logo search
novikov

Словарь терминов

Авторское право — право на владение, использование и распоряже­ние результатами литературного и художественного творчества (литера­турные и музыкальные произведения, изобразительное искусство) и объектами научно-технической сферы (программное обеспечение, то­пологии интегральных микросхем, базы данных).

Аутсорсинг — передача сторонней специализированной организации функций по выполнению определенных задач (подбор кадров, ведение бухгалтерского учета и др.), дающая возможность руководству компании сосредоточиться на управлении основной деятельностью.

Бенчмаркинг инноваций — изучение и анализ лучших методов веде­ния бизнеса в других организациях в целях выявления возможностей раз­работки собственных инноваций.

Большие циклы экономической конъюнктуры — открыты Н. Д. Кондрать­евым. Это циклы научно-технического прогресса, связанные с периоди­чески возникающей для общества необходимостью адаптироваться к но­вым ситуациям, вызванным изменениями природных, демографических, экологических, экономических, геополитических и иных условий. Конд­ратьевские циклы обусловливают периодическое (1 раз в 45—60 лет) об­новление и перестройку хозяйственной системы и материальной основы производства (технологическая база, производственный аппарат).

Венчурный капитал (рисковый капитал) — основная форма финансо­вого обеспечения создания и внедрения инноваций, капитал, вкладыва­емый в проекты, имеющие повышенный уровень риска.

Венчурные организации — организации, проводящие научные иссле­дования и разработки, создающие и внедряющие инновации, в том чис­ле по заказам крупных коммерческих организаций и государства.

Вспомогательный счет туризма (ВСТ) — радикальная инновация ме­тода оценки экономической эффективности туризма как в отдельной стране, так и в мировой экономике в целом. Этот метод основан на сборе и анализе огромного числа статистических данных, которые ранее не принимались во внимание при оценке вклада туризма в экономику. После одобрения Статистической комиссией ООН в 2000 г., является полно­ценным статистическим инструментом для оценки экономического зна­чения туризма. В настоящее время осваивается многими странами мира.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) — основной документ Всемирной торговой организации (ВТО), который содержит общие, обязательные для всех стран-участниц положения, а также прин­ципы, составляющие основу многосторонней международной правовой системы, регулирующей торговлю услугами и влияющей на развитие национального законотворчества. Соглашение распространяется на все виды услуг, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функ­ций государственной власти.

Глобальные распределительные системы (ГРС) — холдинги, объеди­няющие компьютерные системы бронирования, в которых участвуют представители различных сфер бизнеса. ГРС имеют прямой доступ в ре­жиме реального времени к базам данных авиакомпаний, железных до­рог, судоходных компаний, гостиничных цепей, туристских фирм, ту­ристских центров, компаний по прокату автомашин и других.

Государственная инновационная политика — деятельность, связанная с формированием органами государственной власти стратегических целей развития инновационных процессов в стране, механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и созданием благоприятного эко­номического, правового и социального климата для внедрения инноваций.

Государственное регулирование инновационной деятельности — воз­действие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и ры­ночную конъюнктуру в целях обеспечения необходимых условий для эф­фективной инновационной деятельности коммерческих и некоммер­ческих организаций.

Грант — вид субсидии; предоставляется организацией или частным лицом (как правило, в результате конкурсного отбора) для осуществле­ния конкретных проектов в области науки, культуры и образования.

Дестинация (туристское направление) — место (территория) посе­щения, привлекающее туристов своими специфическими природными и рекреационными ресурсами, достопримечательностями, историческим и культурным наследием.

Диверсификация — разностороннее развитие хозяйственной деятель­ности (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т.п.), а также внедрение в новые сферы деятельности, находя­щиеся за пределами основного бизнеса.

Динамическая компоновка тура — комбинация различных элементов путешествия с установленной ценой, которые составлены и оценены в режиме реального времени в ответ на запрос потребителя или турист­ского агента.

