logo
СБОРНИК ГЭК-2011-2012

26. Послевоенное возрождение школьного и туристского краеведения.

В 1945г. проходил съезд учителей Белоруссии, который призвал педагогические коллективы республики снова ввести в практику обучения и воспитания молодого поколения такие формы и методы краеведческой работы, как экскурсии, прогулки, поиск и изучение местных памятников истории, собирание фольклора, предметов культуры и искусства, создание краеведческих кружков, музеев.Большое значение для изучения края имеют школьные краеведческие кружки, которые позволяют организовать систематическое изучение края по определенной программе и с постоянным составом школьников.Весомый вклад в краеведение внесли пионеры и школьники республики. Они устанавливали ранее неизвестные имена воинов Советской Армии, партизан и подпольщиков, выявляли воинские могилы, организовали уход за братскими захоронениями, участвовали в открытии новых музеев, комнат и уголков. Благодаря их поискам, 1700 боевых наград нашли своих адресатов. Большую работу по пропаганде поисковой деятельности пионеров и школьников проводят школьные музеи.

Наряду с известными, проверенными формами краеведческой работы в республике применялось немало новых форм:

- дни и недели революционной и боевой славы,

- создание патриотических клубов,

- создание школьных научных товариществ,

- проведение вечеров, посвященных знаменательным и памятным датам, - организация лекториев, кинолекториев,

- организация конкурсов на лучшую организацию шефской работы над памятниками,

- организация конкурсов на лучшее освещение в печати, по радио и телевидению военно-патриотической темы, вопросов охраны, пропаганды и использования памятников истории и культуры и т.д.

Летом 1946 г. по инициативе московских пионеров и школьников тысячи учащихся страны совершили путешествия по родному краю. Походы и экскурсии вылились в массовое движение краеведов по изучению истории СССР, ее неисчерпаемых природных богатств.Весной 1947 г. в БССР был создан Республиканский совет по организации и проведению походов и экскурсий, в который вошли виднейшие ученые Белоруссии, представители ЦК ЛКСБ, Министерства просвещения БССР.Совет наметил ряд республиканских маршрутов, связанных с изучением Историко-археологических памятников края, героической борьбой белорусского народа с иностранными захватчиками в далеком прошлом, в годы гражданской и ВОВ. Совет министров БССР обязал местные органы власти оказать юным краеведам всяческую помощь в организации и проведении походов и экскурсий. На эти цели правительство республики выделило свыше 500 тыс. рублей и 3,5 тыс. продовольственных пайков. К 1949 г. в одних только многодневных походах на большие расстояния участвовало свыше 30 тыс. школьников Беларуси. Краеведы собирали коллекции для школ, делали зарисовки, описания, записывали воспоминания участников революции, героев войны и труда. Итоги походов и экскурсий обсуждались на республиканских, областных и городских слетах пионеров, юных туристов, учительских семинарах, в педагогических коллективах.