3.3. Регулирование инновационной деятельности в промышленно развитых странах
Государственная инновационная политика направлена в будущее, ей необходимы гибкость, динамизм в единой системе научной, технологической, инфраструктурной, региональной и образовательной политики.
В каждой стране регулирование инновационной деятельности осуществляется по-своему, с учетом возможностей развития экономики, природных и интеллектуальных ресурсов.
По характеру проведения инновационной политики государства можно подразделить на следующие категории:
страны, ориентированные на распространение нововведений, в которых основное внимание уделяется образованию, стандартизации продукции и совместным программам государства и частного сектора;
страны, стремящиеся с помощью крупномасштабных программ достичь мирового лидерства в определенных областях;
страны, осуществляющие на основе государственной инновационной стратегии и развитой инфраструктуры непрерывную структурно-технологическую модернизацию.
Далее приводятся примеры государственного регулирования инновационных процессов в некоторых странах.
Соединенные Штаты Америки. Здесь активное вмешательство государства в научную деятельность стало осуществляться во время Второй мировой войны. В послевоенные годы федеральное правительство резко увеличило финансирование отраслевых и университетских исследований, постоянно расширяло рынок научного труда, создавая фактически новый научный потенциал.
США прочно заняли первое место в мире по объему, скорости разработки и освоения новых технологий. Это обусловлено созданием государственных программ, изменениями структуры организации инновационного процесса, а также применением венчурных (рисковых) инвестиций.
В 1950-е гг. в США впервые появились научные парки, а затем стали создаваться технополисы и целые регионы науки, такие как Силиконовая долина. Венчурный же механизм сыграл важную роль в реализации многих крупнейших инноваций в области автоматизации промышленного производства, вычислительной техники, микроэлектроники и др.
Вмешательство государства в научную деятельность повлияло на изменение условий функционирования науки в предпринимательском секторе. Многие отрасли (электроника, машиностроение, авиационная промышленность, ракетостроение и др.), получив государственные заказы, стали создавать и развивать научные подразделения, что приводило к значительным изменениям рыночной стратегии. Корпорации, имевшие государственные заказы на выполнение научных исследований, опережали других по темпам экономического роста и эффективности производства, отличались устойчивостью финансовых показателей.
Характерным отличием инновационной политики США было развитие малого инновационного бизнеса. Небольшие фирмы специально создавались для реализации идей конкретного ученого или изобретателя; использования побочных научных продуктов; обслуживания творческого процесса; промышленного освоения инноваций и их выхода на рынок.
Государство оказало малому инновационному бизнесу правовую, организационную и финансовую поддержку. Закон Бэй-Доуэла, принятый в 1980 г., установил порядок и возможности приобретения прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета негосударственными инвесторами, вкладывающими свои средства в коммерциализацию этих результатов. До принятия этого закона американское правительство финансировало 60 % академических исследований и владело 28 тыс. патентов, но лишь 4 % из них были запущены в производство. После принятия закона количество патентов, которые стали использоваться, увеличилось в 10 раз. Закон способствовал также тому, что в короткие сроки на базе университетов было создано более 2 тыс. компаний по коммерциализации технологий, а американский бюджет стал ежегодно получать 40 — 50 млрд долл. США за счет оборота интеллектуальной собственности.
Принятый в 1982 г. закон о развитии малого инновационного бизнеса установил нормы и процедуры взаимоотношений между государством и частным сектором, утвердил программу Small Business Innovation Research (SBIR).
Согласно этой программе, государство поддерживает небольшие инновационные компании, предоставляет им налоговые льготы и возможность получить стартовый капитал или грант под новую идею, на развитие определенных научных направлений, секторов экономики или рынка. Такая форма организации инновационного предпринимательства породила систему «инкубаторов», инновационных центров, венчурных фондов, т.е. была сформирована государственная инновационная структура.
Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в СМИ, выставки, биржи, ярмарки и др.), практикуется бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
В государственных программах предусматривается долевое участие государства в институтах, которые осуществляют прямые инвестиции в инновационные компании.
Получателями бюджетных средств могут быть не только государственные лаборатории или университеты, но и компании частного бизнеса.
За тридцать лет (1970—2000 гг.) структура бюджетного финансирования научных исследований в США претерпела значительные изменения. Федеральный научный бюджет вырос более чем в 4,5 раза и к 2000 г. достиг 68,8 млрд долл. США. При этом наблюдается тенденция сокращения доли средств, выделяемых из федерального бюджета частным компаниям (с 48,3 до 32,1 %), и рост доли университетов и других бесприбыльных организаций (с 23,6 до 40,1 %) при стабильном финансировании лабораторий федерального правительства.
