53. Структурная перестройка мышечной системы под влиянием физических нагрузок.
Большие физические нагрузки, характерные для современного спорта, представляют повышенные требования ко всем системам организма спортсмена, в том числе и к скелетным мышцам. Изучение изменений, происходящих в мышцах под влиянием разных двигательных режимов на макроскопическом, микроскопическом и субмикроскопическом уровнях имеет большое теоретическое и практическое значение, так как изменения в строении мышц отражаются и на их функциональных возможностях.
Спортивная практика показывает, что целенаправленные тренировки увеличивают силу и другие функциональные свойства мышц. Но наблюдаются и такие явления. Когда при максимальных нагрузках и недостаточном времени отдыха, сила мышц начинает снижаться и спортсмен не может повторить показанные им раньше высокие результаты. Важно знать, какие изменения при этом происходят в мышцах, и каким должен быть в дальнейшем двигательный режим спортсмена: полный покой (адинамия), минимальный объём движений (гиподинамия) или постепенное снижение объёма нагрузки.
Рабочая гипертрофия мышечной ткани. Гиперфункция мышечной системы является неотъемлемым компонентом большинства приспособительных реакций здорового организма и отчётливо проявляется у человека при всех видах физической работы. Систематические физические нагрузки в процессе занятий спортом приводят к тому, что гиперфункция мышц закрепляется соответствующей структурной перестройкой. Этот процесс получил название рабочей гипертрофии.
Среди морфологических признаков, характеризующих гипертрофию мышц, следует отметить увеличение объёма, веса органа, объёма (длины и толщины) клеточных элементов органа. Увеличение количества мышечных волокон не является обязательной характеристикой гипертрофии мышц, хотя нередко сопровождает её.
Гипертрофия мышц при повышенных физических нагрузках развивается как следствие их гиперфункции. В процессе приспособительных реакций происходят морфологические преобразования на различных уровнях структурной организации скелетных мышц: органном, клеточном и субклеточном. Следствием таких преобразований может быть метаболическая перестройка в миоцитах, а при определённых условиях и изменение пластических свойств их энергообразующих и сократительных структур. В связи с этим возникает настоятельная необходимость систематических измерений показателей развития мышечной системы с тем, чтобы предотвратить нежелательные её изменения.
Увеличение интенсивности сокращения мышц закономерно влечёт за собой активизацию процессов энергообразования и синтеза белка. Активное энергообразование характеризуется значительным повышением потребления кислорода на единицу массы мышечной ткани, а также ростом окислительного фосфорилирования, т.е. аэробного ресинтеза АТФ. Поскольку энергия используется не только для интенсификации деятельности мышц, но и для возросшего синтеза белков (сократительных), происходит мобилизация и анаэробного пути ресинтеза АТФ за счёт распада гликогена и креатин-фосфата, содержащихся в миоцитах. Все эти изменения отчётливо выявляются с помощью гистохимических методик и служат определённым показателем динамики функциональной активности скелетных мышц. Вслед за активизацией синтеза энергообразующих структур (митохондрий) возрастает синтез белка и увеличивается масса функционирующих структур - миофибрилл. В целом увеличение массы мышечной ткани ведёт к тому, что повышенная функциональная активность мышц приходит в соответствие с их структурой. Морфологически это выражается в увеличении размеров мышечных волокон (рис.17).
Изменения в тонком строении мышечной ткани в процессе адаптации к физическим нагрузкам характеризуются очаговым повышением активности ферментов энергообразующего цикла (цитохромоксидазы, сукцинатдегидрогеназы и др.), усилением отложения миоглобина, особенно на уровне миофибрилл, очаговыми изменениями содержания гликогена и увеличением митохондрий.
В настоящее время в литературе сложилось мнение, что набухание митохондрий служит признаком усиления активности окислительных ферментов, а также признаком понижения содержания в клетках АТФ и стимуляции гликолиза. Последний играет важную роль в энергетическом обеспечении миоцитов при кратковременной интенсивной мышечной работе, которая непременно сопровождается рабочей гипоксией (снижением уровня кислорода). Эти полностью обратимые изменения митохондрий расцениваются так же, как признаки, свидетельствующие о повышении обменных процессов в митохондриях и окружающей цитоплазме в результате возрастания потребления энергии при мышечной работе.
