64. Предстартовые реакции. Разминка.
Предстартовое состояние – это состояние организма, возникающее до начала спортивной деятельности, которое характеризуется усилием многих функций организма.
Это состояние возникает задолго до выступления – за несколько дней, недель. Более значительные – за несколько часов до старта и ещё более за несколько минут, когда возникает собственно стартовое состояние.
Изменение в организме перед стартом:
Повышается обмен веществ.
Повышается возбудимость нервных центров.
Учащается пульс.
Повышается температура тела.
Увеличивается мышечная сила.
В крови повышается содержание гормонов, Нв, эритроцитов.
Все физиологические процессы повышаются в 2-3 раза по сравнению с покоем.
Предстартовые состояния возникают по механизму условных рефлексов. Физиологические изменения возникают на условиях сигнала – вид стадиона, спортивного зала, спортивной формы, соперника и т.д. В головном мозгу возникает замысел и план предстоящего действия, происходят изменения электрической активности в КБП, т.е. мозг готовится к предстоящему действию. В результате возникают вегетативные сдвиги в организме.
Вывод: Эти изменения в организме очень важны, т.к. они обеспечивают подготовку организма к предстоящей работе, т.е. происходит активизация функций организма, которые ведут к быстрому вырабатыванию.
Разновидности предстартового состояния
I.Неспецифические предстартовые состояния (при любой работе):
1.Боевая готовность – это положительное предстартовое состояние. Она обеспечивает наилучший психологический настрой и функциональную подготовку спортсменов к работе. При этом наблюдается умеренное повышение возбудимости Ц.Н.С., что обеспечивает оптимальный уровень физиологических сдвигов.
2.Предстартовая лихорадка – возбудимость мозга чрезмерно повышена. У спортсменов повышенная нервозность, фальстарты, излишние энерготраты, нарушение меж мышечной координации, дорабочий расход углеводов.
Это состояние не всегда соответствует успеху.
3.Предстартовая адаптация – характеризуется недостаточным уровнем возбудимости Ц.Н.С., увеличением времени двигательной реакции, неуверенность в своих силах, подавленность. Это состояние может возникать после продолжительного возбуждения. Предстартовая апатия часто приводит к снижению спортивного результата.
II. Специфические предстартовые реакции отражают особенности предстоящей работы. Они связаны со спецификой предстоящих упражнений.
Пример: функциональные изменения в организме больше перед бегом на короткие дистанции по сравнению с бегом на длинные дистанции.
Регуляция предстартового состояния На формы проявления предстартовых реакций оказывает влияние тип ВНД - у сангвиников, флегматиков – чаще боевая готовность, холериков – предстартовая лихорадка, меланхоликов – предстартовая апатия.
Предстартовое состояние можно регулировать: необходимая беседа, массаж, рациональный распорядок дня, лёгкая тренировка (за 3-4 часа).
Наибольшее воздействие оказывает правильно проведённая разминка. В случае предстартовой лихорадки необходимо проводить разминку в невысоком темпе, подключить глубокие ритмичные дыхания. В случае апатии – разминка в быстром темпе.
Физиологическая характеристика разминки
Разминка – это комплекс физических упражнений, который предшествует соревнованию или тренировочному занятию.
Разминка состоит из 2-х частей:
Общая часть разминка неспецифична. Она направлена на повышение функционального состояния организма, повышение возбудимости нервной системы, усиление обмена веществ, т.е. организм переключается на новый уровень деятельности. Разминка достигается выполнением общеразвивающих упражнений. При этом мышцы разогреваются, повышается гибкость, активизируются ферменты, улучшаются функции сердечно- сосудистой системы, дыхательной системы, сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата. Но эта разминка не должна доводить до утомления и вызывать повышение температуры более 38оС.
Специальная часть разминки – обеспечивает специфическую подготовку организма к предстоящей работе. Средства – упражнения, сходные по структуре и темпу с основными движениями.
Оптимальная деятельность разминки 10-13 мин., интервал до работы не более 15 мин., т.к. её сфера снижается.
Главная задача разминки – налаживание согласованности в деятельности двигательного аппарата и кардиореспираторной системы.
- 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина (причины и источники возникновения, основные понятия).
- 2 Структура и функции физической культуры
- 3.Цели и функции физ. Культуры
- 4. Характеристика системы физического воспитания в России (понятие «система», основы, направленность).
- 5 Характеристика средств физического воспитания: понятие упражнение, направленность, техника, классификация, критерии оценки эффективности техники, вспомогательные средства.
- 6 Социальные функции физической культуры и спорта.
- 7 Характеристика общеметодических принципов физического воспитания (сущность, значение).
- 8 . Характеристика специфических принципов физического воспитания.
- 9 Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании (словесные, наглядные, направленного прочувствования двигательного действия, срочной информации).
- 11. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
- 12. Двигательный навык. Условия и фазы его формирования.
- 13. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, их сущность и педагогические возможности).
- 14. Игровой и соревновательный методы в системе физического воспитания (сущность, основные методические особенности, положительные стороны и недостатки).
- 15. Средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей. Понятия о двигательных умениях и навыках.
- 16. Методика воспитания скоростных способностей (определение скоростных способностей, факторы, влияющие на скоростные способности, формы проявления, критерии и способы их оценки).