В 2003 г. государственное бюджетное финансирование научных исследований и разработок составляло 111,76 млрд долл. США. Наиболее высокий рост ассигнований предусматривался на образование (16 %), здравоохранение и социальное обеспечение (16 %) и оборону (11 %), было выделено четыре приоритетных междисциплинарных направления: антитеррористические исследования и разработки; сетевые и информационные технологии; нанотехнологии; изучение климатических изменений.
Передовые позиции США в области развития инноваций обеспечиваются высоким уровнем финансирования НИОКР. Совокупные расходы государственного и частного секторов США в этой области превосходят аналогичные затраты Великобритании, Германии, Франции, Японии, Италии и Канады, вместе взятых.
Япония. Государственная стратегия технического перевооружения промышленности и внедрения нововведений послевоенной Японии заключалась в использовании научных разработок и передовых технологий зарубежных стран. К концу 1960-х гг. Япония импортировала до двух тысяч новшеств в год, которые почти на 60 % обеспечивали прирост валового национального продукта страны. Затем государственная политика изменилась — был осуществлен переход от прямого заимствования к усовершенствованию зарубежных образцов, что позволило на основе собственных разработок заняться развитием высокотехнологичных и наукоемких отраслей.
Успехи Японии в развитии инновационных процессов объясняются тесным сотрудничеством государственных ведомств и частных корпоративных структур на основе консенсуса участвующих сторон.
Методы государственного регулирования научно-технического развития в Японии принципиально не отличаются от применяемых в других развитых странах, однако имеются характерные особенности, свойственные только этой стране:
целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;
содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии;
контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Важнейшие направления государственной научно-технической политики Японии начиная с 1995 г. формулируются в «Основных планах развития науки и технологий», которые принимаются каждые пять лет.
Приоритетными направлениями «Второго основного плана» (утвержден в марте 2001 г.) являются четыре: науки о жизни, информатика, нанотехнология и производство новых материалов. Государственную поддержку получают и несколько недавно возникших перспективных направлений: биоинформатика, системная биология и нанобиология.
В 2001 г. для усиления функций государственного регулирования в научно-технической сфере вся система государственного аппарата была подвергнута коренной реорганизации. Новая государственная администрация Японии в области науки и техники сформирована как компактная структура, одну часть которой составляет управление кабинета министров, отвечающее за разработку национальной научно-технической политики и общую координацию важнейших программ и проектов, а вторую — семь министерств и ведомств, в рамках которых реализуются намеченные технологические цели.
Европейский Союз (ЕС). Поддержка стратегических отраслей промышленности в странах Западной Европы осуществляется как на государственном, так и на межгосударственном уровне.
Страны Западной Европы, чтобы противостоять обострившейся конкуренции со стороны фирм из США, Японии и других экономически развитых стран, объединяют свои усилия для повышения научно-технического и технологического уровня национальных компаний. Исследовательские фонды выделяются по принципу качества проектов независимо от степени участия страны в проекте или национальных квот.
Информация и результаты исследований доступны всем участникам проекта независимо от их финансового вклада, каждому участнику предоставляется бесплатная лицензия.
Основным принципом действия ЕС является принцип субсидиарное™ (дополнения), т.е. ЕС принимает меры только тогда, когда страны-члены не могут достичь каких-то целей самостоятельно или когда эти цели из-за их важности и масштабности могут быть решены только совместно.
Вопросы стимулирования инновационной деятельности все в большей степени выходят за национальные рамки. Научная политика ЕС определяется так называемыми рамочными пятилетними программами.
Так, например, одним из приоритетов Шестой рамочной программы (2002 — 2006), бюджет которой составляет 17,5 млрд евро, является исследование генетической природы живых организмов и использование полученных результатов для улучшения качества и продления жизни человека.
В апреле 2005 г. был опубликован проект Седьмой рамочной программы по научным исследованиям, технологическим разработкам и демонстрационной деятельности. В отличие от предыдущих эта программа рассчитана на семь лет (2007 — 2013), предполагаемый бюджет — 73 млрд евро. Программа содержит четыре специализированные подпрограммы, соответствующие основным целям европейской научной политики: «Сотрудничество», «Идеи», «Человеческий потенциал», «Научно-исследовательский потенциал».
Первая из подпрограмм включает совместные исследования по направлениям: здравоохранение, продукты питания, сельское хозяйство, информационные, коммуникационные и биотехнологии; окружающая среда и климатические изменения; социально-экономические и гуманитарные науки; транспорт, в том числе аэронавтика; безопасность и космос.
