logo
novikov

8.1.3. Развитие морских круизов

В последние годы мировой круизный рынок в связи со значи­тельным ростом популярности морского и океанского отдыха пре­терпевает значительные изменения (табл. 8.2). Если в 1998 г. 68 % круизов проходило вблизи берегов Северной Америки, а доля Европы составляла лишь 18 %, то к 2005 г. ситуация изменилась. Доля Северной Америки сократилась до 61,7 %, доля Европы возросла до 19,7% и значительно выросла доля Азии.

Таблица 8.2

Объемы морских круизов, млн чел.

Регион

Годы

1989

1995

1999

2004

Северная Америка

3,29

4,4

5,89

8,9

Европа

0,53

1

2

2,7

Остальной мир

0,2

0,3

0,85

1,8

Итого

4,02

5,7

8,74

13,4

Увеличению доли Европы способствовало активное развитие морских круизов в Великобритании. Если в 1995 г. в круизах участвовало 340 тыс. человек, то в 2004 г. — более 1 млн. Наибольшей популярностью пользовались Средиземноморские круизы — в них принимало уча­стие 411 тыс. туристов, на втором месте — Карибский бассейн — 235 тыс., а затем круизы к берегам Скандинавии и по Балтийско­му морю — 105 тыс.

Растут и расходы на круизные путешествия: если в 2002 г. они составляли 4,39 млрд долл. США, то в 2004 г. выросли до 9,74, из которых 2,07 млрд израсходованы на борту во время путешествия. Всего на круизных маршрутах в мире в 2004 г. использовалось 184 круизных судна, располагающих 215 405 местами.

На рынке морских перевозок также происходит объединение усилий для привлечения потребителей и укрупнение компаний. Как в авиации, на круизном рынке, особенно в Европе, появля­ются новые компании, ориентированные на организацию более экономичных поездок, развиваются паромные перевозки.

Одной из крупнейших круизных компаний является Carnival Corporation & pic, которая представляет собой корпоративную структуру, включающую две компании с разными владельцами, объединившимися для единого оперативного бизнеса. Это компа­ния Carnival Corporation, зарегистрированная в Панаме, и компа­ния Р&О Princess pic, зарегистрированная в Англии и Уэллсе. После создания такого объединения его участники продолжают быть са­мостоятельными компаниями, имеют разный состав акционеров, однако несут все риски и получают доходы в пропорциях, огово­ренных соглашением о создании корпоративной структуры.

Круизная компания Carnival Corporation & pic на февраль 2005 г. располагала 79 круизными судами (от 150 до 3 800 мест) с воз­можностью единовременного размещения более 137 тыс. путеше­ственников. В течение 2006—2009 гг. компания пополнится еще 12 новыми лайнерами.

Характерной особенностью современного круизного рынка является появление кораблей-гигантов. Если в 1999 г. крупными судовладельцами были подписаны контракты на строительство 18 круизных судов (на 2 000 и более мест) водоизмещением от 85 тыс. до 138 тыс. т, то в 2003 г. судостроители получили уже 23 таких заказа на сумму около 10 млрд долл. США.

В качестве примера лайнера-гиганта можно привести «круизную королеву» — Queen Mary 2 (QM 2), которая отправилась в первый рейс в январе 2004 г. Суперлайнер стоимостью 780 млн долл. США принадлежит Carnival Cruise Lines, он может принять на борт 2 620 пассажиров. На нем имеются каюты различного класса, в том числе с персональными спортзалами, 14 ресторанов и баров, 5 плава­тельных бассейнов, несколько казино и кинозалов, планетарий, музыкальный театр, художественная галерея, танцевальный зал, хорошая судовая библиотека, теннисный корт и поле для гольфа.

С кардинальным изменением парка круизных судов начался новый этап развития морского туристского бизнеса, поменялась философия морского отдыха. Скоро корабли будут вмещать более 3,5 тыс. пассажиров, возрастет количество и качество предостав­ляемых услуг. Прямо на борту круизного судна туристы смогут посещать магазины и рестораны, поля для гольфа, ледовые кат­ки, пользоваться новыми возможностями для отдыха и развлече­ний, проведения корпоративных мероприятий с применением теле- и других средств коммуникаций. Все это позволит проводить отдых с учетом своих привычек и потребностей.