logo search
novikov

9.1.3. Деловое партнерство

Одной из распространенных форм делового партнерства явля­ются стратегические альянсы, которые в секторе услуг создаются гораздо чаще, чем в сфере производства. В конце прошлого века 29 % деловых альянсов создавалось в сфере продаж и маркетинга, 25 % — в сфере производства продукции, 17 % — в области иссле­дований и развития.

Главным условием стратегического альянса является сотруд­ничество между предприятиями с целью повышения конкурен­тоспособности участников. Стратегические альянсы могут иметь различные формы — от договора о сотрудничестве до совместно­го предприятия. Партнерство осуществляется путем согласования эффективных стратегических направлений деятельности, обмена представляющими взаимный интерес ресурсами (технологии, профессиональные навыки и др.) и информацией.

Компании объединяются для достижения определенных целей, сохраняя независимость; компании совместно контролируют вы­полнение поставленных задач и делят преимущества, полученные в результате объединения; вносят свой вклад в одну или более сфер стратегической деятельности (технологии или продукты).

Такие альянсы не являются застывшими конструкциями — они изменяются в зависимости от ситуации на рынке: часто наблюда­ются случаи выхода участников из этих альянсов, перехода из одного объединения в другое и создание новых альянсов.

Процессы делового партнерства затрагивают и сферу туризма. Удовлетворить потребности клиентов можно лишь используя ре­сурсы многих компаний. Ни один производитель туристских услуг (средства размещения, транспортные компании, индустрия раз­влечений, туристские фирмы) не в состоянии в одиночку предо­ставлять все многообразие услуг, а также обеспечить комплексное развитие центров, посещаемых туристами.

Деловое партнерство в туризме приводит к различным формам сотрудничества:

для борьбы с конкурентами;

объединение с участниками бизнеса из других сфер деятельно­сти;

создание «клубов» для совместной работы по реализации спе­цифического туристского продукта на рынках других стран;

для совместной перевозки туристов;

создание франчайзинговых сетей;

внедрение инноваций.

В связи со спецификой работы на туристских рынках стали по­являться альянсы, хорошо знающие специфику отдельных регио­нов. В 2001 г. был основан «Универсальный туристский альянс» (Universal Tourism Alliance — UTA), членами которого на сегодняшний день являются восемь туристских компаний из Болгарии, Чехии, Египта, Финляндии, Греции, Италии, Мальты и Слова­кии. Благодаря многолетнему опыту сотрудничества на россий­ском рынке, все члены UTA знают специфику работы и гаранти­руют высокий уровень обслуживания. Все члены альянса поддер­живаются национальными правительственными организациями.