Динамическое моделирование бизнеса — процесс, который является инструментом управления знаниями, позволяет углубить понимание динамики событий, происходящих на инновационной арене, базируясь на анализе бизнес-процессов, позиции компании на рынке и возмож­ностей персонала. Динамическое моделирование бизнеса облегчает фор­мирование общей модели инновационного процесса.

Е-путешествия — это онлайновая служба, которая содержит новости о путешествиях, информацию и консультацию по вопросам, которые могут возникнуть при планировании путешествия.

Е-туризм — это онлайновая служба, которая является платформой, дающей возможность прямых продаж, легкой оплаты услуг конечным потребителем, развитию бизнеса между производителем, турагентами и посредниками.

Жизненный цикл инноваций — период времени от момента внедрения нововведения в производство до его повсеместного распространения. Цикл включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и превращения в традицион­ный продукт.

Заинтересованные лица — все субъекты (потребители, поставщики, конкуренты, органы власти, акционеры, сотрудники), на положение или деятельность которых влияют или могут потенциально повлиять инновации.

Инжиниринг инноваций — вид деятельности по предоставлению ком­плекса работ и услуг производственного, коммерческого и научно-тех­нического характера (консультации, экспертиза проектов, техническое обучение, передача технической информации), включающего в себя со­здание, реализацию и диффузию инновации.

Инновация — конкретный результат любой созидательной, связанной с риском деятельности, с помощью которой разрабатываются, внедряют­ся или продвигаются на рынок новые, существенно отличающиеся от прежних благ, более полно удовлетворяющие потребности, открываются и осваиваются новые рынки или достигаются другие конкретные цели.

Инновации в туризме — результат действий, направленных на созда­ние нового или изменение существующего туристского продукта, осво­ение новых рынков, использование передовых информационных и теле­коммуникационных технологий, совершенствование предоставления ту­ристских, транспортных и гостиничных услуг, создание стратегических альянсов для осуществления туристского бизнеса, внедрение современ­ных форм организационно-управленческой деятельности туристских пред­приятий.

Инновационная деятельность — комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее привносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для по­лучения результата, который широко востребован в обществе. Иннова­ционную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новше­ства. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура — совокупность организаций (науко­грады, особые экономические зоны, специальные финансовые структу­ры, технопарки и тому подобные организации), способствующих осу­ществлению инновационной деятельности

Инновационная политика — комплекс мер, направленных на разви­тие инновационной деятельности, на формулирование конкретных це­лей разработки и внедрения инноваций, основное направление страте­гического планирования.

Инновационная программа — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по осво­ению и распространению принципиально новых видов продукции и тех­нологий.

Инновационная стратегия — определение наиболее эффективных пу­тей развития, системы отбора и реализации нововведений, базирующе­еся на долгосрочном прогнозировании, учете внутренних и внешних факторов и ресурсных ограничениях.

Инновационная сфера — часть системы экономических отношений в процессе производства, распределения и потребления новшеств, основанных на участии в инновационной деятельности частных предприни­мательских структур и государства. Это совокупность хозяйственных от­раслей и видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия в создании материальных благ, но производящих потребитель­ные стоимости особого рода, необходимые для развития материального производства.

Инновационное предпринимательство — вид коммерческой деятель­ности, характеризующийся развитостью и гибкостью своей функцио­нальной структуры, широкими адаптационными возможностями и ис­пользованием венчурного (рискового) капитала.

Инновационный менеджмент — совокупность принципов, методов и форм управления процессами инновационной деятельности, организа­ционными структурами и их персоналом. Одно из основных направле­ний стратегического менеджмента.

Инновационный потенциал — совокупность материальных, финансо­вых, интеллектуальных, научно-технических и иных ресурсов, необхо­димых для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный проект — комплекс взаимосвязанных программ, обес­печивающих эффективное достижение конкретной инновационной цели, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям и докумен­тально оформленных. Включает формы управления и процесс осуществ­ления инновационной деятельности, комплект документов с обоснова­нием и характеристикой этих мероприятий.

