Условия и порядок проведения итоговой аттестации
При проведении текущей и итоговой аттестации критериями оценки служат объем, полнота, системность и обобщенность усвоенных общеобразовательных, общенаучных и профессиональных знаний, умений и навыков.
Итоговая аттестация проводится в целях определения соответствия компетентности выпускника требованиям образовательного стандарта специальности и служит основанием для присвоения ему квалификации.
Итоговая аттестация осуществляется государственной квалификационной комиссией.
Государственная квалификационная комиссия создается во всех типах учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования и прошедших аккредитацию, независимо от их подчиненности и формы собственности.
Государственная квалификационная комиссия создается по каждой специальности и, как правило, является единой для всех форм обучения. В зависимости от числа выпускников по одной специальности могут создаваться несколько комиссий или одна объединенная для родственных специальностей.
Государственная квалификационная комиссия работает в сроки, определенные учебным планом специальности. График работы согласовывается с председателем, утверждается руководителем учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, и доводится до сведения учащихся не позднее чем за две недели до начала итоговой аттестации.
Время работы государственной квалификационной комиссии рассчитывается исходя из установленных для каждого вида итоговой аттестации норм времени и числа учащихся, участвующих в итоговой аттестации. При этом продолжительность работы комиссии в день не должна превышать семи астрономических часов. При необходимости группа делится на подгруппы.
Председателями государственной квалификационной комиссии, по предложению руководителя учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, могут назначаться руководители и высококвалифицированные специалисты отраслевых министерств и других органов управления отраслями, организаций, педагогические работники высших учебных заведений, не работающие в данном учреждении образования, в том числе на условиях штатного совместительства или почасовой оплаты труда. Председатель государственной квалификационной комиссии утверждается Министерством образования Республики Беларусь или иным органом управления, в подчинении которого находится учреждение, обеспечивающее получение среднего специального образования. Заместителем председателя государственной квалификационной комиссии назначается руководитель учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, или его заместитель.
В состав государственной квалификационной комиссии на правах ее членов (4 или 6 человек) могут входить: руководитель учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, или его заместитель (если они не назначены заместителем председателя), а также заведующий отделением, председатели предметных (цикловых) комиссий, преподаватели специальных дисциплин. Кроме педагогических работников в состав государственной квалификационной комиссии могут быть включены высококвалифицированные специалисты по профилю специальности. Для ведения и оформления документации на период итоговой аттестации в состав государственной квалификационной комиссии включается технический секретарь, который назначается приказом руководителя учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования. Состав государственной квалификационной комиссии (председатель и члены комиссии) по аккредитованным специальностям в частном учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования, утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
Государственная квалификационная комиссия определяет уровень качества теоретической и практической подготовки выпускников, принимает решения о присвоении им квалификации, выдаче диплома (с отличием, без отличия), рекомендует выпускников для поступления в высшее учебное заведение, подготавливает предложения по дальнейшему совершенствованию профессиональной подготовки специалистов.
Форма и сроки проведения итоговой аттестации определяются учебным планом специальности.
К итоговой аттестации допускаются учащиеся, прошедшие полный курс обучения и выполнившие все требования учебного плана специальности и учебных программ дисциплин.
Допуск учащихся к итоговой аттестации осуществляется приказом руководителя учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования.
Учащийся, не прошедший итоговую аттестацию в установленные учебным планом специальности сроки по уважительной причине, допускается к итоговой аттестации в другой срок во время работы государственной квалификационной комиссии.
Учащийся, получивший по результатам итоговой аттестации неудовлетворительную оценку или не прошедший итоговую аттестацию в установленные сроки, отчисляется из учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования. Ему выдается справка установленного образца.
Повторная итоговая аттестация разрешается один раз в течение трех лет с момента окончания учащимся полного курса обучения, но не ранее чем через 10 месяцев. Повторно сдаются государственные экзамены только по тем дисциплинам, по которым была получена неудовлетворительная оценка. Наименование и объем этих дисциплин определяется учебным планом специальности, действовавшим в год окончания учащимся полного курса обучения, с учетом изменений в учебных программах дисциплин за истекший период.
При неудовлетворительной оценке по результатам защиты дипломного проекта (работы) учащемуся по решению государственной квалификационной комиссии определяется новая тема дипломного проекта (работы) или разрешается повторная защита дипломного проекта (работы) по ранее утвержденной теме.
