Логика и её законы в экскурсии. Роль и задачи логических переходов.
Логика в экскурсиях - это наука о законах и формах, в которых протекает человеческое мышление. Эти законы должны найти отражение в экскурсионном рассказе, построении речи экскурсовода, а также в видах экскурсионного анализа.
К числу логических законов относятся:
Закон тождества. В экскурсии он находит выражение в том, что в рассказе экскурсовода о каком-либо объекте (событии или явлении) данный объект не должен подменяться другим, чтобы понятия в рассказе не имели разного смысла.
Закон противоречия. Означает, что какая-либо мысль в рассказе экскурсовода не может менять свое содержание в течение всей экскурсии (т. е. никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным). Авторы экскурсии не должны допускать противоречий в толковании исторических событий или оценке объектов, высказывать полярные (т. е. противоположные) мнения по одному и тому же вопросу.
Закон исключенного третьего говорит о том, что между утверждением и отрицанием чего-либо нет ничего третьего. Если одна мысль утверждает, другая — отрицает, то истинным является одно из этих мнений, а не какая-то третья мысль. При выдвижении в экскурсионном рассказе вариантных суждений по поводу одного события или объекта, экскурсовод выбирает предпочтительный вариант, тем самым утверждая его истинность.
Закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была надлежащим образом обоснована. Только при этом условии она может быть признана истинной. Любая истинная мысль должна быть подтверждена другими мыслями, истинность которых бесспорна, т. е. доказана. В рассказе экскурсовода следует избегать голословных, необоснованных суждений.
Перед создателями экскурсии стоит задача связать содержание всех подтем в единое целое. Она решается с помощью логических переходов, которые должны рассматриваться как важная, хотя и не имеющая самостоятельного значения, часть экскурсии. Хорошо составленные логические переходы придают экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом.
Часто в экскурсиях при переходе от одной подтемы к другой пользуются формальными (конструктивными) переходами. Формальным называется такой переход, который не связан с содержанием экскурсии и не является "переходным мостиком" от одной части экскурсии к другой. (Например, "А теперь проедем по площади", "Сейчас мы с вами последуем дальше", "Давайте осмотрим еще одно примечательное место"). Не следует, однако, отрицать правомерность использования таких переходов вообще и считать их одной из ошибок в экскурсионной работе.
В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает считанные секунды, такие переходы неизбежны: (Например, "Теперь посмотрите сюда" или "Прошу обратить внимание на памятник, расположенный рядом"). Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды, посвященные различным подтемам, расположены неподалеку друг от друга. Конструктивный переход, не являясь "переходным мостиком" между подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим объектом.
Более эффективен логический переход, увязанный с темой экскурсии. Такой переход может начаться до передвижения группы к следующей остановке или может закончиться уже на остановке около объекта. Логический переход диктуется не столько особенностями экскурсионного объекта, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой делается этот переход.
Длительность логического перехода обычно равна по времени переезду (переходу).
- Введение
- Условия и порядок проведения итоговой аттестации
- 2010-2011 Учебный год
- Понятие и суть туроперейтинга
- Экономические функции туризма
- Характерные черты объектов туристического интереса
- Рекреационные туристические ресурсы
- Антропогенные туристические ресурсы
- Антропогенно-рекреационные туристические ресурсы
- Виды туроперейтинга
- Классификация туров в зависимости от целей туристов.
- Классификация туров в зависимости от вида применяемых транспортных средств
- Классификация туров в зависимости от степени стандартизации комплекса услуг
- Виды туристического маршрута
- Обязательные и дополнительные требования к туристическим услугам.
- Суть основного комплекса услуг в туре
- Дополнительный комплекс услуг в туре
- Стадии туроперейтинга
- I этап планирования как этап исследования и анализа
- Этап формирования туров
- Подходы, применяемые при формировании конкурентного преимущества на рынке, основываясь на внутренних возможностях туроператора
- Принципы составления календарного графика на сезон
- Стадия проектирования туров
- Набор технологической документации по туру
- Значение, отличительные черты и принципы планирования рекламных мероприятий и мероприятий по стимулированию продаж
- Системы сбыта туристического продукта
- Особенности формирования и формы организации каналов сбыта
- Стадия организации туров
- Особенности проведения рекламных и стади-туров
- Особенности сопровождения туристов в групповых и индивидуальных турах
- Сущность бронирования авиабилетов на регулярных рейсах и аренды чартерных судов
- Организация сотрудничества со страховыми компаниями
- Организация сотрудничества со средствами размещения
- Права туриста
- Обязанности туриста
- Внешние (экзогенные) факторы в туроперейтинге
- Классификация международных туроператоров в зависимости от сотрудничества с авиакомпанией
- 35. Профили работы туристического оператора
- Образцы по составлению программы тура
- По дисциплине «Экскурсоведение»
- Основные этапы развития экскурсионного дела в России.
- История становления экскурсионной деятельности в Республике Беларусь.
- Профессия «экскурсовод». Должностные обязанности экскурсовода.
- Требования, предъявляемые к личности экскурсовода.
- Профессиональное мастерство экскурсовода. Его слагаемые и пути совершенствования.
- Культура речи экскурсовода. Её составляющие.
- Внеречевые средства общения в экскурсионной работе. Классификация жестов.
- Экскурсия и её сущность. Признаки экскурсии. Её функции и принципы.
- Классификация экскурсий.
- Обзорные и тематические экскурсии.
- Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию. Виды группировок экскурсантов.
- Экскурсионный метод познания. Его требования, цель и задачи. Роль и виды памяти и внимания в процессе экскурсии.