Инновационный процесс — совокупность последовательных действий, необходимых для превращения идеи в продукт (товар). Инновационный процесс обеспечивает коммерциализацию изобретений, новых видов продуктов, услуг и технологий, решений производственного, финансо­вого, административного или иного характера и других результатов ин­теллектуальной деятельности. Основной характеристикой инновацион­ных процессов является нелинейность.

Инновационный риск — риск, связанный с добровольным вложением капитала в создание и реализацию новых продуктов и технологий в це­лях получения сверхприбыли.

Инновационный цикл — совокупность всех этапов деятельности в пе­риод от поиска новых идей до их использования, коммерциализации и распространения. Включает две составляющие: период создания нова­ции и жизненный цикл инновации. Это обусловлено тем, что инноваци­онный процесс не является линейным — новшество может использо­ваться для создания инноваций неоднократно, иногда даже в отраслях, не связанных со сферой появления новации.

Интеллектуальная собственность — исключительное право физичес­кого или юридического лица на владение, пользование, распоряжение идеальными объектами, выраженными в каких-либо объективных фор­мах, воплощающих научно-техническое, литературное и иное творче­ство индивидуальных или коллективных субъектов.

Информационные технологии — процессы, использующие совокуп­ность средств и методов сбора, обработки, хранения и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, про­цесса или явления. Информационные технологии носят всепроникающий характер, способствуют более эффективной работе рынков, обла­дают глобальным характером и ускоряют инновационные процессы.

Концессионное соглашение — договор, на основании которого кон­цессионер обязуется за свой счет создать или реконструировать недви­жимое имущество и осуществлять его эксплуатацию (объект концесси­онного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат конце­денту, если иное не установлено договором.

Латеральный маркетинг — это процесс, который при приложении к существующим товарам или услугам дает в результате инновационные товары или услуги, которые удовлетворяют потребности целевых потре­бителей или ситуации, не охваченные в настоящее время.

Научно-исследовательская деятельность — это деятельность, направ­ленная на получение и применение новых знаний.

Научно-техническая деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологичес­ких, инженерных, экономических, социальных и иных проблем, обес­печения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Национальная инновационная система (НИС) — совокупность госу­дарственных, частных и общественных структур и механизмов их вза­имодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созда­нию, хранению и распространению новых знаний и технологий. Обеспе­чивает объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предприниматель­ского сектора экономики в интересах ускоренного использования дос­тижений науки и технологий в целях реализации стратегических нацио­нальных приоритетов страны.

Национальный режим — правовое положение, согласно которому на иностранных юридических и физических лиц распространяются все пра­ва и преимущества, которыми пользуются в данной стране юридические и физические лица.

Нелинейные механизмы — влияют на непредсказуемую динамику ин­новационного процесса и определяют общее поведение бизнес-системы. К ним относятся: петли взаимного усиления; петли ограничения; меха­низмы запирания; временные задержки; механизмы отбора; механизмы создания инноваций и внесения в них корректив.

Нововведение (инновация) — результат внедрения достижений чело­веческого ума (новшества) в целях получения экономического, соци­ального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, востребованного обществом.

Новшество (новация) — оформленный результат исследований, раз­работок или экспериментальных работ по повышению эффективности какой-либо сферы деятельности. Новшества оформляются в виде: откры­тий; изобретений; патентов; ноу-хау; документации на технологию, уп­равленческие процессы, стандарты, результаты маркетинговых исследо­ваний и т.п.

Особая экономическая зона — часть территории Российской Федера­ции, на которой действует особый режим предпринимательской деятель­ности. Особые экономические зоны подразделяются на: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные.

Передача инновации — акт распространения (диффузии) на коммер­ческой или некоммерческой основе, в различных формах, разными спо­собами и по разным каналам инноваций.

Период создания новации — включает стадию зарождения (возникно­вение идеи, осознание возможности инноваций), становления (разра­ботка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент).