- 17. Средства и методы воспитания гибкости
- 18. Методика воспитания силовых способностей (определение, факторы, влияющие на силовые способности, виды силовых способностей, жесты определения).
- 19. Методика воспитания общей выносливости (типы выносливости, определение понятия и выносливости, факторы, влияющие на выносливость, жесты определения).
- 20. Характеристика средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей
- 21. Формирование осанки. (Профилактика).
- 22. Особенности физического воспитания школьников (цель и его основные задачи).
- 23. Современные требования к организации и проведению уроков физической культуры
- 24. Характеристика урочных форм занятий физическими упражнениями.
- 25. Структура урока физической культуры и характеристика его частей (задачи, средства, продолжительность, методы).
- 26. Особенности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников.
- 27. Внеклассные и внешкольные формы организации физического воспитания
- 28. Технология планирования физического воспитания в школе (виды, направленность, основные документы).
- 29. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля и методы).
- 30. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
- 31. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
- 32.Методические особенности урока физической культуры с учащимися среднего школьного возраста (задачи, содержание, средства).
- 33. Методические особенности урока физической культуры с учащимися старших классов (задачи, содержание, средства).
- 34. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной и подготовительной медицинскими группами (средства, физическая нагрузка).
- 35. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися женского пола.
- 36. Определение общей и моторной плотности уроков физической культуры.
- 37. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений (задачи, формы, программа).
- 38. Физическое воспитание студенческой молодёжи (задачи, содержание программы по физическому воспитанию, направленность занятий, формы).
- 39. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: задачи, формы, методические особенности.
- 40. Нормативно-правовые документы в области фк и с
- 1. Законодательные акты Российской Федерации.
- 2. Подзаконные акты.
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 6. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта.
- Глава 7. Заключительные положения.
- 42. Профессионально прикладная физическая подготовка(понятие ппфп, задачи, средства, методы).
- 43. Общая характеристика спорта: классификация видов спорта, система подготовки спортсмена, задачи.
- 44. Основы спортивной тренировки: цель, задачи, средства, методы, принципы.
- Принцип единства офп и сфп
- Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам
- 45. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.
- 46. Структура построения спортивной тренировки (микроциклы, мезоциклы, макроциклы)
- 47 Роль науки в фк и с
- 48 Оздоровительная физическая культура.
- 49 Адаптивная физическая культура.
- Задачи: у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
- 50. Характеристика восстановительных средств после физических нагрузок.
- 51. Органы чувств, классификация и морфофункциональная характеристика.
- 52. Структурные изменения в костной системе под влиянием физических нагрузок.
- 53. Структурная перестройка мышечной системы под влиянием физических нагрузок.
- 54. Состав и функции крови. Изменение состава крови при мышечной деятельности.
- 55. Сердце, строение, топография, кровоснабжение. Проводящая система сердца.
- 56. Типы реакций сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку.
- 57. Газообмен в легких и тканях.
- 58. Общий план строения нервной системы. Строение спинного мозга.
- 59. Физиологическая характеристика пищеварительных процессов. Влияние мышечной работы на ее деятельность.
- 60. Физиологическая характеристика выделительных процессов. Влияние мышечной работы на их деятельность.
- 61. Физиологическая характеристика желез внутренней секреции. Характеристика действия гормонов.
- 62.Физиологическая характеристика циклических упражнений максимальной мощности.
- 63. Физиологическая характеристика циклических упражнений субмаксимальной мощности.
- 64. Предстартовые реакции. Разминка.
- 65. Врабатывание. Закономерности врабатывания.
- 66. Характеристика утомления при выполнении физической нагрузки (понятие, виды, признаки).
- 67. Восстановительные процессы в организме, его закономерности.
- 68.Показатели тренированности при стандартной и предельной работе.
- 69. Физиологические основы развития быстроты.
- 70. Функциональные пробы. Классификация.
- 71. Гарвардский степ-тест. Тест на тредмиле.
- 72. Допинг – контроль. Группа фармакологических препаратов, отнесенных к допингам.
- 73. Возрастная периодизация.
- 74. Реабилитация: медицинская, социальная, профессиональная.
- 75. Средства лечебной физической культуры.
- 76. Формы лечебной физической культуры.
- 77. Стенокардия лфк. Задачи, методика. Функциональные классы.
- 1 Ф.Кл.
- 2 Ф.Кл.
- 3 Ф.Кл.
- 4 Ф.Кл.
- 78. Травмы опорно-двигательного аппарата. Профилактика.
- 79. Двигательная единица. Биохимия мышечного волокна.
- 80. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
- 85 Возрождение Олимпийских игр
- 88. Возникновение национальных систем гимнастики
- 91. Национальные Олимпийские Комитеты (нок)
- 110 Олимпийские игры в Москве (1980 г.)
- 111. Понятие педагогической технологии. Ее основные качества.
- 112 Классификация педагогических технологий.
- 114 Характеристика групповой технологии обучения
- 115 Технические приемы оратора.
- 116 Стили руководства, их характеристики.
- 117. Технология поиска работы.
- 118 . Самоменеджмент
- 119. Характеристика технологии воспитательной деятельности учителя физической культуры (тренера): стратегия и тактика воспитания, методы, средства.
- 120 Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).