logo
novikov

9.5. Принципы устойчивого развития туризма

Научно-технический и социально-экономический прогресс привел к ускоренному развитию туризма. Из-за этого в местах, массово посещаемых туристами, появились серьезные проблемы в области экологии, культуры и социального развития. Неконтро­лируемый рост туризма, обусловленный желанием быстро полу­чить прибыль, зачастую приводит к негативным последствиям — ущербу окружающей среде и местным общинам. Это вынуждает человечество проявлять заботу о сохранении природных, истори­ческих и культурных ценностей. Принципы охраны биосферы в глобальном масштабе были закреплены в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в ко­торой приняли участие делегации правительств 179 стран мира, многочисленные международные и неправительственные органи­зации. На конференции был одобрен программный документ «По­вестка дня на XXI век» («Agenda 21») и принята Декларация по окружающей среде и развитию.

Принятие этого документа стало началом внедрения радикаль­ного нововведения в сферу туризма — принципа устойчивого развития туризма, который был предложен ЮНВТО. Эта радикальная ин­новация заставляет работников туристской сферы и туристов ме­нять свои взгляды на туризм, на взаимоотношения его участников.

В 1995 г. совместными усилиями Всемирной туристской орга­низации, Всемирного совета по путешествиям и туризму и Сове­та Земли был разработан документ «Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма» (Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry).

В этом документе анализируется стратегическая и экономиче­ская важность туризма, приводятся многочисленные сообщения о чрезмерном наплыве туристов, об утрате некоторыми курорта­ми их былой славы, уничтожении местной культуры, транспорт­ных проблемах и растущем сопротивлении местного населения наплыву туристов.

Документ наметил конкретную программу действий государ­ственных ведомств, национальных туристских администраций (НТА), отраслевых организаций и туристских компаний по ус­тойчивому развитию туризма. Для правительственных ведомств определены следующие приоритетные сферы деятельности:

оценка существующей нормативной, экономической и добро­вольной структуры с точки зрения устойчивого туризма;

оценка экономической, социальной, культурной и экологи­ческой деятельности национальной организации;

обучение, образование и просвещение общественности; планирование устойчивого туризма;

содействие обмену информацией, опытом и технологиями; обеспечение участия всех общественных секторов в развитии устойчивого туризма;

разработка новой туристской продукции; сотрудничество в целях развития устойчивого туризма.

Задачами туристских компаний являются выработка и опреде­ление направлений деятельности по развитию устойчивого туриз­ма. Приоритетными сферами деятельности должны стать сохране­ние и восстановление окружающей среды: сведение отходов к минимуму; привлечение персонала, клиентов и общественности к решению экологических вопросов. Рассмотрение экономичес­ких, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды должно являться составной частью всех управленческих ре­шений, в том числе при включении новых элементов в существу­ющие программы.

В 2004 г. Всемирная туристская организация сформулировала концеп­цию устойчивого развития туризма (цитируем):

«Нормы и практику управления устойчивым развитием туризма мож­но применять ко всем видам туризма и ко всем типам направлений, вклю­чая массовый туризм и различные ниши туристских сегментов. Принци­пы устойчивости относятся к охране окружающей среды, экономическим и социально-культурным аспектам развития туризма и между этими тре­мя аспектами должен быть установлен соответствующий баланс, чтобы гарантировать долговременную устойчивость туризма. Таким образом, ус­тойчивый туризм должен:

1) обеспечить оптимальное использование ресурсов окружающей сре­ды, которые составляют ключевой элемент развития туризма, поддержи­вая основные экологические процессы и помогая сохранять природное наследие и биологическое разнообразие;

2) уважать своеобразные социально-культурные особенности прини­мающих сообществ, сохраняя присущее им созданное и сложившееся культурное наследие и традиционные обычаи, и вносить вклад во взаи­мопонимание различных культур и терпимость к их восприятию;

3) обеспечивать жизнеспособность долгосрочных экономических про­цессов, учитывая их выгоду для всех заинтересованных кругов, которые их беспристрастно распространяют, включая постоянную занятость и воз­можности поступающих доходов и социальных услуг для принимающих сообществ и вклад в сокращение масштабов нищеты.

Устойчивое развитие туризма нуждается в компетентном участии всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к этому делу, и в такой же мере в решительном политическом руководстве для того, чтобы обеспе­чить широкое участие и достижение консенсуса. Достижение устойчиво­го туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга воздействия на окружающую среду, вводя, в случае если это необходимо, соответствующие предупредительные и/или корректирую­щие меры.

Устойчивый туризм должен также поддерживать высокий уровень удов­летворения потребностей туристов, используя многоплановые запросы туристов, повышая их осведомленность (информированность) об устой­чивости результатов и продвигая практическую деятельность по устойчи­вому туризму среди них».

Основное отличие моделей массового (традиционного) и ус­тойчивого туризма (табл. 9.1) заключается в том, что часть полу­чаемых выгод в случае устойчивого развития туризма направляет­ся на восстановление ресурсной базы и совершенствование тех­нологий производства услуг.

