6 Социальные функции физической культуры и спорта.
Для верного понимания физической культуры нужно воспринимать ее, как минимум, в трех аспектах: деятельностном (физическая культура как особая деятельность), предметно-ценностном (физическая культура как совокупность определенных предметных ценностей) и персонифицированно-результативном (физическая культурность как результат воздействия на индивида деятельностных и предметно-ценностных факторов физической культуры).
Физическая культура — это не просто природное явление. Хотя ее возникновение и функционирование имеют существенные предпосылки в естественной природе человека, она, в конечном счете, — продукт его общественного развития. Физическая культура — биосоциальное явление, но это справедливо лишь при условии, если не упускать из внимания доминирующей роли социальных факторов и закономерностей в ее возникновении, функционировании и развитии. Иначе (т.е. если игнорируется, в конечном счете, определяющая роль социальных начал) неизбежно возникают редукционистско-примитивизированные представления о культуре физической.
По свидетельству исторических исследований, становление и развитие физической культуры шло в органическом единстве с трудовой деятельностью человечества. Первоначальные формы труда (собирательство — использование природных продуктов в качестве источников питания, охота, земледелие, скотоводство и т. д.) требовали от человека проявления значительных физических способностей и способствовали их развитию. Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой культуры. Причем первоначальные формы трудовых действий стали своего рода прообразом ряда ее элементов (физические упражнения в беге, прыжках, преодолении предметных препятствий, метании копья и т. д.), которые и составили в первую очередь средства подготовки подрастающих поколений опять-таки к труду. С возникновением войн существенное влияние на формирование прикладных компонентов физической культуры стало оказывать военное дело. В целом важнейшими условиями функционирования и развития физической культуры, как, впрочем и всей культуры, явились условия материальной жизни общества и характер социально-экономических отношений, господствовавших на тех или иных этапах истории общества. Вместе с тем существенная роль в становлении, функционировании и развитии физической культуры принадлежит разнообразным факторам и формам общественного сознания — науке, морали, политической идеологии, правовому сознанию, художественно-эстетическому сознанию, искусству, религии, хотя их конкретное влияние на нее в различных стадиях общественного развития и в реальных условиях может быть неоднозначным — не только позитивным, но и тормозящим или даже, в определенных ситуациях, деструктивным (один из примеров последнего — негативное влияние на нее средневековых религиозных догматов, провозглашавших греховным заботу о человеческом теле).
Современная физическая культура особенно широко и дифференцированно проникает в различные сферы жизни и деятельности человечества. При этом ее компоненты видоизменяются в зависимости от особенностей различных сфер. Со своей стороны она оказывает влияние на деятельность в различных сферах, а в какой-то мере и на их состояние. В первую очередь физическая культура представлена в качестве одного из фундаментальных факторов в системе образования-воспитания подрастающих поколений (в дошкольных, школьных и других образовательных учреждениях). В то же время она не теряет связей со сферой производительного труда. Хотя доля физической активности трудящихся в условиях современного механизированного и автоматизированного производства намного меньше, чем в прошлые времена, физическая культура не утратила своего значения в качестве одного из основных факторов профессионально-прикладной подготовки к трудовой деятельности и как фактор содействия производительности труда (в виде «производственной» физической культуры). Не исчезла также, а в определенном отношении и возросла, роль физической культуры как фактора прикладной физической подготовки к военной и аналогичной службе (в армии, в подразделениях МВД и в подобных видах служебной деятельности). Возрастает роль физической культуры и в системе здравоохранения, где ее факторы все более направленно используются для профилактики и лечения особенно распространенных заболеваний нынешнего времени (сердечно-сосудистых, обменных и некоторых других). Новым явлением современности становится небывало активное внедрение физической культуры в повседневный быт различных групп и слоев населения (в виде повседневно-бытовых, оздоровительно-рекреативных и оздоровительно-реабилитационных физкультурных занятий).
Продолжает возрастать социальная значимость и того слагаемого физической культуры, которое относится к активным занятиям спортом, особенно общедоступным, под эгидой движения «Спорт для всех».
Даже из этого предельно беглого обзора видно, что физическая культура — достаточно значимое социальное явление, и эта ее значимость в современном мире имеет тенденцию возрастать. Более конкретное понимание ее значимости и перспектив предполагает детализированный анализ ее социальных функций и тенденций структурирования (структурного формирования), о чем речь пойдет ниже.
- 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина (причины и источники возникновения, основные понятия).
- 2 Структура и функции физической культуры
- 3.Цели и функции физ. Культуры
- 4. Характеристика системы физического воспитания в России (понятие «система», основы, направленность).
- 5 Характеристика средств физического воспитания: понятие упражнение, направленность, техника, классификация, критерии оценки эффективности техники, вспомогательные средства.
- 6 Социальные функции физической культуры и спорта.
- 7 Характеристика общеметодических принципов физического воспитания (сущность, значение).
- 8 . Характеристика специфических принципов физического воспитания.
- 9 Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании (словесные, наглядные, направленного прочувствования двигательного действия, срочной информации).
- 11. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
- 12. Двигательный навык. Условия и фазы его формирования.
- 13. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, их сущность и педагогические возможности).
- 14. Игровой и соревновательный методы в системе физического воспитания (сущность, основные методические особенности, положительные стороны и недостатки).
- 15. Средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей. Понятия о двигательных умениях и навыках.