Учащемуся, получившему по результатам повторной итоговой аттестации положительные оценки, выдается диплом о среднем специальном образовании. Справка, ранее выданная в учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования, остается в личном деле выпускника.
Повторная итоговая аттестация с целью повышения оценки не допускается.
Форма проведения государственного экзамена по дисциплине (специальности) определяется учреждением, обеспечивающим получение среднего специального образования.
Устный государственный экзамен по дисциплине проводится по билетам, письменный – по заданиям.
Экзаменационные билеты и варианты заданий разрабатываются преподавателем соответствующей дисциплины, рассматриваются предметной (цикловой) комиссией и утверждаются руководителем учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, не позднее чем за 10 дней до начала государственного экзамена.
Для разработки экзаменационных материалов и программы подготовки учащихся к государственному экзамену по специальности приказом руководителя учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, создается рабочая группа из преподавателей дисциплин, которые выносятся на государственный экзамен. В экзаменационные материалы включаются теоретические вопросы, задачи, тесты, деловые ситуации и другие виды заданий, позволяющие осуществить контроль результатов учебной деятельности выпускника по ряду дисциплин учебного плана в соответствии с квалификационными требованиями к специалисту.
Экзаменационные материалы и программа подготовки учащихся к государственному экзамену по специальности рассматриваются цикловой комиссией, утверждаются руководителем учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования.
Программа подготовки доводится до сведения учащихся не позднее чем за два месяца до начала государственного экзамена по специальности.
Перечень оборудования, наглядных пособий, справочной литературы и других материалов, предназначенных для использования на государственных экзаменах, составляется преподавателями, обсуждается цикловой комиссией, утверждается заместителем руководителя по учебной работе.
Количество комплектов экзаменационных билетов и вариантов заданий должно соответствовать количеству учебных групп, а число билетов – превышать число учащихся в группе. Повторное использование экзаменационных билетов и заданий не допускается.
Расписание государственных экзаменов составляется с учетом следующих требований: в течение дня в учебной группе проводится один письменный или устный государственный экзамен по дисциплине, интервал между государственными экзаменами должен быть не менее пяти дней.
Государственный экзамен по специальности может проводиться в течение нескольких дней в два этапа - теоретический и практический. Интервал между проведением отдельных этапов не должен превышать пяти дней.
Время на проведение государственного экзамена по специальности рассчитывается путем суммирования времени на каждый этап. На проведение одного из этапов экзамена в письменной форме отводится не более четырех астрономических часов (240 минут) на учебную группу, в устной форме - не более 40 минут на одного экзаменуемого.
На проведение консультаций перед экзаменом предусматривается не более трех астрономических часов (180 минут).
Учащийся, получивший на государственных экзаменах по дисциплинам неудовлетворительную оценку по одной из дисциплин, не лишается права продолжать сдачу государственных экзаменов по другим дисциплинам.
Государственный экзамен по специальности оценивается одной оценкой с учетом оценки отдельных его этапов. В случае, если по одному из этапов учащийся получил неудовлетворительную оценку, он не допускается к сдаче следующего этапа и ему выставляется неудовлетворительная оценка по государственному экзамену по специальности.
В государственную квалификационную комиссию представляются следующие материалы:
приказ о допуске учащихся к итоговой аттестации;
сводные ведомости успеваемости учащихся, заверенные заместителем руководителя по учебной работе, и книжки успеваемости учащихся;
учебные программы по дисциплинам, вынесенным на государственные экзамены, а по специальностям искусства – программы выступлений;
комплекты экзаменационных билетов и варианты заданий для письменных экзаменационных работ; утвержденный перечень оборудования, пособий и материалов;
дипломные проекты (работы) вместе с письменными отзывами руководителей и рецензиями.
Итоговая аттестация проводится на открытом заседании государственной квалификационной комиссии с участием не менее 2/3 состава комиссии.
Решение государственной квалификационной комиссии об оценке учащихся принимается на закрытом заседании простым большинством голосов и объявляется в день завершения итоговой аттестации.
Решения о присвоении учащимся квалификации и выдаче дипломов (с отличием, без отличия) и по другим вопросам принимаются государственной квалификационной комиссией в полном ее составе на итоговом закрытом заседании.
