logo
novikov

9.7. Применение положений Генерального соглашения по торговле услугами (гатс) — инновация для российского туристского бизнеса

Принятие России во Всемирную торговую организацию вызо­вет необходимость руководствоваться ее основными документа­ми, в том числе Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС).

Этот документ устанавливает:

иностранные поставщики услуг и сами услуги пользуются тем же режимом, что и национальные:

должен соблюдаться режим наибольшего благоприятствования (Most favoured nation treatment), т.е. международно-правовой ре­жим, при котором каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим ли­цам такие же благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предо­ставит в будущем любому третьему государству;

необходимо обеспечить открытую публикацию всех норматив­но-правовых актов, административных распоряжений, а также дру­гой информации, касающейся регулирования торговли услугами;

должна обеспечиваться постепенная либерализация всей сфе­ры услуг.

ГАТС содержит принципы, на которых основывается много­сторонняя международная правовая система, регулирующая тор­говлю услугами и влияющая на развитие национального законо­творчества. Соглашение распространяется на все виды услуг за исключением поставляемых при исполнении функций государ­ственной власти и содержит общие, обязательные для всех стран-участниц положения, а также конкретные перечни обязательств по отдельным видам услуг, принимаемые странами — членами ВТО по доступу на их национальные рынки.

Одним из основных положений ГАТС, обязательных для всех стран — участниц ВТО, является применение национального ре­жима — правового положения, согласно которому на иностран­ных юридических и физических лиц распространяются все права и преимущества, которыми пользуются местные юридические и физические лица.

В соответствии с ГАТС государства могут взять на себя специ­фические обязательства по доступу на их рынок иностранных ус­луг и их поставщиков, а также по предоставлению им националь­ного режима. Каждый член ВТО может ограничить действие наци­онального режима. Эти специфические обязательства фиксируют­ся государствами в национальном списке обязательств и изъятий. Если в нем никаких исключений не сделано, считается, что госу­дарства отказываются от ограничительных мер.

Для предпринимателей, занятых в туристском бизнесе, при­менение ГАТС означает, что туристские фирмы, гостиничные предприятия и другие компании одной страны могут без всяких ограничений осуществлять свою деятельность в других странах; в гостиничном секторе иностранные компании могут управлять го­стиницами и продавать свои услуги в тех объемах и на тех же усло­виях, как и местные, пользуясь при этом всеми правами на госу­дарственную поддержку и получение льгот; туристские компании могут направлять свой персонал для работы в зарубежные страны и размещать его там без ограничений; компаниям, связанным с туризмом, разрешается осуществлять международные переводы и платежи по текущим сделкам без ограничений.

Торговля услугами (их поставка) осуществляется четырьмя ос­новными способами (ГАТС, ст. 1, п. 2):

а) трансграничная поставка — с территории одной страны на территорию другой страны — члена ВТО (распространена в сек­торе финансовых услуг — страхование, кредитование, услуги пла­тежных карточных систем и др.);

б) потребление услуги за рубежом — передвижение потреби­теля в страну, где предоставляется услуга (распространено в турист­ском бизнесе);

в) коммерческое присутствие на территории другого члена ВТО любого типа предпринимательской деятельности путем учрежде­ния, приобретения или использования юридического лица, а также путем создания или использования отделения, представительства на территории страны — члена ВТО в целях поставки услуг;

г) перемещение физических лиц одной страны, производящих и продающих услуги для их реализации на территории другого государства — члена ВТО (консультанты, врачи, адвокаты и др.).

Как видим, ГАТС регулирует не только трансграничную тор­говлю услугами, но и торговлю ими на национальной территории.

Перечисленные условия торговли услугами нашли свое отра­жение в Федеральном законе РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Закон (статья 34) определяет содержание нацио­нального режима в отношении внешней торговли услугами.

В статье 33 этого закона определены способы осуществления внешней торговли услугами:

1) с территории Российской Федерации на территорию ино­странного государства;

2) с территории иностранного государства на территорию Рос­сийской Федерации;

3) на территории Российской Федерации иностранному заказ­чику услуг;

4) на территории иностранного государства российскому за­казчику услуг;

5) российским исполнителем услуг, не имеющим коммерче­ского присутствия на территории иностранного государства, пу­тем присутствия его или уполномоченных действовать от его име­ни лиц на территории иностранного государства;

6) иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммер­ческого присутствия на территории Российской Федерации, пу­тем присутствия его или уполномоченных действовать от его име­ни иностранных лиц на территории Российской Федерации;

7) российским исполнителем услуг путем коммерческого при­сутствия на территории иностранного государства;

8) иностранным исполнителем услуг путем коммерческого при­сутствия на территории Российской Федерации.

Если сравнить способы торговли услугами, установленные ГАТС, и нормы внутреннего законодательства России об осуще­ствлении внешней торговли услугами, можно увидеть их полное соответствие.

ГАТС не содержит строгого определения понятия «услуга», од­нако это соглашение впервые в мировой практике определяет, что торговля услугами осуществляется посредством их поставки, а понятие «поставка услуги» включает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги.

Разработан Секторальный классификационный лист услуг (Services Sectoral Classification List), который подразделяется на 12 секторов и включает 161 вид услуг (в скобках дано количество видов услуг в секторе): деловые (46), связи (25), строительные и инжиниринговые (5), дистрибьютерские, в том числе в оптовой и розничной торговле (5), в области образования (5), по защите окружающей среды (4), финансовые (страховые, банковские) (17), в области здравоохранения и социального обеспечения (4), в области туризма и путешествий (4), в организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (5), транспортные (33), прочие услуги.

В секторе услуг, связанных с туризмом и путешествиями, име­ется, четыре подсектора: услуги гостиниц и ресторанов (включая общественное питание), услуги туристских агентств и туропера­торов, услуги гидов, прочие (без перечисления). Классификация туристских услуг может быть дополнена и усовершенствована. Так, такие услуги, как аренда автомашин, компьютерное резервиро­вание, поездки на лечение и другие, могут быть включены члена­ми ВТО в перечень других секторов, поскольку они тесно связаны между собой.

ГАТС имеет восемь приложений, в том числе по авиатранспорт­ным, финансовым (страховым), телекоммуникационным и дру­гим услугам.

Приложение по авиатранспортным услугам устанавливает, что ГАТС применяется только к мерам, затрагивающим ремонтное и эксплуатационное обслуживание (за исключением текущего); про­дажу и маркетинг авиатранспортных услуг; компьютерную систе­му резервирования, содержащую информацию о расписаниях пе­ревозчиков, наличии, тарифах и правилах резервирования и про­дажи билетов.

Приложение по телекоммуникациям было принято с учетом того, что этот сектор имеет свою специфику. Это приложение ка­сается доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования, и не применяется к мерам, затрагивающим кабель­ное или вещательное распределение радио- или телепрограмм.

В приложении устанавливается, что каждое государство-член ВТО обеспечивает в соответствии с межгосударственными стан­дартами доступ к телекоммуникационным сетям и услугам обще­го пользования для информации о тарифах и условиях предостав­ления услуг.

Вступление России в ВТО повлечет за собой признание и не­обходимость исполнения действующих документов Международ­ной организации по стандартизации. Условия, на которых наша страна вступит в ВТО, непосредственным образом затронут инте­ресы российских предпринимателей, действующих в сфере про­изводства и предоставления туристских услуг на международном и внутреннем рынках.