Международное сотрудничество предполагает открытость всех направлений деятельности по различным тематическим областям исследований для ученых и организаций третьих стран, включая Россию.
- Инновации в туризме
- Оглавление
- Глава 1. Предпринимательство и инновации..............................................6
- Глава 2. Сущность и функции инновационной деятельности....................28
- Глава 3. Государственное регулирование инновационного развития........39
- Глава 4. Стратегия и планирование инновационной деятельности...........55
- Глава 5. Управление инновационной деятельностью в компании.............73
- Глава 6. Интеллектуальная собственность в инновационных
- Глава 7. Нормативно-правовое регулирование.........................................126
- Глава 8. Влияние научно-технических нововведений
- Глава 9. Инновационные процессы в туризме..........................................164
- Предисловие
- Глава 1 предпринимательство и инновации
- 1.1. Экономическое развитие общества
- И предпринимательской деятельности
- Возникновение и сущность предпринимательства
- 1.1.2. Развитие российского предпринимательства
- 1.2.2. Теория инновационных процессов й.Шумпетера
- 1.2.3. Технологические уклады развития
- 1.3. Роль предпринимателя в инновационных процессах
- 1.4. Предпринимательская деятельность в туристской сфере
- Контрольные вопросы
- 2.1. Содержание понятия «инновация»
- 2.2. Виды инноваций
- 2.3. Инновационные процессы
- 2.4. Жизненный цикл и функции инноваций
- 2.5. Инновационная деятельность в туризме
- 3.1. Национальная инновационная система
- 3.2. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов
- 3.3. Регулирование инновационной деятельности в промышленно развитых странах
- 3.4. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
- 3.4.1. Организация науки и научно-технических исследований
- 3.4.2. Направления инновационного развития России
- 3.5. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
- Контрольные вопросы
- 4.1. Содержание и характеристика различных типов стратегий
- 4.1.1. Государственная инновационная стратегия
- 4.1.2. Инновационная стратегия предприятий
- 4.2. Планирование инноваций и инновационные проекты
- 4.2.1. Принципы планирования
- 4.2.2. Содержание инновационного проекта
- 4.2.3. Виды проектов
- 4.2.4. Этапы разработки инновационных проектов
- 4.3. Роль и характер инвестиций в инновационных Процессах
- 4.4. Риски в инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 5.1. Организация инновационной деятельности
- 5.1.1. Цели инновационной деятельности
- 5.1.2. Динамическое моделирование бизнеса
- 5.1.3. Управление инновациями
- 5.1.4. Управление знаниями
- 5.2. Создание нововведений и их внедрение
- 5.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения
- 5.4. Инновационная деятельность в туристских компаниях
- Контрольные вопросы
- 6.1. Человеческий фактор
- 6.2. Интеллектуальный продукт
- 6.2.1. Интеллектуальный продукт как собственность
- 6.2.2. Интеллектуальная собственность как товар
- 6.3. Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере туризма
- 6.4. Охрана и защита интеллектуальной собственности
- 6.4.1. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности
- 6.4.2. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности
- Контрольные вопросы
- 7.1. Правовые акты Российской Федерации
- 7.2. Законы, регулирующие права в области информатизации и применения новейших технологий
- Контрольные вопросы
- 8.1. Инновационные процессы на транспорте, в средствах размещения
- 8.1.1. Тенденции развития авиационного транспорта
- 8.1.2. Железнодорожный транспорт
- 8.1.3. Развитие морских круизов
- 8.1.4. Инновации в гостиничном бизнесе
- 8.2. Развитие информационных технологий. Глобальные распределительные системы
- 8.2.1. Информационные технологии, их внедрение в производственные процессы
- 8.2.2. Способы распространения инновационных продуктов
- 8.2.3. Применение информационных технологий в туризме
- 8.2.4. Глобальные распределительные системы
- 8.2.5. Электронная коммерция
- Контрольные вопросы
- 9.1. Глобализация экономики и ее влияние на развитие туризма
- 9.1.1. Глобализация — путь перемен
- 9.1.2. Глобализация экономики и туризм
- 9.1.3. Деловое партнерство
- 9.2. Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме
- 9.3. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта
- 9.4. Роль Всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций
- 9.5. Принципы устойчивого развития туризма
- 9.6. Вспомогательный счет туризма (вст)
- 9.7. Применение положений Генерального соглашения по торговле услугами (гатс) — инновация для российского туристского бизнеса
- 9.8. Практика нового туризма
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Словарь терминов