60. Физиологическая характеристика выделительных процессов. Влияние мышечной работы на их деятельность.
1. Общая характеристика выделительных процессов
Выделение – конечный этап обмена веществ, заключающийся в выведении во внешнюю среду конечных продуктов обмена, а так же чужеродных и излишних веществ.
Система выделения включает:
- почки;
- желудочно-кишечный тракт;
- легкие;
- кожу с потовыми железами;
- слизистые оболочки;
- секреторные органы (слюнные железы, печень и др.).
Экскреты – вещества, выделяемые органами выделения из организма в процессе жизнедеятельности. К ним относят:
- диоксид углерода (выделяется в основном легкими);
- конечные продукты белкового обмена (мочевина, мочевая кислота, креатинин и др.) – выделяются почками, меньше желудочно-кишечным трактом и кожей;
- продукты неполного окисления органических веществ (молочная кислота, кетоновые и ацетоновые тела и др.) – выделяются почками, легкими, желудочно-кишечным трактом);
- неорганические вещества (соли) – выделяются почками, желудочно-кишечным трактом, кожей;
- чужеродные вещества, поступающие с пищей и не участвующие в обмене веществ – удаляются желудочно-кишечным трактом;
- излишние вещества – удаляются почками и желудочно-кишечным трактом;
- вода – удаляется всеми органами выделения.
Функции органов выделения:
- выведение из организма экскретов;
- участие в процессах осморегуляции;
- регуляция кровяного давления;
- регуляция постоянства ионного состава и рН внутренней среды организма;
- терморегуляция (испарение воды с поверхности кожи и альвеол).
2. Строение и функции почек
Почки – основные органы выделения, которые образуют и выделяют мочу, а вместе с ней излишки воды, с растворенными в ней продуктами обмена веществ, минеральные соли, инородные вещества и др. Тем самым почки регулируют водно-солевой обмен и постоянство осмотического давления.
С помощью почек кровь очищается от продуктов обмена. Для определения степени очищения крови принята единица – клиренс (коэффициент очищения), под которым понимают объем плазмы (в миллилитрах), полностью очищаемый от какого-либо вещества в течение минуты.
Структурно в почке различают внешнюю – корковую, внутреннюю – мозговую и промежуточную зоны. Почка состоит из множества не сообщающихся друг с другом структурно-функциональных единиц – нефронов. По степени погружения в корковое вещество различают нефроны: суперфициальные (составляют 20-30% всего объема, расположены поверхностно), интракортикальные (составляют 60-70%, участвуют в основном в процессах ультрафильтрации и концентрации мочи) и юкстамедуллярные (залегают в промежуточной зоне, в основном обеспечивают эндокринную функцию почек). Каждый нефрон представлен начальным отделом – сосудистым клубочком, сформированным приносящей артериолой, которая разветвляется на множество капиллярных петель, сливающихся в выносящий сосуд. Сосудистый клубочек окружен двухслойной капсулой Шумлянского – Боумена. Внутренний (висцеральный) листок капсулы плотно окружает сосудистый клубочек, а наружный (париетальный) листок капсулы переходит в почечный каналец, состоящий из проксимального извитой канальца (начинается непосредственно из полости капсулы Шумлянского-Боумена), проксимального прямого канальца, петли Генле и дистального извитого канальца. За дистальным извитым канальцем следует связующий каналец, соединяющийся с собирательной трубкой, которая сливается в выводной проток, откуда моча поступает в почечную лоханку, а затем в мочеточник и мочевой пузырь.
Извитые канальцы выстилает кубический эпителий, в цитоплазме которого обнаруживается большое количество зернистости и вакуолей, что сближает его с секреторными клетками.
Почки расположены вблизи аорты, и короткие почечные артерии передают высокое давление крови аорты артериям почек. Диаметр приносящей артериолы сосудистого клубочка значительно больше диаметра выносящего сосуда, что обеспечивает замедленный ток крови в сосудах клубочка при сохранении ее высокого давления. Выносящий артериальный сосуд вновь разветвляется, образуя вторую сеть почечных капилляров, оплетающих канальцы, в которых происходит газо- и хемообмен. Давление в них уже значительно ниже. Таким образам, кровь в почке проходит через две капиллярные сети: капилляры мальпигиева клубочка и капилляры стенок извитых канальцев и петли Генле.
