logo
Gosy

7 Характеристика общеметодических принципов физического воспитания (сущность, значение).

Речь, роль слова в любом педагогическом процессе несоизмерима велика, ибо с помощью слова учитель сообщает знания, ставит проблемную ситуацию и помогает ее разрешить.

Рассмотрим значение и особенности использования некоторых основных методов словесного воздействия:

Рассказ. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности (Например, учитель рассказывает об истории развития данного вида спорта, о правилах соревнований и т.д. Рассказ должен быть таким, чтобы у учащихся возник интерес к изучению данного вида деятельности).

Описание. Используется с целью передачи знаний о технике двигательного действия, сущности и правилах игры, порядке и последовательности действий при преодолении полосы препятствий, особенностях лыжной трассы и т.д.

Объяснение. Применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении двигательного задания. Объяснения должны быть ясными, доходчивыми и, что особенно важно при занятиях с детьми – образными. Используя рассказ, описание и объяснение, необходимо учитывать уровень интеллектуального развития занимающихся.

Команда. Применяется при организации коллективных действий, таких, как перемещения занимающихся, одновременное выполнение упражнений, коллективные усилия. Чрезмерно частое использование команд в занятии нежелательно. Лучше заменить команду каким-либо другим методам управления деятельностью (распоряжением, предложением и т.п.).

Распоряжение и приказание. Эти словесные методы отличаются от команды свободным выбором слов и более спокойным тоном. При выполнении упражнения, например, вместо команды «Начинай!» можно сказать: «Начали и … раз!». Распоряжение отдается при построениях и перестроениях, а также при установке и уборке снарядов и инвентаря. Приказание отличается от распоряжения более волевым тоном («Всем построиться!», «Ждать!»).

Указание. Представляет собой в виде словесной реплики с целью исправления технических ошибок. Краткими репликами являются «быстрее», «свободнее», «выше взмах», «расслабься», «носок оттени» и т.д. Указание опытных преподавателей и тренеров представляют собой ценнейшее методическое богатство, накопленное в процессе практической деятельности.

Разбор. Это форма беседы, обсуждения преподавателя с занимающимися о результатах их деятельности. С помощью разбора осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. Разбор может быть как индивидуальным, так и коллективным.

Замечание. Это краткая форма словесного воздействия, отличающаяся от разбора односторонним характером. Преподавателем в краткой форме оценивается качество выполнения задания или указывается на допущенные ошибки. Замечание иногда сочетается с последующими указаниями.

Словесная оценка. Она может быть дана в краткой, обобщенной форме («хорошо», «плохо») и развернутой – в виде более подробного рассмотрения положительных и отрицательных моментов. Словесная оценка приближается к разбору, но с той только разницей, что занимающиеся выслушивают оценку без вовлечения в разговор с преподавателем. Пользоваться краткой формой оценки следует в том случае, если у преподавателя есть уверенность, что такая оценка вызывает положительное воздействие. Злоупотребление словом «плохо» также нежелательно, поскольку это может вызвать у некоторых занимающихся потерю веры в свои силы и возможности.