logo
СБОРНИК ГЭК-2011-2012

27.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Монумент-обелиск на площади Победы.

Примером синтеза архитектуры и скульптуры являет­ся также памятник-обелиск «Победа» в Минске. Он расположен на площади того же на­звания, имеющей круглую форму (раньше площадь име­новалась «Круглой»). Свободное пространство площади было довольно велико, и построенные здесь еще до войны жилые дома не могли служить для нее достаточно силь­ной оправой, т. е. композиция площади требовала закреп­ления ее центра. Этому могла служить только вертикаль. И сооруженный позже памятник-обелиск, благодаря своей внушительной высоте (общая высота сооружения дости­гает 40 м) и идентичности всех сторон, хорошо фиксирует центр площади и заодно организует прилегающий район города. Памятник-обелиск «Победа» состоит из развитого ступенчатого основания, кубической формы цоколя, па кото­ром покоится четырехграппый ствол из серого гранита, завершающийся орденом Победы из смальты.

На проект памятника был объявлен конкурс. Проекту минских архитекторов В. Заборского и Б. Короля при­судили первую премию. Памятник задуман ими как до­вольно сложная архитектурно-скульптурная композиция. Над осуществлением проекта в натуре работали также известные белорусские ваятели 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов и С. Селиханов. Они создали главное скульп­турное убранство памятника-обелиска — четыре монумен­тальных тематических горельефа, оформляющих его цо­кольную часть. Расположение горельефов, принцип их по­строения, тематика каждого из них строго продуманы и осмыслены.

Западный горельеф (исполнитель А. Бембель) занима­ет наиболее ответственное место в общем композиционном решении памятника. Он посвящен исторической победе советского народа в войне. Идейным и геометрическим центром здесь является фигура офицера Советской Армии, в одной руке держащего древко развевающегося Красного Знамени, энергичным жестом другой приветствующего мирное население. Но сторонам расположены солдаты-танкисты, партизаны, женщины, дети. У многих из них цветы.

Заложенный в западном горельефе композиционный принцип построения, его замкнутый характер, можно на­блюдать в противоположном —- восточном, где изображе­но прощание народа с павшими героями (исполнитель З.Азгур). Здесь также подчеркнуто центровое построение. Горельеф решен сдержанно, движения людей — военных, штатских, молодых и стариков, женщин и детей — скупы. На их лицах — печать скорби и суровости. Люди с досто­инством, в торжественно-траурном молчании прощаются с павшими героями.

В другом плане решены северный и южный горельефы. Первый из них (исполнитель А. Глебов) показывает само­отверженную борьбу белорусских партизан в тылу врага. Рельсовая война — таково конкретное содержание горель­ефа. Группа партизан во главе со своим командиром в центре разбирает железнодорожное полотно: одни работа­ют ломами, другие — кирками и лопатами, третьи — от­стреливаются от наседающих гитлеровцев. Движение фи­гур в горельефе направлено слева направо, что имеет свое оправдание. Это соответствует положению горельефа в об­щем объемно-пространственном решении памятника.

Движение фигур в четвертом, южном, горельефе (ис­полнитель С. Селиханов), наоборот, направлено справа налево. Это вызвано той же причиной — положением го­рельефа в общей композиции памятника-обелиска. Горель­еф изображает эпизод наступательного боя одного из со­единений Белорусского фронта. Замысел композиции рас­крывается главным образом в центральной группе, где боевое знамя части из рук смертельно раненого автомат­чика переходит к другому бойцу, призывающему идти вперед на врага. Расположенные с обеих сторон этой груп­пы остальные участники события — офицеры, солдаты, санитарка, поддерживающая поникшее тело раненого, под­черкивают и усиливают основной замысел горельефа.

Памятник-обелиск «Победа» твердо вошел в художе­ственную летопись Белоруссии, стал эмблемой нового Минска, его главной достопримечательности (памятник был открыт 3 июля 1954 г.— в 10-ю годовщину освобожде­ния Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков).