6.2.2. Интеллектуальная собственность как товар
В развитых странах интеллектуальная собственность становится приоритетом и нередко составляет более 50 % в общем объеме совокупного национального продукта. Как разновидность собственности (государственной, частной, коллективной, акционерной) она является объектом рыночных отношений, имеет стоимостные оценки, может быть предметом контрактов и договоров, передачи прав, включается в товарооборот на коммерческих началах.
Технологически применимые в производстве знания приобрели свойства самостоятельного товара значительно позже, чем вещные продукты труда. Это стало возможным после разработки прав собственности на научно-технические достижения, с помощью которых устанавливался порядок соблюдения частных интересов изобретателей и создателей новой техники и использования этих достижений для совершенствования производительных сил общества. Первым правовым документом, заложившим основу товарных отношений, явился патент.
Патент (patents — открытый, явный) — свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключительное право на изобретение и монопольное право на его использование. Срок действия патента обычно ограничивается 10 — 20 годами. За совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, взимаются патентные пошлины.
Первым в мире патентом, который был выдан в 1421 г. городской управой Флоренции на имя архитектора, скульптора и ученого Филиппе Брунеллески, защищалось изобретение корабельного поворотного крана.
Позже государства стали принимать законы, защищавшие права обладателей патентов и регистрировать товарные знаки. Патентные законы были приняты в США (1787), во Франции (1791), в России (1812), а регистрация товарных знаков началась с 1875 г. в Великобритании.
Развитие науки, ориентированной на практические потребности, также явилось важным фактором появления товарных отношений в сфере технологий. Превращение исследовательского труда в наемный, потребность многократного использования передовых технологий на большом количестве предприятий привели к распространению такой формы передачи технологий, как лицензия. Лицензия — это разрешение, выдаваемое на определенное время и за плату владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии.
Превращение знаний в основной фактор экономического развития, выход на рынок новых объектов интеллектуальной собственности, глобализация товарных, финансовых и научно-технических рынков, попытки выработать глобальную систему защиты интеллектуальной собственности способствовали формированию в последней трети XX в. рынка интеллектуальной собственности.
Право интеллектуальной собственности — это исключительное право ее создателя или его законного правопреемника разрешать или запрещать совершение действий по использованию результата интеллектуальной деятельности с упоминанием или без упоминания имени создателя в целях прямого или косвенного извлечения доходов от этого.
Использование результата интеллектуальной собственности без разрешения является нарушением права интеллектуальной собственности.
Составляющие права интеллектуальной собственности
Права Характеристика
Исключительно имущестиенные Передаваемые отделимы от творца.
(имеют экономическое содер- Имеют срок правовой охраны для
жание) соблюдения баланса интересов
сторон т е творца и общества.
Имеют установленню территорию
правовой охраны.
Возмездность передачи прав.
Личные неимущественные Неотделимы от творца непередаваемы.
( не имеют экономического Не имеют срока охраны (бессрочны )
содержания )
Интеллектуальная собственность способна приносить доход при вовлечении в гражданский оборот предусмотренными законодательством способами (купля-продажа, мена, аренда и др.). Это можно назвать интеллектуальным капиталом. Способами использования интеллектуальной собственности как дополнительного источника финансовых ресурсов могут являться вклад этой собственности в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, повышение реальной стоимости предприятий путем учета стоимости имущественных прав в составе активов предприятий и др.
Приведем лишь два примера. В 2000 г. студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана Артем Юхин и Андрей Климов основали компанию A4Vision. Они создали сканер, который позволяет получать цифровую копию любой трехмерной поверхности, в том числе человеческого лица. Причем «сканирование» лица можно осуществить без ведома человека. В 2002 г. под эгидой Международной организации гражданской авиации 188 стран мира подписали Новоорлеанское соглашение, которое признает биометрику лица основной технологией идентификации для паспортов и въездных виз следующего поколения. В 2003 г. оборот компании, наладившей продажу «биометрических» программ и сканеров, приблизился к 1 млн долл. США. В 2004 г. контрольный пакет A4Vision купил один из старейших венчурных фондов Силиконовой долины Menlo Venture. Основную часть привлеченных денег компания вкладывает в работу над биометрическими паспортами. С конца 2005 г. так называемые биопаспорта получают граждане США и Евросоюза, а в 2006 г. такие заграничные паспорта стали выдавать и в России.
Одобрение нового стандарта комитетом по биометрике Международной организации по стандартам (ISO) означает, что эта технология «трехмерной фотографии» в качестве единого международного стандарта должна использоваться в паспортах и визах следующего поколения по всему миру.
В сентябре 2004 г. были представлены программные продукты первого парка информационных технологий — ИТ-Парка, созданного на базе одного из крупнейших научных центров РАН в Черноголовке. При организации ИТ-Парка использовался опыт Индии, Ирландии и Израиля. В нем пока работают 300 человек, большая часть которых сотрудники РАН и студенты. Главный экспортный продукт ИТ-Парка сегодня — это так называемый стресс-тест, позволяющий определять уровень физической подготовки человека, тренированность его организма и психоэмоциональное состояние. Только за 2004 г. было заключено контрактов на 4 млн долл. США. Помимо стресс-теста в ИТ-Парке разработано еще более 15 других перспективных проектов.
Для формирования рынка интеллектуальной собственности как важнейшего звена инновационной деятельности в России необходимо создание соответствующей законодательной основы; формирование нормативно-методической базы; изменение и дополнение действующего налогового и таможенного законодательства, поскольку основная прибыль от включения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности образуется в процессе реализации промышленной товарной продукции и использовании промышленных технологий для выпуска новой продукции.
- Инновации в туризме
- Оглавление
- Глава 1. Предпринимательство и инновации..............................................6
- Глава 2. Сущность и функции инновационной деятельности....................28
- Глава 3. Государственное регулирование инновационного развития........39
- Глава 4. Стратегия и планирование инновационной деятельности...........55
- Глава 5. Управление инновационной деятельностью в компании.............73
- Глава 6. Интеллектуальная собственность в инновационных
- Глава 7. Нормативно-правовое регулирование.........................................126
- Глава 8. Влияние научно-технических нововведений
- Глава 9. Инновационные процессы в туризме..........................................164
- Предисловие
- Глава 1 предпринимательство и инновации
- 1.1. Экономическое развитие общества
- И предпринимательской деятельности
- Возникновение и сущность предпринимательства
- 1.1.2. Развитие российского предпринимательства
- 1.2.2. Теория инновационных процессов й.Шумпетера
- 1.2.3. Технологические уклады развития
- 1.3. Роль предпринимателя в инновационных процессах
- 1.4. Предпринимательская деятельность в туристской сфере
- Контрольные вопросы
- 2.1. Содержание понятия «инновация»
- 2.2. Виды инноваций
- 2.3. Инновационные процессы
- 2.4. Жизненный цикл и функции инноваций
- 2.5. Инновационная деятельность в туризме
- 3.1. Национальная инновационная система
- 3.2. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов
- 3.3. Регулирование инновационной деятельности в промышленно развитых странах
- 3.4. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
- 3.4.1. Организация науки и научно-технических исследований
- 3.4.2. Направления инновационного развития России
- 3.5. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
- Контрольные вопросы
- 4.1. Содержание и характеристика различных типов стратегий
- 4.1.1. Государственная инновационная стратегия
- 4.1.2. Инновационная стратегия предприятий
- 4.2. Планирование инноваций и инновационные проекты
- 4.2.1. Принципы планирования
- 4.2.2. Содержание инновационного проекта
- 4.2.3. Виды проектов
- 4.2.4. Этапы разработки инновационных проектов
- 4.3. Роль и характер инвестиций в инновационных Процессах
- 4.4. Риски в инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 5.1. Организация инновационной деятельности
- 5.1.1. Цели инновационной деятельности
- 5.1.2. Динамическое моделирование бизнеса
- 5.1.3. Управление инновациями
- 5.1.4. Управление знаниями
- 5.2. Создание нововведений и их внедрение
- 5.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения
- 5.4. Инновационная деятельность в туристских компаниях
- Контрольные вопросы
- 6.1. Человеческий фактор
- 6.2. Интеллектуальный продукт
- 6.2.1. Интеллектуальный продукт как собственность
- 6.2.2. Интеллектуальная собственность как товар
- 6.3. Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере туризма
- 6.4. Охрана и защита интеллектуальной собственности
- 6.4.1. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности
- 6.4.2. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности
- Контрольные вопросы
- 7.1. Правовые акты Российской Федерации
- 7.2. Законы, регулирующие права в области информатизации и применения новейших технологий
- Контрольные вопросы
- 8.1. Инновационные процессы на транспорте, в средствах размещения
- 8.1.1. Тенденции развития авиационного транспорта
- 8.1.2. Железнодорожный транспорт
- 8.1.3. Развитие морских круизов
- 8.1.4. Инновации в гостиничном бизнесе
- 8.2. Развитие информационных технологий. Глобальные распределительные системы
- 8.2.1. Информационные технологии, их внедрение в производственные процессы
- 8.2.2. Способы распространения инновационных продуктов
- 8.2.3. Применение информационных технологий в туризме
- 8.2.4. Глобальные распределительные системы
- 8.2.5. Электронная коммерция
- Контрольные вопросы
- 9.1. Глобализация экономики и ее влияние на развитие туризма
- 9.1.1. Глобализация — путь перемен
- 9.1.2. Глобализация экономики и туризм
- 9.1.3. Деловое партнерство
- 9.2. Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме
- 9.3. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта
- 9.4. Роль Всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций
- 9.5. Принципы устойчивого развития туризма
- 9.6. Вспомогательный счет туризма (вст)
- 9.7. Применение положений Генерального соглашения по торговле услугами (гатс) — инновация для российского туристского бизнеса
- 9.8. Практика нового туризма
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Словарь терминов