logo
novikov

9.3. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта

Туристский бизнес опирается на фундамент накопленных зна­ний. Поэтому надо сначала изучить опыт прошлого, соотнести его с настоящим, стать экспертом в своей области и лишь затем при­ступать к воплощению новых идей и внедрению инноваций.

Одним из признаков успеха на рынке является увеличение рыночной доли. Исследования показывают, что не реклама и не активное продвижение продукта обеспечивают устойчивый рост доли рынка, а инновации во всех направлениях туристской дея­тельности. Инновационные процессы проходят в межгосударствен­ных и национальных системах управления туристской деятельно­стью; освоении новых технологий (электронная торговля, созда­ние виртуальных туристских фирм); формах маркетинга, созда­нии туристского продукта.

Как уже отмечалось, внедрение электронного бизнеса позволяет:

использовать более экономичные каналы связи с компаниями и целевыми рынками;

потребителям проще и быстрее приобретать туристский про­дукт, что приводит к увеличению оборота и объема расходов;

обеспечивать более высокий уровень обслуживания и удержа­ния потребителя;

сокращать расходы благодаря большей эффективности внут­ренних операций и упрощению процедуры торговых сделок.

Важнейшим аспектом электронного бизнеса и маркетинга яв­ляется управление взаимоотношениями с потребителем через по­требительский маркетинг (Customer Relationship Management — CRM).

CRM включает накопление детальной информации о потреби­телях. Информация охватывает социально-демографическую ха­рактеристику, интересы, вид деятельности и запросы потребите­лей.

Электронная торговля представляет собой новую форму рыноч­ных отношений и представляет собой новую форму рыночных от­ношений и основывается на применении новейших телекоммуни­кационных технологий, и прежде всего Интернета. Система тор­говли в сети Интернет подходит как покупателю, так и продавцам. Если в 1997 г. объем глобального электронного рынка оценивался в 10 млрд долл., то в 2005 г. — уже более 350 млрд долл. США.

Туризм имеет важное преимущество перед другими секторами электронной торговли — его потребитель получает приобретен­ный продукт непосредственно в месте его производства, в турист­ском центре (нет необходимости доставлять продукт потребителю по различным адресам).

В 1990-х гг. в Италии для создания имиджа страны, привлека­тельной для туризма, была разработана целевая стратегия — мар­кетинг для продукта. Его цель состоит в том, чтобы создавать и продвигать туристский продукт, выражающий и отражающий тер­риториальные особенности и сочетающий ценности окружающей среды со специфическими местными условиями приема, обслу­живания туристов.

Разработка стратегии маркетинга для продукта привела к со­зданию объединений (ассоциаций), получивших название «клуб продукта».

Это добровольные группы различных профессионально дей­ствующих участников рынка и территориальных сообществ, це­лью которых является продвижение специфического туристского продукта (оздоровление, отдых в горах, на озерах, море, знаком­ство с культурно-историческими ценностями, гастрономически­ми изысками и др.).

Национальное агентство Италии по туризму (ЭНИТ) создава­ло «клубы продукта» исходя из постулата, что каждый сегмент рынка должен иметь особую мотивацию для осуществления поездки. Для каждого из клубов были разработаны целевые программы, которые определяют, какие услуги, какой категории туристов и на рынках каких стран предлагать.

Тенденция создания клубов коснулась и России, однако не­сколько в другом ракурсе: объединились фирмы, которые направ­ляют туристов в конкретные страны: клубы Венгрии, Мальты, Чехии, российско-вьетнамский клуб и др.