Наиболее общей реакцией сосудов терминального кровеносного русла скелетных мышц является рабочая гиперемия, которая создаёт необходимые условия для интенсивного притока крови к органам за счёт раскрытия резервных капилляров. Так, икроножная мышца кошки в покое потребляет 0,3 см3 О2 в минуту на 100 г мышцы и через неё протекает 116 мл крови, а при тетаническом сокращении соответственно 1 см3 О2 и 240 мл крови. В мышцах передней брюшной стенки расстояние между капиллярами равно 83 мкм, а в постоянно работающей диафрагме - 17 мкм. Нарастание суммарного кровоснабжения при работе мышцы связано с увеличением числа возбуждаемых мышечных волокон и частотой циклов их возбуждения.
Как известно, при активизации деятельности органов в них усиливаются обмен веществ и кровоснабжение. Это показано для многих органов и, особенно для скелетных мышц. Деятельность всех органов и сосудов зависит от влияний нервной системы. Однако доказано, что денервация (выключение нервных влияний) сосудов скелетных мышц существенно не изменяет характера их реагирования на изменение деятельности кровоснабжаемых мышц. Когда управляющая команда с мотонейронов на мышцы подана, тогда поведение сосудов больше всего определяется событиями, происходящими в мышцах, и мало зависит от воздействий, передаваемых по сосудодвигательным нервам. Поэтому сосудистые реакции, разыгрывающиеся в мышцах в ответ на усиление их сокращений, являются по своему механизму местными, хотя они и определяются теми изменениями, которые вызваны управляющим влиянием нервной системы.
Увеличение функциональной активности органа и более всего сокращение скелетных мышц происходит при обязательном усилении тканевого метаболизма. Поскольку анаэробные процессы не могут на долгий срок обеспечить функционирование тканей, постольку ускорение окислительного метаболизма невозможно без увеличения доставки к работающим органам крови, а вместе с ней кислорода. На этом, собственно говоря, и базируется метаболическая гипотеза о механизме рабочей гиперемии скелетных мышц.
Перестройка мышц под влиянием статических и динамических нагрузок. Изменения в мышцах под влиянием нагрузок преимущественно статического характера отличаются от изменений под влиянием нагрузок преимущественно динамического характера.
При статических нагрузках наряду с возрастанием объёма мышц увеличивается поверхность их прикрепления к костям, удлиняется сухожильная часть, увеличиваются внутримышечные соединительнотканные прослойки эндомизия. При микроскопическом исследовании наблюдается увеличение трофического аппарата мышечного волокна (саркоплазмы, ядер, митохондрий). В связи с увеличением количества саркоплазмы каждое отдельное мышечное волокно утолщается, многочисленные ядра принимают округлую форму. Однако сократительный аппарат мышечного волокна (миофибриллы) развит относительно меньше и располагается рыхло.
Длительное сокращение мышечных волокон и интенсификация в них метаболических процессов способствуют увеличению количества кровеносных капилляров, которые образуют густую узкопетлистую сеть. Двигательные бляшки на поперечнополосатых мышечных волокнах увеличиваются в большей мере в поперечных размерах.
При нагрузках преимущественно динамического характера вес и объём мышц также увеличиваются, но в меньшей степени, чем при статических нагрузках. В мышцах происходит удлинение мышечной части и укорочение сухожильной. Мышечные волокна чаще располагаются почти параллельно продольной оси мышц. Микроскопическое исследование показывает, что количество миофибрилл в поперечнополосатых мышечных волокнах растёт. Ядра вытягиваются, их становится несколько больше. Двигательные бляшки обычно вытягиваются вдоль мышечного волокна. Количество нервных волокон в мышцах, выполняющих преимущественно динамическую функцию, в 4-5 раз больше, чем в мышцах, работа которых связана в основном с выполнением статической функции. С увеличением количества нервных элементов возрастает количество нервных импульсов, поступающих в работающую мышцу.
Особенности перестройки скелетных мышц под влиянием физических нагрузок разной интенсивности. Большое практическое значение имеет научное обоснование двигательных режимов, благоприятных для мышечной системы как в обычных условиях, так и в состоянии перетренированности после максимальных и субмаксимальных нагрузок. Исследования в этом направлении П.З. Гудзя (1963, 1968) показали, что во время хронического переутомления гиподинамия оказывает отрицательное влияние на восстановление функциональных свойств мышц. Значит, при построении рационального двигательного режима как в процессе спортивной тренировки, так и в восстановительный период необходимо учитывать те структурные изменения в мышцах, которые возникают в результате физических нагрузок различной интенсивности. При систематических умеренных физических нагрузках мышцы увеличиваются в размерах, наощупь они становятся плотными, упругими. Микроскопическое исследование показывает улучшение их кровоснабжения. Отдельные мышечные волокна гипертрофируются. Увеличение объёма мышц происходит не только благодаря увеличению размеров мышечных волокон, но и благодаря увеличению их количества. Возрастает площадь соприкосновения мышечных волокон с нервными элементами. В мышечных волокнах наблюдается выраженная продольная исчерченность.
