец Сапег, Ружаны
- 30.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
- 31. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Комайский костел
- 32.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: николаевская церковь в г. Могилеве
- 33. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Гольшанский замок
- 34.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Новогрудский замок
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Бобруйская крепость
- Теоретическая часть к государственному квалификационному экзамену по дисциплине «Краеведение».
- Краеведение Беларуси. Цели, задачи и содержание.
- Общая характеристика видов краеведения.
- Школьное краеведение.
- Археологические источники и пути их использование в краеведческой работе.
- Палеографические источники.
- Основа нумизматических исследований на территории Беларуси.
- Язык беларусов.
- Музееведение.
- Несвижская коллекция рода Радзивиллов.
- Несвижский архив рода Радзивиллов.
- Музейные собрания Хрептовичей.
- Музейные собрания Тызенгаузов.
- Музейные собрания Чарторыйских.
- Музейные собрания Чапских.
- Развитие краеведения в н.19в.-т. Нарбут, н. Румянцев, е.Канкрин, п.Кеппен.
- 16.Краеведческое наследие Зориана Даленги- Ходаковского.
- 17. Краеведческая деятельность Евстафия Тышкевича.
- Беларусь в рисунках Наполеона Орды.
- А. Киркор «Живописная Россия».
- 20. П. Шпилевский «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю».
- Творчество в. Сырокомли.
- Развитие краеведения в 20-30 гг. 20в:1 и 2 Всебелорусские краеведческие съезды.
- Деятельность Центрального бюро краеведения.
- Создание государственных музеев в Минске, Витебске, Могилеве и Гомеле.
- 26. Послевоенное возрождение школьного и туристского краеведения.
- 27.Деятельность Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры.
- 28. Серия районных книг «Памяць».
- 29. Этнографический материал в краеведении.
- 30. Роль топонимики в краеведении.
- 31. Традиции белорусского народа.
- 32. Охраняемые природные территории.
- 33. Основные зоны отдыха общегосударственного значения.
- 34.Развитие краеведения в Республике Беларусь.
- 35. Костюм белорусов.
- Практическая часть к государственному квалификационному экзамену по дисциплине «Краеведение».
- Материалы к итоговой аттестации по дисциплине «Маркетинг в туризме» для специальности «Туризм и гостеприимство»
- Сильные и слабые стороны организационных структур службы маркетинга
- Матрица swot
- Список литературы, рекомендуемой при подготовке к итоговой аттестации