Планирование инноваций — заключается в разработке основных на­правлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с определенными целями и стратегией развития, возможностями ресурс­ного обеспечения и спросом на рынке. Планирование включает в себя разработку мер и мероприятий, методы достижения целей, обеспечение основы для принятия управленческих решений.

Поставка услуги — согласно ГАТС торговля услугами осуществляется посредством их поставки, которая включает в себя производство, рас­пределение, маркетинг, продажу и доставку услуги.

Предпринимательство — инициативная деятельность в коммерческой или административной области независимо от сферы бизнеса, направ­ленная на систематическое получение доходов или прибыли. Осуществ­ляется предпринимателем на свой риск и под свою имущественную от­ветственность. Определяется тремя элементами: организационными дей­ствиями, инициированием изменений и денежным доходом.

Промышленная собственность — права на изобретения, промышлен­ные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, конфиденциальную информацию.

Радикальные нововведения — связаны с наукой, научными открыти­ями, с появлением заметных изобретений, которые обладают опреде­ленной независимостью от общественных потребностей. Внедрение ра­дикальных нововведений означает разрыв с предшествующими тенден­циями, открывает новую концепцию (технологическую, экономическую, организационно-управленческую) дальнейших усовершенствований.

Риск — неопределенность, связанная с принятием решений, реали­зация которых происходит только с течением времени, и которая может привести к непредсказуемым результатам в процессе создания и внедре­ния инноваций.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственно­сти (ТРИПС) — международно-правовой документ, на основе которого осуществляется правовое регулирование в области интеллектуальной соб­ственности. Соглашение базируется на действующих международных конвенциях и договоренностях между странами—членами Всемирной торговой организации, регулирующих защиту прав интеллектуальной собственности.

Технологический уклад — это совокупность находящихся примерно на одном уровне технического развития производств и технологий, об­разующих экономическую систему, которая способна осуществлять процессы производства и собственного развития преимущественно за счет внутренних ресурсов. Известны пять характерных исторических этапов экономического развития, каждый из которых связан с внедрением но­вых научно-технических достижений. В настоящее время постепенно на­чинает формироваться шестой технологический уклад. Основой шестого уклада будет развитие биоинформатики, био- и нанотехнологий, нано-электроники, глобальных информационных сетей.

Технопарк — форма территориальной интеграции науки, образова­ния и производства в целях оперативного внедрения научно-техничес­ких разработок. Представляет собой объединение научных, конструктор­ских и производственных подразделений в условиях хорошо оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров.

Товарный знак — зарегистрированное в установленном порядке гра­фическое, буквенное или иное обозначение, служащее для идентифика­ции товаров и услуг, предлагаемых одной фирмой от однородных това­ров и услуг других фирм. Обладатель товарного знака имеет исключи­тельное право на использование товарного знака или его вариантов для одних и тех же товаров или продукции. Товарный знак охраняется зако­ном и может быть переуступлен другим юридическим лицам.

Торговая марка — фирменный знак, символ для обозначения всех выпускаемых изделий данной фирмы. Представляет собой графическое изображение, оригинальное название, особое сочетание знаков, букв, слов.

Туристские информационные системы (ТИС) — новая система бизне­са, которая обслуживает и оказывает информационную поддержку орга­низациям, которые занимаются е-туризмом (e-tourism) и е-путешествия-ми (e-travel). Информация, получаемая из этих источников, может слу­жить исходной точкой для решения множества задач, включая планиро­вание путешествий и сопоставление цен и динамического создания па­кетных туров.

Управление взаимоотношениями с потребителем — составляет часть стиля и метода работы, ориентированного не на продукт, а на потреби­теля. Включает накопление детальной информации о потребителях или контактах с ними. Информация охватывает социально-демографическую характеристику, интересы и вид деятельности, прошлые и, возможно, будущие потребности потребителей. Это позволяет повысить эффектив­ность при выполнении заявок; активно привлекать наиболее перспек­тивных потребителей, предлагая продукты, максимально удовлетворяю­щие их запросы; создавать фундамент для долгосрочных отношений с потребителями, поддерживая их даже при отсутствии сделок.