В юкстагломерулярных нефронах, расположенных преимущественно в мозговом слое почек, просвет приносящего и выносящего кровеносных сосудов одинаковый, поэтому высокого давления, как в мальпигиевых клубочках здесь не создается. Выносящие сосуды, не разветвляясь в капилляры, входят в мозговой слой и только там распадаются в виде прямых параллельных сосудов. У места вхождения в клубочек приносящие артериолы имеют утолщения, образующие околоклубочковый комплекс, клетки которого вырабатывают ренин, участвующий в регуляции уровня артериального давления и поддерживающий нормальный приток крови к почкам. Ренин образуется при уменьшении почечного кровотока. Ренин стимулирует секрецию альдостерона и антидиуретического гормона, усиливает реабсорбцию натрия и участвует в формировании чувства жажды.
Гомеостатическая функция почек
Посредством почек организм освобождается от излишков воды и минеральных солей. Усиление мочеобразования, приводящее к возрастанию выведения из организма избытка воды и солей, называют диурезом разведения. Диурез изменяется под воздействием повышения артериального давления вследствие возбуждения прессорецепторов сосудистых рефлексогенных зон и изменения уровня образования антидиуретического гормона гипофиза (вазопрессин).
При избытке в организме солей происходит раздражение осморецепторов промежуточного мозга и кровеносных сосудов, что изменяет осмотическое давление крови. Происходит усиление выработки гипофизом вазопрессина, который способствует реабсорбции воды из первичной мочи и ее концентрации.
При повышенном содержании воды и пониженном осмотическом давлении крови выработка вазопрессина тормозится, снижается реабсорбция воды из первичной мочи и в результате диурез увеличивается.
На реабсорбцию и экскрецию ионов почками большое влияние оказывают гормоны. Так под влиянием гормона надпочечников альдостерона возрастает реабсорбция натрия и секреция калия. Выделение калия уменьшается под действием инсулина. Паратгормон, секретируемый паращитовидными железами, увеличивает реабсорбцию кальция. Гормон щитовидной железы тиреокальцитонин стимулирует секрецию кальция почками и снижает его уровень в крови.
Почки являются местом синтеза некоторых гормонов. Так в юкстагломерулярных нефронах синтезируется ренин (его функции описаны выше), в корковой зоне почек синтезируется калликреин, который вызывает продукцию мощного сосудорасширяющего вещества каллидина, в мозговой зоне почек вырабатываются простагландины (медуллин и др.), которые действуют на периферическое сосудистое сопротивление, оказывают сосудорасширяющий и натрийуретический эффекты. Так же в почках синтезируется эритропоэтин, который стимулирует формирование в органах кроветворения эритроцитов.
Так же почки участвуют в регуляции кислотно-щелочного равновесия в организме. При снижении резервной щелочности (ацидозе) почки выделяют кислую мочу, а при ее повышении (алкалозе) – щелочную.
Почки участвуют так же в глюконеогенезе – процессе новообразования глюкозы. При длительном голодании из почек в кровоток может поступать до половины общего количества глюкозы.
Физические нагрузки существенно изменяют деятельность почек. Эти изменения зависят от характера мышечной деятельности и уровня тренированности организма. Они проявляются в уменьшении количества и изменения состава мочи, появлений в ней не типовых компонентов или в увеличении обычных составных частей мочи.
Наибольшие изменения в работе почек присущи нагрузкой на выносливость, которые сопровождаются уменьшением количества мочи, что выделяется, и увеличением в 2-3 раза количества фосфатов (в норме 3 г в сутки), мочевины (обычно 30 г в сутки), мочевой кислоты и креатинина.
В условиях кратковременных нагрузок субмаксимальной интенсивности, во время которых преобладают процессы анаэробного энергообеспечения, значительно увеличивается выведение почками не переваренных продуктов - молочной, р-оксимасляной и ацетоуксусной кислот. Физические нагрузки со значительным компонентом психоэмоционального напряжения сопровождаются вследствие усиленного выделения адреналина и повышение состава глюкозы в крови, глюкозурией, то есть появлением в моче сахара, которого при нормальных условиях быть не может.
