logo
novikov

6.2.1. Интеллектуальный продукт как собственность

Интеллектуальный продукт, созданный в результате творче­ских усилий отдельной личности или коллектива, составляет ос­нову интеллектуальной собственности. Он может иметь различ­ные формы: открытия и изобретения, образцы новой продукции и техники, новые технологии, научно-производственные, кон­салтинговые, экономико-финансовые, управленческие, маркетин­говые услуги, а также различные виды литературно-художествен­ного творчества.

Содержание понятия интеллектуальной собственности изло­жено в конвенции Всемирной организации интеллектуальной соб­ственности (ВОИС): «Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и науч­ным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслужива­ния, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в произ­водственной, научной, литературной и художественной областях».

Роль интеллектуальной собственности в экономическом раз­витии невозможно переоценить. Это — главный ресурс всех госу­дарств, так как в третьем тысячелетии главным стимулом разви­тия экономики будут не природные ресурсы, а результаты интел­лектуальной деятельности.

В основе системы интеллектуальной собственности в Россий­ской Федерации лежат законодательные нормы, регулирующие вопросы творческой деятельности, ее результатов, их коммерчес­кого использования и правовой охраны. Кроме законодательства, единство системы интеллектуальной собственности обеспечива­ется органами государственной власти, которые организуют ее функционирование, правовую охрану и борьбу с нарушениями.

Согласно методике оценки, разработанной Торгово-промыш­ленной палатой РФ, на сегодня рыночная стоимость российской

интеллектуальной собственности составляет около 220 — 250 млрд долл. США. Из них около трети не востребовано, стареет или уте­кает за рубеж. Оставшаяся часть наполовину представлена зару­бежными патентами и товарными знаками, зарегистрированны­ми в России, но принадлежащими иностранным компаниям. Со­отношение создаваемых и охраняемых результатов научной дея­тельности в России и за рубежом далеко не в нашу пользу. В Рос­сии к правовой охране представляется менее 10 % создаваемых результатов. Другой аспект защиты разработок отечественных спе­циалистов — их зарубежное патентование. Зачастую результаты отечественных ученых в виде продукции зарубежных фирм начи­нают поставляться из-за рубежа в Россию, где они и созданы. В Рос­сии отсутствует правовая база, которая пресекала бы подобного рода деятельность. Если американский изобретатель подаст заявку на изобретение за рубеж, а не в США, то он согласно закону несет уголовную ответственность — два года тюремного заключе­ния и (или) штраф в размере 10 тыс. долл. США.

Доля нематериальных активов (а именно они характеризуют интеллектуальную собственность), указанная в официальных от­четах подавляющего большинства российских предприятий и ком­паний, составляет сотые доли процента. Это вызвано установлен­ным порядком налогообложения и тем, что нигде не учтенная интеллектуальная собственность позволяет занижать размер воз­награждения за нее. У ведущих зарубежных фирм доля интеллек­туальной собственности составляет две трети, а иногда и более активов.

Интеллектуальная собственность — это отношение владения, пользования, распоряжения идеальными объектами, выраженны­ми в каких-либо объективных формах, воплощающих научно-тех­ническое, литературное и иное творчество индивидуальных или коллективных субъектов. Интеллектуальная собственность являет­ся результатом творения человеческого разума, интеллекта, гра­ницы которого безмерно велики, возможности неисчерпаемы, а изменения настолько динамичны, что на протяжении нескольких лет возникают новые виды интеллектуальной собственности, ме­няются ее структура и функции.

Все объекты интеллектуальной собственности — результаты или проявления умственной деятельности. Во многих случаях эти про­дукты являются прямым и непосредственным проявлением чело­веческого таланта в области науки, техники, литературы, искус­ства.

Как и прочие продукты человеческого труда, результаты ин­теллектуальной деятельности имеют стоимостные оценки. Они могут быть включены в товарооборот на коммерческой основе, давать полезный экономический, социальный и другой эффект, удовлетворять личные и общественные потребности. Субъект собственности осуществляет присвоение, владение, пользование и распоряжение продуктами интеллектуальной деятельности своей властью и в своих интересах, без содействия третьих лиц.

Продукты интеллектуальной деятельности выступают носите­лями определенной информации нематериального характера, ко­торая может быть вовлечена в научно-технический или коммер­ческий оборот в качестве продукта только будучи воплощенной в документальную форму.

Большинство продуктов интеллектуальной собственности как результат творческого труда имеют авторов. Товарные знаки и иные обозначения индивидуализируют субъекты и продукты обычного труда (товары, услуги).

Интеллектуальные продукты не относятся к «потребляемым вещам», которые с течением времени морально и физически из­нашиваются.

Результатами интеллектуальной деятельности может одновре­менно пользоваться неограниченный круг лиц — не только соб­ственники, но и, после покупки соответствующей лицензии, любые субъекты, а в случаях, предусмотренных законом, исполь­зование может осуществляться помимо воли собственника интел­лектуального продукта.

Между объектами интеллектуальной собственности существу­ет системная связь. На каждом этапе научного и технического про­гресса формируются и развиваются новые интеллектуальные про­дукты, которые в известной мере зависят от предыдущих.

Объектами интеллектуальной собственности являются докумен­тально подтвержденные права на результаты интеллектуальной деятельности — на интеллектуальный продукт.

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) делятся: на объекты авторского права (произведения науки, литерату­ры и искусства);

объекты смежных прав (исполнение, фонограммы и передачи эфирного и кабельного вещания);

объекты промышленной собственности (изобретения, полез­ные модели и промышленные образцы, фирменные наименова­ния, товарные знаки, обозначения мест происхождения товаров);

объекты научной и научно-технической сферы (типологии ин­тегральных микросхем, селекционные достижения, открытия и др.).