В 2000 г. известные туроператоры совместно с ЮНЕП (про­грамма ООН по защите окружающей среды), Комиссией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и Всемирной туристской организацией создали добровольное некоммерческое партнерство «Инициатива туроператоров для устойчивого раз­вития туризма» (TOI), открытое для всех новых членов. Участни­ки этого партнерства определяют устойчивое развитие как осно­ву своей предпринимательской деятельности и сообща работают для продвижения практики и методов, совместимых с устойчи­вым развитием. Они стремятся предотвращать загрязнение окру­жающей среды; сохранять растения, животных, экологические системы, биологическое разнообразие; охранять и сохранять ланд­шафт, культурное и природное наследие, уважать целостность местных культур и избегать отрицательного влияния на соци­альные структуры; сотрудничать с местным сообществом и на­родами; использовать местные продукты и умение местных ра­ботников. В 2002 г. ЮНВТО совместно с ЮНКТАД разработа­ла программу «Устойчивый туризм — залог искоренения нище­ты» (ST-ЕР).

Факторы сравнения

Устойчивый туризм

Массовый (традиционный) туризм

Привлечение туристов

Объемы предоставления туристских услуг

Туристская деятельность ориентирована

согласуются с социально-экономиче-

на постоянное увеличение туристских

скими, экологическими возможностями

потоков. Объемы предоставления

территории, которые и определяют

туристских услуг ограничиваются только

характер туристской деятельности

емкостью материально-технической базы

Поведение туристов

Посетители во время своего пребывания

Посетители приносят свой образ жизни

следуют определенной модели поведе­ния в соответствии с культурой посещае­мой территории. Поведение посетителей не наносит ущерба природным ресурсам, традициям и обычаям местного населе­ния

и поведения на территорию отдыха

Отношение к природе

Для посетителей важна сама ценность

Доминирует потребительское отношение

существования природных объектов,

посетителей к природным объектам.

а не их потребительская ценность

Природные объекты оцениваются исходя из их полезности для человека

Отношения посетителей

Дружелюбные, уважительные отношения,

Формальные отношения. Посетители

и местного населения

целью которых является познание новой

считают себя хозяевами, которых долж-

культуры

ны обслуживать

В настоящее время осуществляется целый ряд международных программ по внедрению устойчивого туризма. Одной из них явля­ется Программа комплексного управления прибрежными зонами (Integrated Coastal Zone Management), которая имеет статус ко­декса и принята большинством стран Европы, интенсивно разви­вается в Америке, актуальна для России. Цель этой программы: учет специфических социально-природных условий морских по­бережий при организации жизнедеятельности и управлении при­брежными зонами. Европейская программа обучения комплекс­ному управлению прибрежными зонами финансируется Европей­ским Союзом.

Правительство Республики Беларусь приняло решение (№ 573 от 30 мая 2005 г.) о создании на территории страны 27 туристских зон, формировании в них благоприятных условий для экономи­ческого развития и привлечения отечественных и иностранных инвестиций в индустрию туризма при сохранении и рациональ­ном использовании природного потенциала и историко-культур­ного наследия.

Международный социально-экологический союз (МСЭС), со­зданный в России в 1998 г. и насчитывающий более 10 тыс. чело­век из 17 стран, в 2005 г. включил в программу своей деятельности проект «Развитие устойчивого туризма в странах — членах МСЭС». В июле 2006 г. МСЭС провел специальную сессию в Иркутске, посвященную развитию устойчивого туризма на Байкале.

В 2005 г. проводился «Круглый стол по вопросам туризма, эко­логического просвещения и управления особо охраняемыми при­родными территориями», посвященный сохранению биоресурсов Камчатки.

В Калининградской области принята Хартия по развитию ус­тойчивого туризма. Она предусматривает осуществление 15 пилот­ных проектов, в том числе восстановление старого почтового тракта на Куршской косе, возрождение народных традиций и ремесел на усадьбе Пинекер, организацию центров развития сельского туризма в Гурьевском и в Нестеровском районах на базе кресть­янского хозяйства и др.

В ноябре 2005 г. в Москве под эгидой ЮНЕСКО состоялась меж­дународная конференция «Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия и развития культурно-познава­тельного туризма». Участники обсудили вопросы о роли государ­ства в создании эффективной системы взаимодействия всех заин­тересованных сторон (государство, бизнес, общество), в сохране­нии объектов всемирного культурного наследия и развитии куль­турно-познавательного туризма.

В последнее время стали развиваться так называемые нетради­ционные виды туризма — экологический, сельский, экстремаль­ный, приключенческий, социально ответственный.

Рис. 9.1. Схема управления социально ответственным туризмом

Философия социально ответственного туризма заключается в том, чтобы обмениваться культурными традициями, консолиди­роваться на основе национальной самобытности, знакомясь с бытом местных жителей, их нравами и обычаями. Здесь важно, чтобы туристы вели себя как гости, которым любезно разрешили пожить в доме, а не как хозяева, которым все вокруг должны прислуживать. В то же время местным жителям не следует отно­ситься к туристам как к назойливым незваным гостям, чье при­сутствие надо перетерпеть, они должны понимать, что приезжие способствуют улучшению экономической и социальной ситуации на их родине. Схема управления социально ответственным туриз­мом приведена на рис. 9.1.

Социально ответственный туризм признает главенствующую роль местных сообществ, их социальную ответственность за соб­ственную территорию.