Значительные физические нагрузки нередко приводят к появлению в моче белка. Белок в моче, количество которого может достигать 2-8 %, свежие эритроциты (до 10 и более в поле зрения под микроскопом), лейкоциты, гиалиновые и зернистые цилиндры свидетельствуют о нарушенном состояния почек, о неспособности их обеспечить свою деятельность в условиях физических нагрузок. Для понимания механизма этих изменений следует иметь в виду, что интенсивная мышечная деятельность протекает в условиях повышенной температуры тела, что в свою очередь приводит к нарушениям регуляции функции почек. Развитие состояния тренированности в целом предотвращает этим изменениям. Однако в условиях максимальных нагрузок - например, соревнований - именно высококвалифицированные спортсмены испытывают наибольших нагрузок и поэтому у них чаще, чем у недостаточно тренированных, наблюдают описанные изменения. Наибольшие сдвиги в функции почек наблюдают сразу после окончания нагрузки, в восстановительный период состав мочи постепенно нормализуется.
Патогенез изменений функции почек, которые наблюдают в условиях значительных физических нагрузок, связанный со снижением кровообращения в почках, что отражается на основных процессах, которые протекают в них - фильтрации, секреции и реабсорбции. Непосредственной причиной нарушения этих процессов, в результате которых в моче поступают белок и другие элементы, является снижение плазмообращения в почках. Степень этого снижения пропорционален интенсивности нагрузки и может достичь в условиях большой работы величины-70%. Наряду со снижением плазмообращения наблюдается значительное (в 2-5 раз) повышение сопротивления, которому он подвергается в сосудах почек. Определенное значение среди изменений плазмообращения в почках имеет также уменьшение на 25-30 % от уровня покоя уровень фильтрации в гломерулах. Вследствие этих изменений возрастает возможность прохождения белков плазмы крови и ее форменных элементов через гломерулярные мембраны.
Важно иметь в виду, что нарушение функции выделения у тренированных спортсменов случаются очень редко, но в условиях хронического физического перенапряжения и перетренировки наблюдаются часто и достигают значительной выраженности.
- 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина (причины и источники возникновения, основные понятия).
- 2 Структура и функции физической культуры
- 3.Цели и функции физ. Культуры
- 4. Характеристика системы физического воспитания в России (понятие «система», основы, направленность).
- 5 Характеристика средств физического воспитания: понятие упражнение, направленность, техника, классификация, критерии оценки эффективности техники, вспомогательные средства.
- 6 Социальные функции физической культуры и спорта.
- 7 Характеристика общеметодических принципов физического воспитания (сущность, значение).
- 8 . Характеристика специфических принципов физического воспитания.
- 9 Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании (словесные, наглядные, направленного прочувствования двигательного действия, срочной информации).
- 11. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
- 12. Двигательный навык. Условия и фазы его формирования.
- 13. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, их сущность и педагогические возможности).
- 14. Игровой и соревновательный методы в системе физического воспитания (сущность, основные методические особенности, положительные стороны и недостатки).
- 15. Средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей. Понятия о двигательных умениях и навыках.
- 16. Методика воспитания скоростных способностей (определение скоростных способностей, факторы, влияющие на скоростные способности, формы проявления, критерии и способы их оценки).
- 17. Средства и методы воспитания гибкости
- 18. Методика воспитания силовых способностей (определение, факторы, влияющие на силовые способности, виды силовых способностей, жесты определения).
- 19. Методика воспитания общей выносливости (типы выносливости, определение понятия и выносливости, факторы, влияющие на выносливость, жесты определения).
- 20. Характеристика средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей
- 21. Формирование осанки. (Профилактика).
- 22. Особенности физического воспитания школьников (цель и его основные задачи).
- 23. Современные требования к организации и проведению уроков физической культуры
- 24. Характеристика урочных форм занятий физическими упражнениями.
- 25. Структура урока физической культуры и характеристика его частей (задачи, средства, продолжительность, методы).
- 26. Особенности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников.
- 27. Внеклассные и внешкольные формы организации физического воспитания
- 28. Технология планирования физического воспитания в школе (виды, направленность, основные документы).
- 29. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля и методы).
- 30. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
- 31. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
- 32.Методические особенности урока физической культуры с учащимися среднего школьного возраста (задачи, содержание, средства).
