120 Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).
В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:
1) подготовка к процессу физического воспитания;
2) практическая деятельность на уроке;
3) контроль за эффективностью педагогического процесса. Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды дельности.
Первый (подготовительный) этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественно проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и составив плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, этического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, плана-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:
— основных, подводящих и специальных упражнений;
— определение количества повторений каждого упражнения;
— определение продолжительности выполнения отдельных упражнений
— выбор общепедагогических методов — словесного (рассказ, объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий, непосредственный показ учителем движений и двигательных действий) и специфических методов обучения двигательным действий воспитания физических качеств.
В процессе физического воспитания (второй этап) практическая деятельность учителя физической культуры направлена ни управление учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию в школе. Управление деятельностью учащихся включает в себя:
— организационные мероприятия на уроке;
— непосредственно педагогические воздействия;
— текущий контроль на уроке.
Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся
— объяснение учебного материала;
— показ упражнений;
— демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособии и т.п.;
— непосредственная помощь учащимся при выполнении двигательных действий.
Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигательном действии и его составных элементах; б) организацию деятельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых знаний), организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление деятельностью учащихся.
Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% представлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения.
Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия проведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стадион, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью учащихся.
На этапе контроля за эффективностью педагогического процесса (третий этап) деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление нам более рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педагогического решения.
Рассматривая конструктивную деятельность учителя физической культуры, необходимо отметить, что она направлена на:
1) формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков;
2) отбор и последовательное расположение учебного материала.
3) составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры;
4) программирование учителем своей роли по управлению учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся.
Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно проявляются в рамках отдельного урока физической культуры. У опытных педагогов они реализуются следующим составом умений:
— заранее определять и формулировать цель и задачи предстоящего урока физической культуры;
— заранее подбирать упражнения по обучению технике двигательных действий и определять последовательность их выполнения;
— заранее подбирать упражнения, направленные на воспитание физических качеств с учетом сенситивных (наиболее благо приятных для воспитания) периодов;
— заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты, направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств;
— заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку;
— подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из (Других видов спорта (не входящих в школьную программу);
— заранее обдумывать последовательность этапов обучения и Воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект;
— заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности;
— рационально распределять время между отдельными частями урока;
— переходить от одного вида деятельности к другому, не выбывая организационного беспорядка или нежелательного состояния у учащихся;
— подводить учащегося в случае необходимости к выполнению основного задания через вспомогательные и подводящие упражнения;
— оптимально сочетать на уроке показ со словесным объяснением;
— рационально использовать имеющийся инвентарь, технические средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные) средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры (предметные регуляторы) и т.п.;
— в процессе урока осуществлять воспитательную работу;
— в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изменять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;
— соединять в оптимальном отношении техническую и физическую подготовку учащихся;
— координировать в процессе урока деятельность всего класса и выполнение индивидуальных заданий;
— предусматривать возможные у учащихся затруднения и намечать в связи с этим несколько вариантов упражнений;
— развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.
- 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина (причины и источники возникновения, основные понятия).
- 2 Структура и функции физической культуры
- 3.Цели и функции физ. Культуры
- 4. Характеристика системы физического воспитания в России (понятие «система», основы, направленность).
- 5 Характеристика средств физического воспитания: понятие упражнение, направленность, техника, классификация, критерии оценки эффективности техники, вспомогательные средства.
- 6 Социальные функции физической культуры и спорта.
- 7 Характеристика общеметодических принципов физического воспитания (сущность, значение).
- 8 . Характеристика специфических принципов физического воспитания.
- 9 Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании (словесные, наглядные, направленного прочувствования двигательного действия, срочной информации).
- 11. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
- 12. Двигательный навык. Условия и фазы его формирования.
- 13. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, их сущность и педагогические возможности).
- 14. Игровой и соревновательный методы в системе физического воспитания (сущность, основные методические особенности, положительные стороны и недостатки).
- 15. Средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей. Понятия о двигательных умениях и навыках.
- 16. Методика воспитания скоростных способностей (определение скоростных способностей, факторы, влияющие на скоростные способности, формы проявления, критерии и способы их оценки).
- 17. Средства и методы воспитания гибкости
- 18. Методика воспитания силовых способностей (определение, факторы, влияющие на силовые способности, виды силовых способностей, жесты определения).
- 19. Методика воспитания общей выносливости (типы выносливости, определение понятия и выносливости, факторы, влияющие на выносливость, жесты определения).
- 20. Характеристика средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей
- 21. Формирование осанки. (Профилактика).
- 22. Особенности физического воспитания школьников (цель и его основные задачи).
