logo
СБОРНИК ГЭК-2011-2012

Педагогическое мастерство экскурсовода.

Понятие «педагогическое мастерство экскурсовода» включает в себя: знания по специальности; способности к анализу, образному мышлению; понимание психологии экскурсанта; умение управлять группой; знания и умения в области педагогической техники; интуицию; уважение лич­ности экскурсанта, а также искусное использование педа­гогических средств в целях воспитания.

Экскурсовод осуществляет две педагогические задачи: ди­дактическую (вооружение экскурсантов знаниями) и воспи­тательную (формирование мировоззрения, норм поведения).

К экскурсоводу в полной мере может быть отнесена за­дача создать атмосферу общего переживания, единомыслия (в экскурсионной группе), а это значит создать из группы людей, объединенных общим интересом и общением, кол­лектив.

Экскурсоводам следует больше внимания уделять воспи­тательному аспекту экскурсии, сочетая его с образователь­ным аспектом. Экскурсионный материал должен быть по­добран и использован таким образом, чтобы он развивал познавательные способности участников экскурсии, воспи­тывал у них высокие моральные качества — любовь к своей Родине, уважение к другим народам т. д.

Каждая из групп тематических экскурсий имеет свои за­дачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии формируют любовь и уважение к труду. Многие экскурсии воспитывают уважение к обычаям и традициям других на­родов, населяющих Беларусь.

Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности обеих сторон — экскурсовода и экскурсантов.

В педагогической деятельности экскурсовода различают этапы:

1) подготовку экскурсовода и группы к экскурсии;

2) проведение самой экскурсии;

3) послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурси­онный материал.

Важное место в экскурсионном процессе занимает орга­низаторская работа экскурсовода, проводимая на протяже­нии всего маршрута с момента посадки группы в экскурси­онный автобус, с первых шагов в пешеходной экскурсии. Организуя экскурсантов, экскурсовод выполняет обязанно­сти педагога.

Важной частью экскурсии как педагогического процесса является послеэкскурсионная работа экскурсовода. Перед экскурсоводом ставится задача — превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной домашней работы ее участников по закреплению и углублению полученных зна­ний. Экскурсанты получают рекомендации, как продолжить самообразование; им сообщаются список литературы для чтения, перечень кинофильмов для просмотра, названия экскурсий, которые необходимо посетить.