logo search
Лекции

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании

В физическом воспитании широко применяются две группы общепедагогических методов: метод использования слова и методы обеспечения наглядности.

Словесные методы

  1. Дидактический рассказ – изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечение представления занимающихся о двигательном действии (возможно – в сюжетной форме). Как правило, в таком варианте применяется, в основном, на занятиях с детьми младшего и среднего школьного возраста.

  2. Описание предусматривает четкое, выразительное, доступное раскрытие признаков и свойств предмета, его величины, положения в пространстве и т.д. на основе фактического материала. Причем, указывается, что надо делать, но почему именно так – решает сам занимающийся. В данном варианте необходимо использовать знания и опыт обучаемых.

  3. Объяснение – последовательное, строгое в логическом, аргументированном изложении в соответствии со спортивной технологией преподавателем сложных вопросов.

  4. Беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и занимающимся.

  5. Разбор – форма беседы, проводимая после выполнения какого-либо двигательного задания.

  6. Лекция – последовательное, системное освещение изучаемой проблемы.

  7. Инструктирование – точное, конкретное изложение требования к выполнению предлагаемого двигательного действия.

  8. Комментарии и замечания – оценка в краткой форме качества выполнения задания и указание на ошибки при его выполнении.

  9. Распоряжения – словесное указание для выполнения действия, не имеющее стандартной формы; команда – краткая, точная форма словесного воздействия с целью немедленного, безусловного ее исполнения; указание – словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий.

Методы обеспечения наглядности

  1. Метод непосредственной наглядности – показ упражнения преподавателем или учащимся. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия. Всегда должен сочетаться с методом слова, чтобы показ не превратился в бездумное повторение увиденного.

  2. Методы опосредованной наглядности (учебные фильмы, кинограммы, рисунки, схемы)

  3. Методы направленного прочувствования двигательного действия

  4. Методы срочной информации.