logo
Gosy

120 Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).

В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:

1) подготовка к процессу физического воспитания;

2) практическая деятельность на уроке;

3) контроль за эффективностью педагогического процесса. Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды дельности.

Первый (подготовительный) этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественно проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и составив плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, этического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, плана-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:

— основных, подводящих и специальных упражнений;

— определение количества повторений каждого упражнения;

— определение продолжительности выполнения отдельных упражнений

— выбор общепедагогических методов — словесного (рассказ, объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий, непосредственный показ учителем движений и двигательных действий) и специфических методов обучения двигательным действий воспитания физических качеств.

В процессе физического воспитания (второй этап) практическая деятельность учителя физической культуры направлена ни управление учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию в школе. Управление деятельностью учащихся включает в себя:

— организационные мероприятия на уроке;

— непосредственно педагогические воздействия;

— текущий контроль на уроке.

Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся

— объяснение учебного материала;

— показ упражнений;

— демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособии и т.п.;

— непосредственная помощь учащимся при выполнении двигательных действий.

Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигательном действии и его составных элементах; б) организацию деятельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых знаний), организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление деятельностью учащихся.

Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% представлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения.

Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия проведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стадион, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью учащихся.

На этапе контроля за эффективностью педагогического процесса (третий этап) деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление нам более рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педагогического решения.

Рассматривая конструктивную деятельность учителя физической культуры, необходимо отметить, что она направлена на:

1) формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков;

2) отбор и последовательное расположение учебного материала.

3) составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры;

4) программирование учителем своей роли по управлению учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся.

Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно проявляются в рамках отдельного урока физической культуры. У опытных педагогов они реализуются следующим составом умений:

— заранее определять и формулировать цель и задачи предстоящего урока физической культуры;

— заранее подбирать упражнения по обучению технике двигательных действий и определять последовательность их выполнения;

— заранее подбирать упражнения, направленные на воспитание физических качеств с учетом сенситивных (наиболее благо приятных для воспитания) периодов;

— заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты, направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств;

— заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку;

— подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из (Других видов спорта (не входящих в школьную программу);

— заранее обдумывать последовательность этапов обучения и Воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект;

— заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности;

— рационально распределять время между отдельными частями урока;

— переходить от одного вида деятельности к другому, не выбывая организационного беспорядка или нежелательного состояния у учащихся;

— подводить учащегося в случае необходимости к выполнению основного задания через вспомогательные и подводящие упражнения;

— оптимально сочетать на уроке показ со словесным объяснением;

— рационально использовать имеющийся инвентарь, технические средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные) средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры (предметные регуляторы) и т.п.;

— в процессе урока осуществлять воспитательную работу;

— в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изменять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;

— соединять в оптимальном отношении техническую и физическую подготовку учащихся;

— координировать в процессе урока деятельность всего класса и выполнение индивидуальных заданий;

— предусматривать возможные у учащихся затруднения и намечать в связи с этим несколько вариантов упражнений;

— развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.

112