logo search
gostinitsa_otvety

Современное состояние и перспективы развития гостиничной индустрии в России.

Современное состояние гостиничного бизнеса в России

Глава (I Современное состояние и перспективы развития предприятий размещения

2.1 Современное состояние гостиничного бизнеса в России

Сегодня гостиничный бизнес - одна из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей, приносящий по всему миру многомиллионные прибыли. Гостиничный бизнес как подотрасль туристического бизнеса несет в себе огромный потенциал для российского рынка, способный приносить устойчивый

доход в федеральный бюджет. С каждым годом растет количество гостиниц и отелей как в нашей стране, так и за рубежом. Жесткая конкуренция на рынке гостиничных услуг вынуждает менеджеров прибегать к различным акциям и неординарным маркетинговым идеям. Вместе с тем масштабы осуществления их деятельности в гостиничном бизнесе в России по сравнению с зарубежным значительно меньше. Это в значительной мере обусловлено “всеобщим застоем” в советскую эпоху, а также и рядом субъективных факторов. После развала СССР эта отрасль, как впрочем, и вся социальная сфера, находилась в полном запущении и потребовалось немало усилий, чтобы в “одночасье" полностью изменить все раннее выработанные концепции и встать на мировой уровень. Со становлени

4Li

!

ем рыночного хозяйства менеджеры и директора, находившейся почти в полном упадке гостиничной индустрии начали понимать необходимость освоения этой области.

Последние несколько десятков лет беспрецедентный рост объемов туристического рынка и его глобализация сопровождался формированием глобальной гостиничной индустрии. Лидирует по объемам номерного фонда Европа (38,5% от общего числа), за ней следует Америка (33,5%).

В последнее десятилетие XX века наиболее значительный рост числа номеров наблюдался в Южной Азии, где их число увеличилось с 111.146 до 171.462. Второе место занимали Восточная Азия и Тихоокеанский регион, где насчитывалось 3,5 млн. номеров, и рост составил 45,3%. В период с 1997 г. по 1998 г. число номеров в регионе Ближнего Востока выросло на 6,9%, в то время как в Африке число номеров сократилось на 0,4% [13,12]

На фоне этого роста гостиничный бизнес превратился в индустрию с многомиллиардными доходами практически во всех сегментах рынка, и естественно это повлекло за собой многообразие организационных форм бизнеса, работающего в этой сфере.

Для современной гостиничной индустрии свойственно огромное количество разнообразных и сложных типов управления предприятиями, включая следующие: собственность/аренда, менеджмент, франшиза и консорциум, а также их всевозможные сочетания. Например, некоторые компании просто владеют гостиницами как объектами недвижимости и назначают внешнее управление для своих отелей. Другие владельцы самостоятельно управляют своей собственностью - кто-то лично руководит собственной гостиницей, кто-то - нанимает менеджеров. Некоторые компании управляют не только собственными отелями, но и гостиничным бизнесом, принадлежащим другим владельцам. Некоторые участники индустрии являются акционерами (имеющими контрольный пакет акций или нет) гостиничных предприятий, они могут продавать права франшизы, а также владеть входящей в консорциум собственностью. Другие участники занимаются только одним видом деятельности, таким, как менеджмент или развитие франчайзинга. Например, в аналитическом исследовании ВТО, посвященном этой теме, гостин

ица Marriott Chateau Champlain в Монреале принадлежит Ocean Properties и Thibault, Messier, Savard and Associates; управляется компанией Atlantic Group, подразделением Ocean Properties; имеет статус франшизы Marriott, предоставленной канадской группой Marriott Hotels of Canada, являющейся подразделением [9,20].

За последние несколько лет сфера гостеприимства претерпела кардинальные изменения. Коснулось это и качественных характеристик самих гостиниц. В том плане, что слова «отель» и «бизнес» все чаще стали встречаться вместе, следуя современным тенденциям и образовав в итоге такое понятие, как «отель для бизнеса». Именно данное направление оказалось не только востребованным на рынке, но и имеющим все шансы занять одну из лидирующих позиций в туриндустрии. Если разобраться, явление это вполне обоснованное. Действительно, в последнее время приходится говорить об отеле как о месте, которое предназначено не только обеспечить своим гостям качественный отдых, но и в полной мере способствовать налаживанию бизнес-контактов постояльцев, организации деловых встреч, взаимосвязи с внешним миром. Одним словом, создать все необходимые условия для плодотворной работы [11, 16].