logo search
Gosy

9 Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании (словесные, наглядные, направленного прочувствования двигательного действия, срочной информации).

Речь, роль слова в любом педагогическом процессе несоизмерима велика, ибо с помощью слова учитель сообщает знания, ставит проблемную ситуацию и помогает ее разрешить.

Рассмотрим значение и особенности использования некоторых основных методов словесного воздействия:

Рассказ. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности (Например, учитель рассказывает об истории развития данного вида спорта, о правилах соревнований и т.д. Рассказ должен быть таким, чтобы у учащихся возник интерес к изучению данного вида деятельности).

Описание. Используется с целью передачи знаний о технике двигательного действия, сущности и правилах игры, порядке и последовательности действий при преодолении полосы препятствий, особенностях лыжной трассы и т.д.

Объяснение. Применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении двигательного задания. Объяснения должны быть ясными, доходчивыми и, что особенно важно при занятиях с детьми – образными. Используя рассказ, описание и объяснение, необходимо учитывать уровень интеллектуального развития занимающихся.

Команда. Применяется при организации коллективных действий, таких, как перемещения занимающихся, одновременное выполнение упражнений, коллективные усилия. Чрезмерно частое использование команд в занятии нежелательно. Лучше заменить команду каким-либо другим методам управления деятельностью (распоряжением, предложением и т.п.).

Распоряжение и приказание. Эти словесные методы отличаются от команды свободным выбором слов и более спокойным тоном. При выполнении упражнения, например, вместо команды «Начинай!» можно сказать: «Начали и … раз!». Распоряжение отдается при построениях и перестроениях, а также при установке и уборке снарядов и инвентаря. Приказание отличается от распоряжения более волевым тоном («Всем построиться!», «Ждать!»).

Указание. Представляет собой в виде словесной реплики с целью исправления технических ошибок. Краткими репликами являются «быстрее», «свободнее», «выше взмах», «расслабься», «носок оттени» и т.д. Указание опытных преподавателей и тренеров представляют собой ценнейшее методическое богатство, накопленное в процессе практической деятельности.

Разбор. Это форма беседы, обсуждения преподавателя с занимающимися о результатах их деятельности. С помощью разбора осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. Разбор может быть как индивидуальным, так и коллективным.

Замечание. Это краткая форма словесного воздействия, отличающаяся от разбора односторонним характером. Преподавателем в краткой форме оценивается качество выполнения задания или указывается на допущенные ошибки. Замечание иногда сочетается с последующими указаниями.

Словесная оценка. Она может быть дана в краткой, обобщенной форме («хорошо», «плохо») и развернутой – в виде более подробного рассмотрения положительных и отрицательных моментов. Словесная оценка приближается к разбору, но с той только разницей, что занимающиеся выслушивают оценку без вовлечения в разговор с преподавателем. Пользоваться краткой формой оценки следует в том случае, если у преподавателя есть уверенность, что такая оценка вызывает положительное воздействие. Злоупотребление словом «плохо» также нежелательно, поскольку это может вызвать у некоторых занимающихся потерю веры в свои силы и возможности.

Под наглядностью понимается вовлечение к процессу познания как можно больше органов чувств, исходя из этого различают:

1. Метод зрительной наглядности, сюда относятся:

а) непосредственный показ упражнений учителем. Здесь доминирует адаптационный показ;

б) демонстрация наглядных пособий (рисунки, графики, плакаты);

в) зрительная ориентировка.

2. Метод слуховой наглядности (когда какой-то звук является для человека сигналом к какому-либо действию. Например, прыгун прыгает в воду в группировке, услышав резкий звук, а это для него является сигналом, он должен быстро разгруппироваться и войти в воду).

3. Метод двигательной наглядности (двигательную наглядность нельзя путать с демонстрацией наглядных пособий, ибо двигательная наглядность направлена на организацию восприятия ощущения от двигательного аппарата. Например, учитель берет за руку ученика (при методике обучения технике метания гранаты) и вместе со своей рукой сопровождает правильную траекторию движения, тем самым дает ученику понять как надо делать и как не надо.

  1.  Структура процесса обучения двигательным действия (этапы, задачи, особенности).

Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание.

Учение — это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками.

Преподавание — это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся.

В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями. Это значит — регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Основные задачи.

1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.

2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.

3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.

Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.

Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.

Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.

Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.

2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение.

Основные задачи.

1. Уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе, так и в деталях техники.

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств учения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.

1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.

2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть,

связку нескольких движений изучаемого двигательного действия, необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели, возможно, большее сходство с основной частью изучаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета.

3. Длительность применения подводящих упражнений зависит сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снится.

Эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще наступило значительное утомление.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи.

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимнастический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.