По окончании итоговой аттестации председатель государственной квалификационной комиссии в двухнедельный срок составляет отчет о результатах итоговой аттестации, направляет его в Министерство образования Республики Беларусь или иной орган управления по подчиненности, копию - руководителю учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования.
В отчете должны быть отражены следующие вопросы: уровень подготовки выпускаемых специалистов; количество выпускников дневных отделений, рекомендованных к поступлению в высшие учебные заведения; предложения по дальнейшему совершенствованию подготовки специалистов.
Практическая часть к государственному квалификационному экзамену по дисциплине «Иностранный язык делового общения».
- Введение
- Условия и порядок проведения итоговой аттестации
- 2010-2011 Учебный год
- Понятие и суть туроперейтинга
- Экономические функции туризма
- Характерные черты объектов туристического интереса
- Рекреационные туристические ресурсы
- Антропогенные туристические ресурсы
- Антропогенно-рекреационные туристические ресурсы
- Виды туроперейтинга
- Классификация туров в зависимости от целей туристов.
- Классификация туров в зависимости от вида применяемых транспортных средств
- Классификация туров в зависимости от степени стандартизации комплекса услуг
- Виды туристического маршрута
- Обязательные и дополнительные требования к туристическим услугам.
- Суть основного комплекса услуг в туре
- Дополнительный комплекс услуг в туре
- Стадии туроперейтинга
- I этап планирования как этап исследования и анализа
- Этап формирования туров
- Подходы, применяемые при формировании конкурентного преимущества на рынке, основываясь на внутренних возможностях туроператора
- Принципы составления календарного графика на сезон
- Стадия проектирования туров
- Набор технологической документации по туру
- Значение, отличительные черты и принципы планирования рекламных мероприятий и мероприятий по стимулированию продаж
- Системы сбыта туристического продукта
- Особенности формирования и формы организации каналов сбыта
- Стадия организации туров
- Особенности проведения рекламных и стади-туров
- Особенности сопровождения туристов в групповых и индивидуальных турах
- Сущность бронирования авиабилетов на регулярных рейсах и аренды чартерных судов
- Организация сотрудничества со страховыми компаниями
- Организация сотрудничества со средствами размещения
- Права туриста
- Обязанности туриста
- Внешние (экзогенные) факторы в туроперейтинге
- Классификация международных туроператоров в зависимости от сотрудничества с авиакомпанией
- 35. Профили работы туристического оператора
- Образцы по составлению программы тура
- По дисциплине «Экскурсоведение»
- Основные этапы развития экскурсионного дела в России.
- История становления экскурсионной деятельности в Республике Беларусь.
- Профессия «экскурсовод». Должностные обязанности экскурсовода.
- Требования, предъявляемые к личности экскурсовода.
- Профессиональное мастерство экскурсовода. Его слагаемые и пути совершенствования.
- Культура речи экскурсовода. Её составляющие.
- Внеречевые средства общения в экскурсионной работе. Классификация жестов.
- Экскурсия и её сущность. Признаки экскурсии. Её функции и принципы.
- Классификация экскурсий.
- Обзорные и тематические экскурсии.
- Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию. Виды группировок экскурсантов.
- Экскурсионный метод познания. Его требования, цель и задачи. Роль и виды памяти и внимания в процессе экскурсии.
- Педагогическое мастерство экскурсовода.
- Эстетическое воспитание на экскурсиях. Понятийный аппарат науки «эстетика». Эстетическая функция экскурсии.
- Процесс разработки новой экскурсии. Основные ступени и этапы подготовки новой экскурсии.
- Выбор и обоснование темы экскурсии. Определение цели и задач экскурсии.
- Подбор и изучение источников информации по теме экскурсии.
- Классификация экскурсионных объектов. Их изучение и отбор.
- Разработка маршрута экскурсии. Основные принципы и требования построения экскурсионных маршрутов. Задачи при организации объезда маршрута.
- Требования к составлению экскурсионных текстов. Основные отличительные черты контрольного и индивидуального текстов экскурсии.
- Комплектование «портфеля экскурсовода». Задачи и классификация дополнительных наглядных пособий. Техника использования «портфеля экскурсовода».
- Основные требования к составлению «технологической карты экскурсии». Её схема и содержание.
- Экскурсионная методика и пути её совершенствования.
- Показ в экскурсии. Его особенности, задачи и условия. Виды показа.
- Показ, как реализация принципа наглядности. Виды наглядности в экскурсии.
- Методические приёмы показа экскурсионных объектов.