- 23. Современные требования к организации и проведению уроков физической культуры
- 24. Характеристика урочных форм занятий физическими упражнениями.
- 25. Структура урока физической культуры и характеристика его частей (задачи, средства, продолжительность, методы).
- 26. Особенности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников.
- 27. Внеклассные и внешкольные формы организации физического воспитания
- 28. Технология планирования физического воспитания в школе (виды, направленность, основные документы).
- 29. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля и методы).
- 30. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
- 31. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
- 32.Методические особенности урока физической культуры с учащимися среднего школьного возраста (задачи, содержание, средства).
- 33. Методические особенности урока физической культуры с учащимися старших классов (задачи, содержание, средства).
- 34. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной и подготовительной медицинскими группами (средства, физическая нагрузка).
- 35. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися женского пола.
- 36. Определение общей и моторной плотности уроков физической культуры.
- 37. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений (задачи, формы, программа).
- 38. Физическое воспитание студенческой молодёжи (задачи, содержание программы по физическому воспитанию, направленность занятий, формы).
- 39. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: задачи, формы, методические особенности.
- 40. Нормативно-правовые документы в области фк и с
- 1. Законодательные акты Российской Федерации.
- 2. Подзаконные акты.
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 6. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта.
- Глава 7. Заключительные положения.
- 42. Профессионально прикладная физическая подготовка(понятие ппфп, задачи, средства, методы).
- 43. Общая характеристика спорта: классификация видов спорта, система подготовки спортсмена, задачи.
- 44. Основы спортивной тренировки: цель, задачи, средства, методы, принципы.
- Принцип единства офп и сфп
- Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам
- 45. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.
- 46. Структура построения спортивной тренировки (микроциклы, мезоциклы, макроциклы)
- 47 Роль науки в фк и с
- 48 Оздоровительная физическая культура.
- 49 Адаптивная физическая культура.
- Задачи: у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
- 50. Характеристика восстановительных средств после физических нагрузок.
- 51. Органы чувств, классификация и морфофункциональная характеристика.
- 52. Структурные изменения в костной системе под влиянием физических нагрузок.
- 53. Структурная перестройка мышечной системы под влиянием физических нагрузок.
- 54. Состав и функции крови. Изменение состава крови при мышечной деятельности.
- 55. Сердце, строение, топография, кровоснабжение. Проводящая система сердца.
- 56. Типы реакций сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку.
- 57. Газообмен в легких и тканях.
- 58. Общий план строения нервной системы. Строение спинного мозга.
- 59. Физиологическая характеристика пищеварительных процессов. Влияние мышечной работы на ее деятельность.
- 60. Физиологическая характеристика выделительных процессов. Влияние мышечной работы на их деятельность.
- 61. Физиологическая характеристика желез внутренней секреции. Характеристика действия гормонов.
- 62.Физиологическая характеристика циклических упражнений максимальной мощности.
- 63. Физиологическая характеристика циклических упражнений субмаксимальной мощности.
- 64. Предстартовые реакции. Разминка.
- 65. Врабатывание. Закономерности врабатывания.
- 66. Характеристика утомления при выполнении физической нагрузки (понятие, виды, признаки).
- 67. Восстановительные процессы в организме, его закономерности.
- 68.Показатели тренированности при стандартной и предельной работе.
- 69. Физиологические основы развития быстроты.
- 70. Функциональные пробы. Классификация.
- 71. Гарвардский степ-тест. Тест на тредмиле.
- 72. Допинг – контроль. Группа фармакологических препаратов, отнесенных к допингам.
- 73. Возрастная периодизация.
- 74. Реабилитация: медицинская, социальная, профессиональная.
- 75. Средства лечебной физической культуры.
- 76. Формы лечебной физической культуры.
- 77. Стенокардия лфк. Задачи, методика. Функциональные классы.
- 1 Ф.Кл.
- 2 Ф.Кл.
- 3 Ф.Кл.
- 4 Ф.Кл.
- 78. Травмы опорно-двигательного аппарата. Профилактика.
- 79. Двигательная единица. Биохимия мышечного волокна.
- 80. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
- 85 Возрождение Олимпийских игр
- 88. Возникновение национальных систем гимнастики
- 91. Национальные Олимпийские Комитеты (нок)
- 110 Олимпийские игры в Москве (1980 г.)
- 111. Понятие педагогической технологии. Ее основные качества.
- 112 Классификация педагогических технологий.
- 114 Характеристика групповой технологии обучения
- 115 Технические приемы оратора.
- 116 Стили руководства, их характеристики.
- 117. Технология поиска работы.
- 118 . Самоменеджмент
- 119. Характеристика технологии воспитательной деятельности учителя физической культуры (тренера): стратегия и тактика воспитания, методы, средства.
- 120 Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).