- 33. Методические особенности урока физической культуры с учащимися старших классов (задачи, содержание, средства).
- 34. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной и подготовительной медицинскими группами (средства, физическая нагрузка).
- 35. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися женского пола.
- 36. Определение общей и моторной плотности уроков физической культуры.
- 37. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений (задачи, формы, программа).
- 38. Физическое воспитание студенческой молодёжи (задачи, содержание программы по физическому воспитанию, направленность занятий, формы).
- 39. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: задачи, формы, методические особенности.
- 40. Нормативно-правовые документы в области фк и с
- 1. Законодательные акты Российской Федерации.
- 2. Подзаконные акты.
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 6. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта.
- Глава 7. Заключительные положения.
- 42. Профессионально прикладная физическая подготовка(понятие ппфп, задачи, средства, методы).
- 43. Общая характеристика спорта: классификация видов спорта, система подготовки спортсмена, задачи.
- 44. Основы спортивной тренировки: цель, задачи, средства, методы, принципы.
- Принцип единства офп и сфп
- Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам
- 45. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.
- 46. Структура построения спортивной тренировки (микроциклы, мезоциклы, макроциклы)
- 47 Роль науки в фк и с
- 48 Оздоровительная физическая культура.
- 49 Адаптивная физическая культура.
- Задачи: у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
- 50. Характеристика восстановительных средств после физических нагрузок.
- 51. Органы чувств, классификация и морфофункциональная характеристика.
- 52. Структурные изменения в костной системе под влиянием физических нагрузок.
- 53. Структурная перестройка мышечной системы под влиянием физических нагрузок.
- 54. Состав и функции крови. Изменение состава крови при мышечной деятельности.
- 55. Сердце, строение, топография, кровоснабжение. Проводящая система сердца.
- 56. Типы реакций сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку.
- 57. Газообмен в легких и тканях.
- 58. Общий план строения нервной системы. Строение спинного мозга.
- 59. Физиологическая характеристика пищеварительных процессов. Влияние мышечной работы на ее деятельность.
- 60. Физиологическая характеристика выделительных процессов. Влияние мышечной работы на их деятельность.
- 61. Физиологическая характеристика желез внутренней секреции. Характеристика действия гормонов.
- 62.Физиологическая характеристика циклических упражнений максимальной мощности.
- 63. Физиологическая характеристика циклических упражнений субмаксимальной мощности.
- 64. Предстартовые реакции. Разминка.
- 65. Врабатывание. Закономерности врабатывания.
- 66. Характеристика утомления при выполнении физической нагрузки (понятие, виды, признаки).
- 67. Восстановительные процессы в организме, его закономерности.
- 68.Показатели тренированности при стандартной и предельной работе.
- 69. Физиологические основы развития быстроты.
- 70. Функциональные пробы. Классификация.
- 71. Гарвардский степ-тест. Тест на тредмиле.
- 72. Допинг – контроль. Группа фармакологических препаратов, отнесенных к допингам.
- 73. Возрастная периодизация.
- 74. Реабилитация: медицинская, социальная, профессиональная.
- 75. Средства лечебной физической культуры.
- 76. Формы лечебной физической культуры.
- 77. Стенокардия лфк. Задачи, методика. Функциональные классы.
- 1 Ф.Кл.
- 2 Ф.Кл.
- 3 Ф.Кл.
- 4 Ф.Кл.
- 78. Травмы опорно-двигательного аппарата. Профилактика.
- 79. Двигательная единица. Биохимия мышечного волокна.
- 80. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
- 85 Возрождение Олимпийских игр
- 88. Возникновение национальных систем гимнастики
- 91. Национальные Олимпийские Комитеты (нок)
- 110 Олимпийские игры в Москве (1980 г.)
- 111. Понятие педагогической технологии. Ее основные качества.
- 112 Классификация педагогических технологий.
- 114 Характеристика групповой технологии обучения
- 115 Технические приемы оратора.
- 116 Стили руководства, их характеристики.
- 117. Технология поиска работы.
- 118 . Самоменеджмент
- 119. Характеристика технологии воспитательной деятельности учителя физической культуры (тренера): стратегия и тактика воспитания, методы, средства.
- 120 Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).