Предисловие
В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Особое внимание в последнее время стало обращаться на совершенствование инновационных процессов в области науки и техники, материального производства и менеджмента. Инновации — это ничто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.
Нововведения характерны для различных сфер человеческой деятельности. Инновационные процессы имеют специфические особенности, хотя и подчиняются общим закономерностям экономического развития. Это касается и туристского бизнеса, который согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» относится к социальной сфере. Более того, туризм является частью социально-экономической системы общества, и не случайно в некоторых странах индустрию туризма включают в производственную деятельность.
Сфера обслуживания — совокупность отраслей и видов деятельности, связанных с удовлетворением нематериальных потребностей человека в виде услуг. Согласно определению, приведенному в ГОСТ Р 50646—94 «Услуги населению. Термины и определения», «услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности клиента», а обслуживание — это деятельность исполнителя услуги при непосредственном контакте с ее потребителем.
В учебнике «Курс экономики» утверждается, что «создание любого экономического продукта и сопутствующее ему преобразование ресурсов, связанных с использованием человеческого труда, представляет собой производство». Из этого можно предположить, что обслуживание фактически является производством услуги, совпадающим с ее потреблением.
Там, где люди создают продукт, информацию, преобразуют их своим трудом, существует производство в различных формах. Авиакомпании используют самолеты, топливо, компьютерные системы бронирования билетов и предоставляют своим пассажирам
возможность быстрого перемещения из одного конца страны в другой. Туристские фирмы обеспечивают знакомство с культурными ценностями и природными красотами, размещение и питание людей, дают им возможность отдохнуть и восстановить свои силы — все это тоже производство.
В зависимости от вида продукции производство может быть разделено на материальное, информационное и предоставление услуг. Работники сферы туризма имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента.
Различают инновацию процессов и самих продуктов. Инновация продуктов, возможно, имеет даже большее значение для повышения качества жизни в длительной перспективе.
Сегодня вряд ли правомерно считать труд в сфере материального производства производительным, а в остальных сферах — непроизводительным. Цель этой книги состоит в том, чтобы показать, какие инновационные процессы происходят в туристской деятельности, как на эти процессы влияют нововведения в тесно связанных с ней отраслях, какие факторы стимулируют инновации и механизм управления ими.
Инновационные процессы в туристском бизнесе могут выступать в самых различных формах, они имеют свои особенности, оказывающие влияние на его развитие.
Рассматривать инновации в туризме невозможно без знаний циклов развития общества, причин появления новшеств и особенностей их внедрения. Поэтому в начале книги даются характеристики предпринимательства и бизнеса как более объемного понятия. Бизнес — это экономическая деятельность в условиях рынка, направленная на получение прибыли. Основное звено бизнеса — организация, которая занимается хозяйственной деятельностью, производством товаров и услуг. Предприниматели вносят новшества в систему бизнеса, тем самым способствуя изменениям его форм.
Краткое изложение теоретического наследия Н.Д.Кондратьева и Й. Шумпетера, а также этапов цикличного развития экономики, технологических укладов дает возможность увидеть, как эти явления влияют на инновационные процессы. Показана роль государства в определении стратегии инновационного развития и стимулировании его процессов, в том числе через правовое регулирование. Рассматриваются функции инновационной деятельности, вопросы управления ею в туристском бизнесе, роль интеллектуальной собственности как основы инноваций.
Анализ инноваций показывает, что иногда они являются возрождением полезного, забытого ранее, но в другой форме. Большинство продуктов интеллекта через определенный промежуток времени исчезают, о некоторых забывают, но затем они снова возвращаются уже в другом, более совершенном виде. Инновации — это медленный процесс, и многие современные компании своим лидирующим положением обязаны поколениям, которые работали на будущее несколько десятков лет назад. Благодаря своим сегодняшним нововведениям многие малоизвестные компании станут лидерами в обозримом будущем. Сознательный упор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменения наименее эффективны. Например, развитие и выживание туристской компании зависит от введения новых и совершенствования традиционных видов туризма, постоянного поиска лучших и более экономичных способов продвигать и продавать туристский продукт, улучшать его качество. . Важным является изучение теоретических положений и практического опыта в области создания и внедрения инноваций.
В учебном пособии использованы публикации отечественных и зарубежных авторов и организаций по опыту работы туристских предприятий, а также по собственному опыту автора.