- Педагогическое мастерство экскурсовода.
- Эстетическое воспитание на экскурсиях. Понятийный аппарат науки «эстетика». Эстетическая функция экскурсии.
- Процесс разработки новой экскурсии. Основные ступени и этапы подготовки новой экскурсии.
- Выбор и обоснование темы экскурсии. Определение цели и задач экскурсии.
- Подбор и изучение источников информации по теме экскурсии.
- Классификация экскурсионных объектов. Их изучение и отбор.
- Разработка маршрута экскурсии. Основные принципы и требования построения экскурсионных маршрутов. Задачи при организации объезда маршрута.
- Требования к составлению экскурсионных текстов. Основные отличительные черты контрольного и индивидуального текстов экскурсии.
- Комплектование «портфеля экскурсовода». Задачи и классификация дополнительных наглядных пособий. Техника использования «портфеля экскурсовода».
- Основные требования к составлению «технологической карты экскурсии». Её схема и содержание.
- Экскурсионная методика и пути её совершенствования.
- Показ в экскурсии. Его особенности, задачи и условия. Виды показа.
- Показ, как реализация принципа наглядности. Виды наглядности в экскурсии.
- Методические приёмы показа экскурсионных объектов.
- Методические приёмы рассказа в экскурсии.
- 29. Особые методические приемы проведения экскурсий.
- Освоение техники проведения экскурсии.
- Логика и её законы в экскурсии. Роль и задачи логических переходов.
- Качество экскурсионного обслуживания. Типичные недостатки в проведении экскурсий. Пути повышения качественного уровня проведения экскурсий.
- Показатели эффективности экскурсионной деятельности. Экономическая и социальная эффективность. Резервы повышения эффективности экскурсионной деятельности.
- 1.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Софийский собор г. Полоцк
- 2. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Ефросиньевская церковь г. Полоцк.
- Архитектуры: церковь св. Бориса и Глеба (Каложская) г. Гродно.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Каменецкая башня.
- 6.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: . Замок Ильиничей г. Мир.
- 7.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры костёл св. Франциска Ксаверия (фарный), г. Гродно.
- 8.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Дворцово – парковый ансамбль Радзивиллов, г.Несвиж.
- 9. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Церковь св. Михаила Архангела, д. Сынковичи.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Костёл Божьего тела г. Несвиж.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: замок Гедимина г.Лида
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: костёл бернардинцев, д. Будслав.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: собор Святого Духа (монастырь бернардинок)
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Костел св. Сымона и Алены ( Красный костел) г. Минск.
- Архитектуры: костел Матери Божьей д. Солы
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Маломожейковской церкви в д.Мурованка.
- 17.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Залесский дворец м.Огинского.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: дворцово-парковый ансамбль Румянцева-Паскевича в Гомеле.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: городская усадьба Ваньковичей.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Замок в Любче.
- 20. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Преображенская церковь, г. Заславль.
- 21. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Дом правительства, г. Минск.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Национальная библиотека Беларуси, г. Минск
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Кревский замок
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
- 25. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
- 27.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Монумент-обелиск на площади Победы.
- 28.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Курган Славы
- 29.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Ружанский дворцовый комплекс Дворец Сапег, Ружаны
- 30.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
- 31. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Комайский костел
- 32.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: николаевская церковь в г. Могилеве
- 33. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Гольшанский замок
- 34.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Новогрудский замок
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Бобруйская крепость
- Теоретическая часть к государственному квалификационному экзамену по дисциплине «Краеведение».
- Краеведение Беларуси. Цели, задачи и содержание.
- Общая характеристика видов краеведения.
- Школьное краеведение.
- Археологические источники и пути их использование в краеведческой работе.
- Палеографические источники.
- Основа нумизматических исследований на территории Беларуси.
- Язык беларусов.
- Музееведение.
- Несвижская коллекция рода Радзивиллов.
- Несвижский архив рода Радзивиллов.
- Музейные собрания Хрептовичей.
- Музейные собрания Тызенгаузов.
- Музейные собрания Чарторыйских.
- Музейные собрания Чапских.
- Развитие краеведения в н.19в.-т. Нарбут, н. Румянцев, е.Канкрин, п.Кеппен.
- 16.Краеведческое наследие Зориана Даленги- Ходаковского.
- 17. Краеведческая деятельность Евстафия Тышкевича.
- Беларусь в рисунках Наполеона Орды.
- А. Киркор «Живописная Россия».
- 20. П. Шпилевский «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю».
- Творчество в. Сырокомли.
- Развитие краеведения в 20-30 гг. 20в:1 и 2 Всебелорусские краеведческие съезды.
- Деятельность Центрального бюро краеведения.
- Создание государственных музеев в Минске, Витебске, Могилеве и Гомеле.
- 26. Послевоенное возрождение школьного и туристского краеведения.
- 27.Деятельность Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры.
- 28. Серия районных книг «Памяць».
- 29. Этнографический материал в краеведении.
- 30. Роль топонимики в краеведении.
- 31. Традиции белорусского народа.
- 32. Охраняемые природные территории.
- 33. Основные зоны отдыха общегосударственного значения.
- 34.Развитие краеведения в Республике Беларусь.
- 35. Костюм белорусов.
- Практическая часть к государственному квалификационному экзамену по дисциплине «Краеведение».
- Материалы к итоговой аттестации по дисциплине «Маркетинг в туризме» для специальности «Туризм и гостеприимство»
- Сильные и слабые стороны организационных структур службы маркетинга
- Матрица swot
- Список литературы, рекомендуемой при подготовке к итоговой аттестации