3.5. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Туристская деятельность — это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики. Их доходы значительно превышают поступления от традиционных сфер туризма (гостиницы, рестораны, транспорт и др.).
Основными задачами государства являются:
определение и разработка принципов политики в области туризма, программ их реализации, механизма контроля и исследования результатов деятельности (организация статистики, ведомственных исследований);
создание благоприятных условий для туризма, координация действий различных компаний, организаций и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;
поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперации, формирование привлекательного образа страны.
Многие государства создают специальные национальные организации для продвижения различного рода инноваций в туризме — ОМТН (организации, занимающиеся маркетингом туристских направлений по терминологии Всемирной туристской организации: Visit Britain, Tourespana, Polska Organizacia Turystyczna и др.).
Государственный сектор все чаще обращается к информационным технологиям и Интернету как средствам продвижения своего продукта — туристского направления.
В качестве примера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму (Finnish Tourist Board — FTB) является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментом для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии.
Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу».
Развитие туристского бизнеса происходило по следующей схеме. В 1992 г. была создана информационная система туристского
рынка (Market Information System — MIS). Первоначально она использовалась для нужд Финского совета по туризму, но скоро доступ к ней получили профессиональные пользователи страны. Одиннадцать приложений MIS охватывают спектр деятельности совета и все аспекты туристской отрасли. Приложение «Покупатели и СМИ» содержит информацию о всех туроператорах и турагентах, их адресах, перечень основных СМИ, продвигающих туристский продукт. Приложение «Планы маркетинга» информирует о всех маркетинговых планах, рекламных кампаниях и действиях всех отделений Финского совета по туризму на мировом рынке. Другие приложения MIS содержат статистические данные, общую информацию о представительствах и персонале Финского совета по туризму, его рабочих группах, документацию и переписку по семинарам и рабочим встречам, адреса клиентов. Одно из приложений используется как электронная доска объявлений для всех отделений Финского совета по туризму на мировом рынке.
В 1995 г. совместно с региональными туристскими организациями была создана база данных туристского продукта и услуг (на английском языке), охватывающая всю Финляндию, под названием PROMIS. Основной объем информации для базы данных поставляется и обновляется информационными провайдерами — партнерами PROMIS — и предприятиями малого и среднего бизнеса, лицензии которым провайдеры предоставляют бесплатно.
В 2001 г. национальная туристская организация Финляндии первой в мире начала продвигать национальную базу данных как услугу в соответствии с протоколом беспроводного доступа (Wireless Application Protocol — WAP). Эта база включает файлы с информацией о достопримечательностях, средствах размещения, событиях, турах и экскурсиях, телефонных номерах туристских бюро.
Базовые системы MIS и PROMIS финансируются Финским советом по туризму и являются бесприбыльными.
В 1990-х гг. в связи с широким распространением компьютеров ОМТН стали интенсивно использовать информационные технологии. Вначале это были замкнутые системы для обеспечения деятельности туристских и информационных отделов, сейчас же эти системы через Интернет охватывают конечных потребителей, которым доносят информацию о туристском продукте, его привлекательности и доступности по цене, легкости и простоте бронирования.
ОМТН, выступая посредником, работают, как правило, безвозмездно, финансируются государством, хотя и не избегают вовлечения в коммерческие операции (смешанные региональные и местные государственно-частные).
Информационная эра меняет стиль жизни. В недалеком будущем ОМТН не нужны будут представительства во всех крупных
странах, поставляющих им туристов. Сейчас ОМТН устанавливают электронную связь с поставщиками туристского рынка в рамках региона и предоставляют им возможности самостоятельно обновлять информацию о своем продукте и его наличии; выступают посредниками в предоставлении всего ассортимента продуктов конкретного туристского региона (что особенно важно для мелких и средних предприятий) и электронных каналов (в онлайновом режиме или другим способом) туристским агентам и другим участникам рынка.
Для ОМТН развитие партнерских отношений открывает перспективы более широкого распространения своей информации по туристским регионам. В отрасли туризма существует больше посреднических организаций, чем в любой другой индустрии. К ним относятся туроператоры и турагенты, которые формируют туристские пакеты и занимаются распределением продукта от имени крупных поставщиков, какими являются владельцы гостиниц и авиакомпаний. Это позволяет ОМТН продавать свой продукт через коммерческих посредников на основе специальных договоров.
