logo
novikov

8.1.4. Инновации в гостиничном бизнесе

В последние десятилетия меняется и структура гостиничного бизнеса. В начале 1990-х гг. американская гостиничная индустрия создала новую форму финансирования — деловую корпорацию, имеющую налоговые льготы в отношении прав собственности. Внедрение такого вида финансирования разделило права владе­ния и управления — появился новый тип владельцев гостиниц. Раньше владельцы были «специалистами гостиничного бизнеса», а теперь стали «владельцами недвижимости». В гостиничной инду­стрии появились два различных типа специалистов: занимающие­ся бизнесом владельцы гостиниц и администраторы, организую­щие прием и обслуживание клиентов.

Гостиничная индустрия, вслед за транспортными отраслями и распределительными сетями, также стала консолидироваться. Про­исходит постоянный процесс слияний и приобретений, создания различных партнерских союзов. В настоящее время 26 % всех гос­тиничных номеров распределяются под торговыми марками 50 ве­дущих глобальных компаний.

Одной из таких компаний является Ассог, которая присутству­ет в 88 странах мира. Гостиничный бизнес приносит ей 68 % дохо­дов, вспомогательная туристская деятельность (туристские фир­мы, казино, рестораны, организация питания в железнодорож­ном транспорте) — 26%, корпоративное обслуживание — 6%.

В гостиничном бизнесе появляются конгломераты, подобные американской компании Cendant corporation's, которая присутствует более чем в 100 странах, является мировым лидером гостиничной франшизы (6455 гостиниц, 541 313 номеров, 8 торговых марок) и через дочернюю компанию RCI, занимается таймшером (2,8 млн членов, 3 750 присоединившихся курортов более чем в 90 странах).

До тех пор, пока крупные компании покупают гостиничные цепочки или осуществляют политику слияний, независимые гос­тиницы остаются в стороне. Однако им становится все труднее действовать в одиночку. Развитие франчайзинга дает возможность владельцам крупных компаний открывать свои гостиницы рядом с независимыми отелями и переманивать у них клиентов.

Стратегия противостояния и конкуренции приводит к необхо­димости развития партнерских взаимоотношений. Поэтому неко­торые независимые предприятия предпочитают объединяться в добровольные союзы. Это явление возникло в Европе, а затем рас­пространилось на Северную Америку. Такие объединения, как правило, создаются на базе гостиниц, имеющих одинаковую стра­тегию и имидж. Примером крупнейшего в мире союза такого типа является Best Western. Такое партнерство позволяет небольшим гостиницам противостоять крупным гостиничным цепочкам.