Устойчивое развитие туризма — взаимоотношения участников турист­ской деятельности, которые позволяют обеспечить оптимальное исполь­зование ресурсов окружающей среды, уважение к сохранению сложив­шегося культурного наследия и традиционных обычаев принимающих сообществ и терпимость к их восприятию; долгосрочную экономичес­кую выгоду для всех заинтересованных кругов, включая постоянную за­нятость и возможности поступающих доходов и социальных услуг. Прин­ципы устойчивости относятся к охране окружающей среды, экономическим и социально-культурным аспектам развития туризма. Нормы и практика управления устойчивым развитием туризма применяются ко всем видам туризма и ко всем типам направлений, включая массовый туризм и различные ниши туристских сегментов.

Эволюционные нововведения — подчинены общественным потребно­стям; являются следствием идей и предложений, поступающих из сферы производства, сбыта, потребления; ограничиваются возможностями тех­нологического потенциала системы, в рамках которой они происходят.

Экономическая эффективность инноваций — отношение экономичес­кого эффекта от внедрения инноваций к обусловившим его затратам.

Экономические реформы — глубокая трансформация форм и методов хозяйствования, управления экономикой. Преобразования, проводимые в ходе экономических реформ, делят на организационные, касающиеся организационно-правовых форм управления экономикой, хозяйствен­ной деятельностью, и институциональные, связанные с методами, пра­вилами, нормами управления собственностью, трудом, финансами, со­циальной сферой, внешнеэкономическими связями и другими эконо­мическими институтами.

Электронный бизнес (е-бизнес) — качественно новые технологии ра­боты компании, которые позволяют ей достичь конкурентных преиму­ществ за счет улучшения обслуживания клиентов, снижения затрат, выявления новых каналов сбыта и т.д. Электронный бизнес включает: электронный маркетинг, электронную торговлю (коммерцию), элект­ронное снабжение.

Электронная коммерция — один из элементов электронного бизнеса, обеспечивает продажи и приобретение товаров и услуг через электрон­ные каналы распределения.

Электронный маркетинг — использует Интернет и другие формы элек­тронной связи для наиболее экономичных контактов с целевыми рын­ками и обеспечения совместной работы с партнерскими организация­ми, объединенными общими интересами.

Электронное снабжение — рационализирует процесс закупок, позво­ляя организации привязать свою систему учета и снабжения к системе доставки и выставления счетов поставщика, а также позволяет найти поставщиков, предлагающих лучшие цены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке : {пер. с англ.] / Питер Ф. Друкер. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.

Енджейчик Ирена. Современный туристский бизнес. Экостратегия в управлении фирмой : [пер. с польск.] / Ирена Енджейчик. — М.: Финан­сы и статистика, 2003.

Зенкин И. В. Право Всемирной торговой организации : учеб. пособие / И. В. Зенкин. — М.: Международные отношения, 2003.

Иванова Н. И. Национальные инновационные системы / Н. И. Ивано­ва. — М.: Наука, 2002.

Инновационный менеджмент / {С Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягу-дин и др.]; под ред. проф. С. Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Котлер Филипп. Новые маркетинговые технологии. Методики созда­ния гениальных идей : [пер. с англ.] / Филипп Котлер, Фернандо де Без Триас.; под ред. Т. Р.Тэор. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.

Международный туризм : Правовые акты / сост. Н. И. Волошин. — М.: Финансы и статистика, 2002.

Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент / Ю. П. Морозов, А. И. Гав-рилов, А. Г. Городнов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Ресурсы инноваций : организационный, финансовый, администра­тивный / под ред. проф. И. П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Сенин В. С. Организация международного туризма / В. С. Сенин. — М.: Финансы и статистика, 2003.

Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент/ Р. А. Фатхутдинов. — СПб.: Питер, 2003.

Янковский К. П. Введение в инновационное предпринимательство / К. П.Янковский. — СПб.: Питер, 2004.