После предельных физических нагрузок должен быть период отдыха, достаточный для восстановительных процессов в мышцах. В противном случае в организме развивается хроническое переутомление или перетренированность. П.З. Гудзь показал, что морфологические изменения в мышцах при хроническом переутомлении происходят в двух направлениях:
- с одной стороны, наблюдается распад мышечных волокон;
- с другой - продолжает развиваться рабочая гипертрофия мышечной ткани (в зависимости от степени перетренированности преобладают те или иные процессы).
При распаде мышечных волокон двигательные бляшки уменьшаются в объёме, как бы сжимаются, в результате чего уменьшаются контактирующие поверхности мышечных и нервных волокон. Поступление нервных импульсов в мышцу понижается, а, следовательно, ухудшаются и функциональные свойства мышц. Капиллярная сеть в мышцах суживается, в ней наблюдаются патологические изменения. В мышечных волокнах также происходят патологические изменения: уменьшается их продольная и поперечная исчерченность, отдельные волокна подвергаются дистрофии, в некоторых из них появляются вздутия и сужения. Под микроскопом можно иногда наблюдать и фрагментацию мышечных волокон. На месте распавшихся мышечных волокон образуется соединительная ткань.
Таким образом, под влиянием физических нагрузок в мышечной системе происходит сложная структурная перестройка, в основе которой лежит рабочая гипертрофия мышечной ткани. Различные виды спортивной деятельности предъявляют к определённым группам мышц, которые в большей мере выполняют характерную для данного вида спорта работу, особые требования. Поэтому у спортсменов различных специализаций наблюдается неодинаковое развитие скелетных мышц, а соответственно и их силовых качеств.
Нарушение двигательного режима, связанное с перетренированностью спортсмена. Сопровождается предпатологическими и патологическими изменениями в мышечной ткани.
- 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина (причины и источники возникновения, основные понятия).
- 2 Структура и функции физической культуры
- 3.Цели и функции физ. Культуры
- 4. Характеристика системы физического воспитания в России (понятие «система», основы, направленность).
- 5 Характеристика средств физического воспитания: понятие упражнение, направленность, техника, классификация, критерии оценки эффективности техники, вспомогательные средства.
- 6 Социальные функции физической культуры и спорта.
- 7 Характеристика общеметодических принципов физического воспитания (сущность, значение).
- 8 . Характеристика специфических принципов физического воспитания.
- 9 Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании (словесные, наглядные, направленного прочувствования двигательного действия, срочной информации).
- 11. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
- 12. Двигательный навык. Условия и фазы его формирования.
- 13. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, их сущность и педагогические возможности).
- 14. Игровой и соревновательный методы в системе физического воспитания (сущность, основные методические особенности, положительные стороны и недостатки).
- 15. Средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей. Понятия о двигательных умениях и навыках.
- 16. Методика воспитания скоростных способностей (определение скоростных способностей, факторы, влияющие на скоростные способности, формы проявления, критерии и способы их оценки).
- 17. Средства и методы воспитания гибкости
- 18. Методика воспитания силовых способностей (определение, факторы, влияющие на силовые способности, виды силовых способностей, жесты определения).
- 19. Методика воспитания общей выносливости (типы выносливости, определение понятия и выносливости, факторы, влияющие на выносливость, жесты определения).
- 20. Характеристика средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей
- 21. Формирование осанки. (Профилактика).
- 22. Особенности физического воспитания школьников (цель и его основные задачи).
- 23. Современные требования к организации и проведению уроков физической культуры
- 24. Характеристика урочных форм занятий физическими упражнениями.
- 25. Структура урока физической культуры и характеристика его частей (задачи, средства, продолжительность, методы).
- 26. Особенности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников.
- 27. Внеклассные и внешкольные формы организации физического воспитания
- 28. Технология планирования физического воспитания в школе (виды, направленность, основные документы).