- Методические приёмы рассказа в экскурсии.
- 29. Особые методические приемы проведения экскурсий.
- Освоение техники проведения экскурсии.
- Логика и её законы в экскурсии. Роль и задачи логических переходов.
- Качество экскурсионного обслуживания. Типичные недостатки в проведении экскурсий. Пути повышения качественного уровня проведения экскурсий.
- Показатели эффективности экскурсионной деятельности. Экономическая и социальная эффективность. Резервы повышения эффективности экскурсионной деятельности.
- 1.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Софийский собор г. Полоцк
- 2. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Ефросиньевская церковь г. Полоцк.
- Архитектуры: церковь св. Бориса и Глеба (Каложская) г. Гродно.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Каменецкая башня.
- 6.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: . Замок Ильиничей г. Мир.
- 7.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры костёл св. Франциска Ксаверия (фарный), г. Гродно.
- 8.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Дворцово – парковый ансамбль Радзивиллов, г.Несвиж.
- 9. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Церковь св. Михаила Архангела, д. Сынковичи.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Костёл Божьего тела г. Несвиж.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: замок Гедимина г.Лида
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: костёл бернардинцев, д. Будслав.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: собор Святого Духа (монастырь бернардинок)
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Костел св. Сымона и Алены ( Красный костел) г. Минск.
- Архитектуры: костел Матери Божьей д. Солы
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Маломожейковской церкви в д.Мурованка.
- 17.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Залесский дворец м.Огинского.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: дворцово-парковый ансамбль Румянцева-Паскевича в Гомеле.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: городская усадьба Ваньковичей.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Замок в Любче.
- 20. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Преображенская церковь, г. Заславль.
- 21. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Дом правительства, г. Минск.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Национальная библиотека Беларуси, г. Минск
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Кревский замок
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
- 25. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
- 27.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Монумент-обелиск на площади Победы.
- 28.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Курган Славы
- 29.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Ружанский дворцовый комплекс Дворец Сапег, Ружаны
- 30.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
- 31. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Комайский костел
- 32.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: николаевская церковь в г. Могилеве
- 33. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Гольшанский замок
- 34.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Новогрудский замок
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Бобруйская крепость
- Теоретическая часть к государственному квалификационному экзамену по дисциплине «Краеведение».
- Краеведение Беларуси. Цели, задачи и содержание.
- Общая характеристика видов краеведения.
- Школьное краеведение.
- Археологические источники и пути их использование в краеведческой работе.
- Палеографические источники.
- Основа нумизматических исследований на территории Беларуси.
- Язык беларусов.
- Музееведение.
- Несвижская коллекция рода Радзивиллов.
- Несвижский архив рода Радзивиллов.
- Музейные собрания Хрептовичей.
- Музейные собрания Тызенгаузов.
- Музейные собрания Чарторыйских.
- Музейные собрания Чапских.
- Развитие краеведения в н.19в.-т. Нарбут, н. Румянцев, е.Канкрин, п.Кеппен.
- 16.Краеведческое наследие Зориана Даленги- Ходаковского.
- 17. Краеведческая деятельность Евстафия Тышкевича.
- Беларусь в рисунках Наполеона Орды.
- А. Киркор «Живописная Россия».
- 20. П. Шпилевский «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю».
- Творчество в. Сырокомли.
- Развитие краеведения в 20-30 гг. 20в:1 и 2 Всебелорусские краеведческие съезды.
- Деятельность Центрального бюро краеведения.
- Создание государственных музеев в Минске, Витебске, Могилеве и Гомеле.
- 26. Послевоенное возрождение школьного и туристского краеведения.
- 27.Деятельность Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры.
- 28. Серия районных книг «Памяць».
- 29. Этнографический материал в краеведении.
- 30. Роль топонимики в краеведении.
- 31. Традиции белорусского народа.
- 32. Охраняемые природные территории.
- 33. Основные зоны отдыха общегосударственного значения.
- 34.Развитие краеведения в Республике Беларусь.
- 35. Костюм белорусов.
- Практическая часть к государственному квалификационному экзамену по дисциплине «Краеведение».
- Материалы к итоговой аттестации по дисциплине «Маркетинг в туризме» для специальности «Туризм и гостеприимство»
- Сильные и слабые стороны организационных структур службы маркетинга
- Матрица swot
- Список литературы, рекомендуемой при подготовке к итоговой аттестации