logo search
Лекции

3. Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса

Продолжительность многолетней подготовки и ее структура зависят от многих факторов:

Многолетний тренировочный процесс строится на основе плано­мерного и последовательного перехода с одного физического, функ­ционального и технического состояния организма на другой, более высокий уровень. Развитие специальной работоспособности организма происходит в процессе тренировки. Для этого данный процесс стро­ится с учетом целенаправленного увеличения всех его параметров и. главным образом, тренировочной нагрузки. Лишь асе более повышен­ное (тренирующее) воздействие нагрузки на организм спортсмена позволяет привести его к более высоким спортивным результатам как основной цели спортивной тренировки.

Для правильной организации этого многолетнего процесса спор­тивной подготовки важно определить его организационную структуру. В ней определяется общая концепция многолетней тренировки, этапы, программа подготовки, в которой есть цель и задачи тренировки на том или ином этапе, критерий технического мастерства, модельные характеристики различных сторон подготовки спортсменов, в том числе и специальной физической подготовки, средства и методы тре­нировки. Важным компонентом данной структуры являются тренировочные нагрузки (содержание, объем и интенсивность, соотношение ОФП и СФП).

Многолетняя спортивная подготовка делится, как правило, на несколько этапов. Количество этапов может быть различным, так как зависит от возраста начала спортивной подготовки, а также специ­фики того или иного вида спорта. Наиболее оптимальным, по нашему мнению, их может быть пять для тех спортсменов, которые начинают заниматься с раннего возраста (детского или подросткового):

Чтобы эффект от одного этапа к другому не снижался, следует четко выделить направления, по которым должна идти интенсификация тренировочного процесса на всем пути спортивного совершенствова­ния. К основным из них относятся: