logo
Gosy

12. Двигательный навык. Условия и фазы его формирования.

Экстраполяция двигательного навыка.

Двигательный навык – это привычные движения, элементы которых выполняются автоматически. Но одно из произвольных движений не является врождённым. В основе двигательного навыка лежит множество двигательных рефлексов, которые вырабатываясь, образуют между собой тесные связи. Рефлекторный путь проходит через многие отделы мозга. В процессе обучения движению используются коррекции и находится рациональный путь построения движений. При формировании двигательного навыка происходит не заучивание движения, а обучение при активном участии ЦНС. При этом мозг, строя движение, действует методом проб и ошибок, т.е. при повторениях движения используются разные варианты его построения.

Особенности образования двигательного навыка.

1. Должна быть ясна цель движения.

2. Адаптация сенсорных коррекций.

3. «Запирание» ненужных для данного движения мышц.

4. Движения начинают выполнять на более низких фоновых уровнях построения движений.

Ведущий уровень от лишней работы. При этом:

1. Вспомогательные движения приобретают стандартность, характерную для отработанного навыка.

2. Точнее становятся сенсорные коррекции.

3. Переход на фоновый уровень синергий сопровождается выключением зрительного контроля за правильностью выполнения движений.

4. Фоновые движения перестают осознаваться, осознаётся лищь ведущий уровень построения движения.

5. Все вспомогательные движения должны перейти на фоновые уровни построения. Все фоновые движения протекают автоматизированно. При прочном двигательном навыке спортсмен не делает лишних движений, не напрягает ненужные мышцы. Количество энергии, затрачиваемое на движение, уменьшается по сравнению с начальными стадияыми выработки навыка. Движения становятся экономичными.

Стадии формирования двигательного навыка.

Существуют три основных стадии:

1. Иррадиация (генерализация) возбуждения – в работе вовлечены многие мышцы, это нарушает координацию движения, делает их закрепощёнными, приводит к значительным энерготратам и выраженным вегетативным реакциям.

2. Концентрация возбуждения – возбуждение концентрируется в необходимых для его осуществления корковых зонах. В работу включаются лишь необходимые мышцы и только в нужные моменты движения. Рабочие энерготраты снижаются. Навык сформирован, но он ещё очень не прочен.

3. Автоматизация навыка – появляется стабильность и надёжность навыка, снижается сознательный контроль за его элементами.