- 16. Методика воспитания скоростных способностей (определение скоростных способностей, факторы, влияющие на скоростные способности, формы проявления, критерии и способы их оценки).
- 17. Средства и методы воспитания гибкости
- 18. Методика воспитания силовых способностей (определение, факторы, влияющие на силовые способности, виды силовых способностей, жесты определения).
- 19. Методика воспитания общей выносливости (типы выносливости, определение понятия и выносливости, факторы, влияющие на выносливость, жесты определения).
- 20. Характеристика средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей
- 21. Формирование осанки. (Профилактика).
- 22. Особенности физического воспитания школьников (цель и его основные задачи).
- 23. Современные требования к организации и проведению уроков физической культуры
- 24. Характеристика урочных форм занятий физическими упражнениями.
- 25. Структура урока физической культуры и характеристика его частей (задачи, средства, продолжительность, методы).
- 26. Особенности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников.
- 27. Внеклассные и внешкольные формы организации физического воспитания
- 28. Технология планирования физического воспитания в школе (виды, направленность, основные документы).
- 29. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля и методы).
- 30. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
- 31. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
- 32.Методические особенности урока физической культуры с учащимися среднего школьного возраста (задачи, содержание, средства).
- 33. Методические особенности урока физической культуры с учащимися старших классов (задачи, содержание, средства).
- 34. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной и подготовительной медицинскими группами (средства, физическая нагрузка).
- 35. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися женского пола.
- 36. Определение общей и моторной плотности уроков физической культуры.
- 37. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений (задачи, формы, программа).
- 38. Физическое воспитание студенческой молодёжи (задачи, содержание программы по физическому воспитанию, направленность занятий, формы).
- 39. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: задачи, формы, методические особенности.
- 40. Нормативно-правовые документы в области фк и с
- 1. Законодательные акты Российской Федерации.
- 2. Подзаконные акты.
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 6. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта.
- Глава 7. Заключительные положения.
- 42. Профессионально прикладная физическая подготовка(понятие ппфп, задачи, средства, методы).
- 43. Общая характеристика спорта: классификация видов спорта, система подготовки спортсмена, задачи.
- 44. Основы спортивной тренировки: цель, задачи, средства, методы, принципы.
- Принцип единства офп и сфп
- Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам
- 45. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.
- 46. Структура построения спортивной тренировки (микроциклы, мезоциклы, макроциклы)
- 47 Роль науки в фк и с
- 48 Оздоровительная физическая культура.
- 49 Адаптивная физическая культура.
- Задачи: у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
- 50. Характеристика восстановительных средств после физических нагрузок.
- 51. Органы чувств, классификация и морфофункциональная характеристика.
- 52. Структурные изменения в костной системе под влиянием физических нагрузок.
- 53. Структурная перестройка мышечной системы под влиянием физических нагрузок.
- 54. Состав и функции крови. Изменение состава крови при мышечной деятельности.
- 55. Сердце, строение, топография, кровоснабжение. Проводящая система сердца.
- 56. Типы реакций сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку.
- 57. Газообмен в легких и тканях.
- 58. Общий план строения нервной системы. Строение спинного мозга.
- 59. Физиологическая характеристика пищеварительных процессов. Влияние мышечной работы на ее деятельность.
- 60. Физиологическая характеристика выделительных процессов. Влияние мышечной работы на их деятельность.
- 61. Физиологическая характеристика желез внутренней секреции. Характеристика действия гормонов.
- 62.Физиологическая характеристика циклических упражнений максимальной мощности.
- 63. Физиологическая характеристика циклических упражнений субмаксимальной мощности.
- 64. Предстартовые реакции. Разминка.
- 65. Врабатывание. Закономерности врабатывания.
- 66. Характеристика утомления при выполнении физической нагрузки (понятие, виды, признаки).
- 67. Восстановительные процессы в организме, его закономерности.
- 68.Показатели тренированности при стандартной и предельной работе.
- 69. Физиологические основы развития быстроты.
- 70. Функциональные пробы. Классификация.
- 71. Гарвардский степ-тест. Тест на тредмиле.
- 72. Допинг – контроль. Группа фармакологических препаратов, отнесенных к допингам.
- 73. Возрастная периодизация.
- 74. Реабилитация: медицинская, социальная, профессиональная.
- 75. Средства лечебной физической культуры.
- 76. Формы лечебной физической культуры.
- 77. Стенокардия лфк. Задачи, методика. Функциональные классы.
- 1 Ф.Кл.
- 2 Ф.Кл.
- 3 Ф.Кл.
- 4 Ф.Кл.
- 78. Травмы опорно-двигательного аппарата. Профилактика.
- 79. Двигательная единица. Биохимия мышечного волокна.
- 80. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
- 85 Возрождение Олимпийских игр
- 88. Возникновение национальных систем гимнастики
- 91. Национальные Олимпийские Комитеты (нок)
- 110 Олимпийские игры в Москве (1980 г.)
- 111. Понятие педагогической технологии. Ее основные качества.
- 112 Классификация педагогических технологий.
- 114 Характеристика групповой технологии обучения
- 115 Технические приемы оратора.
- 116 Стили руководства, их характеристики.
- 117. Технология поиска работы.
- 118 . Самоменеджмент
- 119. Характеристика технологии воспитательной деятельности учителя физической культуры (тренера): стратегия и тактика воспитания, методы, средства.
- 120 Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).