- Инновации в туризме
- Оглавление
- Глава 1. Предпринимательство и инновации..............................................6
- Глава 2. Сущность и функции инновационной деятельности....................28
- Глава 3. Государственное регулирование инновационного развития........39
- Глава 4. Стратегия и планирование инновационной деятельности...........55
- Глава 5. Управление инновационной деятельностью в компании.............73
- Глава 6. Интеллектуальная собственность в инновационных
- Глава 7. Нормативно-правовое регулирование.........................................126
- Глава 8. Влияние научно-технических нововведений
- Глава 9. Инновационные процессы в туризме..........................................164
- Предисловие
- Глава 1 предпринимательство и инновации
- 1.1. Экономическое развитие общества
- И предпринимательской деятельности
- Возникновение и сущность предпринимательства
- 1.1.2. Развитие российского предпринимательства
- 1.2.2. Теория инновационных процессов й.Шумпетера
- 1.2.3. Технологические уклады развития
- 1.3. Роль предпринимателя в инновационных процессах
- 1.4. Предпринимательская деятельность в туристской сфере
- Контрольные вопросы
- 2.1. Содержание понятия «инновация»
- 2.2. Виды инноваций
- 2.3. Инновационные процессы
- 2.4. Жизненный цикл и функции инноваций
- 2.5. Инновационная деятельность в туризме
- 3.1. Национальная инновационная система
- 3.2. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов
- 3.3. Регулирование инновационной деятельности в промышленно развитых странах
- 3.4. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
- 3.4.1. Организация науки и научно-технических исследований
- 3.4.2. Направления инновационного развития России
- 3.5. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
- Контрольные вопросы
- 4.1. Содержание и характеристика различных типов стратегий
- 4.1.1. Государственная инновационная стратегия
- 4.1.2. Инновационная стратегия предприятий
- 4.2. Планирование инноваций и инновационные проекты
- 4.2.1. Принципы планирования
- 4.2.2. Содержание инновационного проекта
- 4.2.3. Виды проектов
- 4.2.4. Этапы разработки инновационных проектов
- 4.3. Роль и характер инвестиций в инновационных Процессах
- 4.4. Риски в инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 5.1. Организация инновационной деятельности
- 5.1.1. Цели инновационной деятельности
- 5.1.2. Динамическое моделирование бизнеса
- 5.1.3. Управление инновациями
- 5.1.4. Управление знаниями
- 5.2. Создание нововведений и их внедрение
- 5.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения
- 5.4. Инновационная деятельность в туристских компаниях
- Контрольные вопросы
- 6.1. Человеческий фактор
- 6.2. Интеллектуальный продукт
- 6.2.1. Интеллектуальный продукт как собственность
- 6.2.2. Интеллектуальная собственность как товар
- 6.3. Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере туризма
- 6.4. Охрана и защита интеллектуальной собственности
- 6.4.1. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности
- 6.4.2. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности
- Контрольные вопросы
- 7.1. Правовые акты Российской Федерации
- 7.2. Законы, регулирующие права в области информатизации и применения новейших технологий
- Контрольные вопросы
- 8.1. Инновационные процессы на транспорте, в средствах размещения
- 8.1.1. Тенденции развития авиационного транспорта
- 8.1.2. Железнодорожный транспорт
- 8.1.3. Развитие морских круизов
- 8.1.4. Инновации в гостиничном бизнесе
- 8.2. Развитие информационных технологий. Глобальные распределительные системы
- 8.2.1. Информационные технологии, их внедрение в производственные процессы
- 8.2.2. Способы распространения инновационных продуктов
- 8.2.3. Применение информационных технологий в туризме
- 8.2.4. Глобальные распределительные системы
- 8.2.5. Электронная коммерция
- Контрольные вопросы
- 9.1. Глобализация экономики и ее влияние на развитие туризма
- 9.1.1. Глобализация — путь перемен
- 9.1.2. Глобализация экономики и туризм
- 9.1.3. Деловое партнерство
- 9.2. Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме
- 9.3. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта
- 9.4. Роль Всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций
- 9.5. Принципы устойчивого развития туризма
- 9.6. Вспомогательный счет туризма (вст)
- 9.7. Применение положений Генерального соглашения по торговле услугами (гатс) — инновация для российского туристского бизнеса
- 9.8. Практика нового туризма
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Словарь терминов