logo search
novikov

3.5. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме

Туристская деятельность — это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государ­ства, многих секторов его экономики. Их доходы значительно пре­вышают поступления от традиционных сфер туризма (гостини­цы, рестораны, транспорт и др.).

Основными задачами государства являются:

определение и разработка принципов политики в области ту­ризма, программ их реализации, механизма контроля и исследо­вания результатов деятельности (организация статистики, ведом­ственных исследований);

создание благоприятных условий для туризма, координация действий различных компаний, организаций и обществ для фор­мирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;

поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инно­ваций и кооперации, формирование привлекательного образа страны.

Многие государства создают специальные национальные ор­ганизации для продвижения различного рода инноваций в туриз­ме — ОМТН (организации, занимающиеся маркетингом турист­ских направлений по терминологии Всемирной туристской органи­зации: Visit Britain, Tourespana, Polska Organizacia Turystyczna и др.).

Государственный сектор все чаще обращается к информаци­онным технологиям и Интернету как средствам продвижения сво­его продукта — туристского направления.

В качестве примера можно привести Финляндию. Финский со­вет по туризму (Finnish Tourist Board — FTB) является государ­ственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 стра­нах. Финский совет по туризму одним из первых начал использо­вать информационные технологии в работе национальной турист­ской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересо­ванными группами, общая цель которых направлена на макси­мальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментом для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии.

Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребите­лей и рынков, эффективному маркетингу».

Развитие туристского бизнеса происходило по следующей схе­ме. В 1992 г. была создана информационная система туристского

рынка (Market Information System — MIS). Первоначально она использовалась для нужд Финского совета по туризму, но скоро доступ к ней получили профессиональные пользователи страны. Одиннадцать приложений MIS охватывают спектр деятельности совета и все аспекты туристской отрасли. Приложение «Покупа­тели и СМИ» содержит информацию о всех туроператорах и турагентах, их адресах, перечень основных СМИ, продвигающих туристский продукт. Приложение «Планы маркетинга» инфор­мирует о всех маркетинговых планах, рекламных кампаниях и действиях всех отделений Финского совета по туризму на миро­вом рынке. Другие приложения MIS содержат статистические данные, общую информацию о представительствах и персонале Финского совета по туризму, его рабочих группах, документа­цию и переписку по семинарам и рабочим встречам, адреса кли­ентов. Одно из приложений используется как электронная доска объявлений для всех отделений Финского совета по туризму на мировом рынке.

В 1995 г. совместно с региональными туристскими организациями была создана база данных туристского продукта и услуг (на анг­лийском языке), охватывающая всю Финляндию, под названием PROMIS. Основной объем информации для базы данных постав­ляется и обновляется информационными провайдерами — парт­нерами PROMIS — и предприятиями малого и среднего бизнеса, лицензии которым провайдеры предоставляют бесплатно.

В 2001 г. национальная туристская организация Финляндии пер­вой в мире начала продвигать национальную базу данных как ус­лугу в соответствии с протоколом беспроводного доступа (Wireless Application Protocol — WAP). Эта база включает файлы с инфор­мацией о достопримечательностях, средствах размещения, собы­тиях, турах и экскурсиях, телефонных номерах туристских бюро.

Базовые системы MIS и PROMIS финансируются Финским советом по туризму и являются бесприбыльными.

В 1990-х гг. в связи с широким распространением компьютеров ОМТН стали интенсивно использовать информационные техно­логии. Вначале это были замкнутые системы для обеспечения де­ятельности туристских и информационных отделов, сейчас же эти системы через Интернет охватывают конечных потребителей, ко­торым доносят информацию о туристском продукте, его привле­кательности и доступности по цене, легкости и простоте брони­рования.

ОМТН, выступая посредником, работают, как правило, без­возмездно, финансируются государством, хотя и не избегают вов­лечения в коммерческие операции (смешанные региональные и местные государственно-частные).

Информационная эра меняет стиль жизни. В недалеком буду­щем ОМТН не нужны будут представительства во всех крупных

странах, поставляющих им туристов. Сейчас ОМТН устанавлива­ют электронную связь с поставщиками туристского рынка в рам­ках региона и предоставляют им возможности самостоятельно об­новлять информацию о своем продукте и его наличии; выступают посредниками в предоставлении всего ассортимента продуктов конкретного туристского региона (что особенно важно для мел­ких и средних предприятий) и электронных каналов (в онлайно­вом режиме или другим способом) туристским агентам и другим участникам рынка.

Для ОМТН развитие партнерских отношений открывает перс­пективы более широкого распространения своей информации по туристским регионам. В отрасли туризма существует больше по­среднических организаций, чем в любой другой индустрии. К ним относятся туроператоры и турагенты, которые формируют турист­ские пакеты и занимаются распределением продукта от имени крупных поставщиков, какими являются владельцы гостиниц и авиакомпаний. Это позволяет ОМТН продавать свой продукт че­рез коммерческих посредников на основе специальных договоров.