- 29. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля и методы).
- 30. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
- 31. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
- 32.Методические особенности урока физической культуры с учащимися среднего школьного возраста (задачи, содержание, средства).
- 33. Методические особенности урока физической культуры с учащимися старших классов (задачи, содержание, средства).
- 34. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной и подготовительной медицинскими группами (средства, физическая нагрузка).
- 35. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися женского пола.
- 36. Определение общей и моторной плотности уроков физической культуры.
- 37. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений (задачи, формы, программа).
- 38. Физическое воспитание студенческой молодёжи (задачи, содержание программы по физическому воспитанию, направленность занятий, формы).
- 39. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: задачи, формы, методические особенности.
- 40. Нормативно-правовые документы в области фк и с
- 1. Законодательные акты Российской Федерации.
- 2. Подзаконные акты.
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 6. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта.
- Глава 7. Заключительные положения.
- 42. Профессионально прикладная физическая подготовка(понятие ппфп, задачи, средства, методы).
- 43. Общая характеристика спорта: классификация видов спорта, система подготовки спортсмена, задачи.
- 44. Основы спортивной тренировки: цель, задачи, средства, методы, принципы.
- Принцип единства офп и сфп
- Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам
- 45. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.
- 46. Структура построения спортивной тренировки (микроциклы, мезоциклы, макроциклы)
- 47 Роль науки в фк и с
- 48 Оздоровительная физическая культура.
- 49 Адаптивная физическая культура.
- Задачи: у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
- 50. Характеристика восстановительных средств после физических нагрузок.
- 51. Органы чувств, классификация и морфофункциональная характеристика.
- 52. Структурные изменения в костной системе под влиянием физических нагрузок.
- 53. Структурная перестройка мышечной системы под влиянием физических нагрузок.
- 54. Состав и функции крови. Изменение состава крови при мышечной деятельности.
- 55. Сердце, строение, топография, кровоснабжение. Проводящая система сердца.
- 56. Типы реакций сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку.
- 57. Газообмен в легких и тканях.
- 58. Общий план строения нервной системы. Строение спинного мозга.
- 59. Физиологическая характеристика пищеварительных процессов. Влияние мышечной работы на ее деятельность.
- 60. Физиологическая характеристика выделительных процессов. Влияние мышечной работы на их деятельность.
- 61. Физиологическая характеристика желез внутренней секреции. Характеристика действия гормонов.
- 62.Физиологическая характеристика циклических упражнений максимальной мощности.
- 63. Физиологическая характеристика циклических упражнений субмаксимальной мощности.
- 64. Предстартовые реакции. Разминка.
- 65. Врабатывание. Закономерности врабатывания.
- 66. Характеристика утомления при выполнении физической нагрузки (понятие, виды, признаки).
- 67. Восстановительные процессы в организме, его закономерности.
- 68.Показатели тренированности при стандартной и предельной работе.
- 69. Физиологические основы развития быстроты.
- 70. Функциональные пробы. Классификация.
- 71. Гарвардский степ-тест. Тест на тредмиле.
- 72. Допинг – контроль. Группа фармакологических препаратов, отнесенных к допингам.
- 73. Возрастная периодизация.
- 74. Реабилитация: медицинская, социальная, профессиональная.
- 75. Средства лечебной физической культуры.
- 76. Формы лечебной физической культуры.
- 77. Стенокардия лфк. Задачи, методика. Функциональные классы.
- 1 Ф.Кл.
- 2 Ф.Кл.
- 3 Ф.Кл.
- 4 Ф.Кл.
- 78. Травмы опорно-двигательного аппарата. Профилактика.
- 79. Двигательная единица. Биохимия мышечного волокна.
- 80. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
- 85 Возрождение Олимпийских игр
- 88. Возникновение национальных систем гимнастики
- 91. Национальные Олимпийские Комитеты (нок)
- 110 Олимпийские игры в Москве (1980 г.)
- 111. Понятие педагогической технологии. Ее основные качества.
- 112 Классификация педагогических технологий.
- 114 Характеристика групповой технологии обучения
- 115 Технические приемы оратора.
- 116 Стили руководства, их характеристики.
- 117. Технология поиска работы.
- 118 . Самоменеджмент
- 119. Характеристика технологии воспитательной деятельности учителя физической культуры (тренера): стратегия и тактика воспитания, методы, средства.
- 120 Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).