- Инновации в туризме
- Оглавление
- Глава 1. Предпринимательство и инновации..............................................6
- Глава 2. Сущность и функции инновационной деятельности....................28
- Глава 3. Государственное регулирование инновационного развития........39
- Глава 4. Стратегия и планирование инновационной деятельности...........55
- Глава 5. Управление инновационной деятельностью в компании.............73
- Глава 6. Интеллектуальная собственность в инновационных
- Глава 7. Нормативно-правовое регулирование.........................................126
- Глава 8. Влияние научно-технических нововведений
- Глава 9. Инновационные процессы в туризме..........................................164
- Предисловие
- Глава 1 предпринимательство и инновации
- 1.1. Экономическое развитие общества
- И предпринимательской деятельности
- Возникновение и сущность предпринимательства
- 1.1.2. Развитие российского предпринимательства
- 1.2.2. Теория инновационных процессов й.Шумпетера
- 1.2.3. Технологические уклады развития
- 1.3. Роль предпринимателя в инновационных процессах
- 1.4. Предпринимательская деятельность в туристской сфере
- Контрольные вопросы
- 2.1. Содержание понятия «инновация»
- 2.2. Виды инноваций
- 2.3. Инновационные процессы
- 2.4. Жизненный цикл и функции инноваций
- 2.5. Инновационная деятельность в туризме
- 3.1. Национальная инновационная система
- 3.2. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов
- 3.3. Регулирование инновационной деятельности в промышленно развитых странах
- 3.4. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
- 3.4.1. Организация науки и научно-технических исследований
- 3.4.2. Направления инновационного развития России
- 3.5. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
- Контрольные вопросы
- 4.1. Содержание и характеристика различных типов стратегий
- 4.1.1. Государственная инновационная стратегия
- 4.1.2. Инновационная стратегия предприятий
- 4.2. Планирование инноваций и инновационные проекты
- 4.2.1. Принципы планирования
- 4.2.2. Содержание инновационного проекта
- 4.2.3. Виды проектов
- 4.2.4. Этапы разработки инновационных проектов
- 4.3. Роль и характер инвестиций в инновационных Процессах
- 4.4. Риски в инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 5.1. Организация инновационной деятельности
- 5.1.1. Цели инновационной деятельности
- 5.1.2. Динамическое моделирование бизнеса
- 5.1.3. Управление инновациями
- 5.1.4. Управление знаниями
- 5.2. Создание нововведений и их внедрение
- 5.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения
- 5.4. Инновационная деятельность в туристских компаниях
- Контрольные вопросы
- 6.1. Человеческий фактор
- 6.2. Интеллектуальный продукт
- 6.2.1. Интеллектуальный продукт как собственность
- 6.2.2. Интеллектуальная собственность как товар
- 6.3. Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере туризма
- 6.4. Охрана и защита интеллектуальной собственности
- 6.4.1. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности
- 6.4.2. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности
- Контрольные вопросы
- 7.1. Правовые акты Российской Федерации
- 7.2. Законы, регулирующие права в области информатизации и применения новейших технологий
- Контрольные вопросы
- 8.1. Инновационные процессы на транспорте, в средствах размещения
- 8.1.1. Тенденции развития авиационного транспорта
- 8.1.2. Железнодорожный транспорт
- 8.1.3. Развитие морских круизов
- 8.1.4. Инновации в гостиничном бизнесе
- 8.2. Развитие информационных технологий. Глобальные распределительные системы
- 8.2.1. Информационные технологии, их внедрение в производственные процессы
- 8.2.2. Способы распространения инновационных продуктов
- 8.2.3. Применение информационных технологий в туризме
- 8.2.4. Глобальные распределительные системы
- 8.2.5. Электронная коммерция
- Контрольные вопросы
- 9.1. Глобализация экономики и ее влияние на развитие туризма
- 9.1.1. Глобализация — путь перемен
- 9.1.2. Глобализация экономики и туризм
- 9.1.3. Деловое партнерство
- 9.2. Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме
- 9.3. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта
- 9.4. Роль Всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций
- 9.5. Принципы устойчивого развития туризма
- 9.6. Вспомогательный счет туризма (вст)
- 9.7. Применение положений Генерального соглашения по торговле услугами (гатс) — инновация для российского туристского бизнеса
- 9.8. Практика нового туризма
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Словарь терминов