История становления и развития гостиничного дела в России.
Гостиничное дело в России возникло с появлением и развитием потребностей людей в общении, становлением торговых отношений с соседними государствами, необходимостью совершения всевозможных поездок.
С XI века в древнерусском языке прочно закрепляется слово «гость», означающее «приезжий купец». Именно зарубежные купцы, временно оказавшиеся в древнерусских княжествах, нуждались в объектах временного проживания. Путешествиям «иностранных гостей» придавалось на Руси большое значение. Так, киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» давал наставление своим сыновьям хорошо принимать «гостей», заботиться о них и следить, чтобы «никакой нужды ни в чем они не имели». Он вполне справедливо полагал, что эти «мимоходящие» люди могут разнести по свету любые вести о стране и князе.
В эпоху раннего Средневековья (в домонгольское время) Русь вела торговлю с рядом стран Европы, Ближнего и Среднего Востока, а также Средиземноморья.
Местом постоянного контакта русских и восточных купцов являлся город Булгар. Сюда прибывали восточные купцы с тканями и другими ремесленными изделиями, пряностями и рисом, отсюда увозили русские меха, мед, воск, кору для дубления кож. Связи со Средней Азией осуществлялись преимущественно водным сообщением. Волго-Каспийским путем следовали купцы в Поволжье и караваны, шедшие из Волжской Булгарии в Хорезм. Отправным пунктом для среднеазиатских купцов служил порт Абаскун на юго-восточном побережье Каспия, который был соединен сухопутными дорогами с Ургенчем, Бухарой, Нишапуром и другими городами. Существовала также сухопутная дорога, связавшая Булгар с Хорезмом. Как свидетельствуют археологические исследования, значимость этих торговых путей обусловила появление караван-сараев. Появляются они на рубеже XII-XIII веков и находятся один от другого на расстоянии 20-25 км, т.е. на расстоянии, составлявшем переход каравана. Что касается ряда городов таких, как Саксин, Булгар, Бухара, Самарканд, Баку, Дербент и др., то наличие в них караван-сараев отмечается в более ранний период.
Караван-сараи были одной из форм современных гостиничных сооружений. Письменные источники называют это строение большим и располагавшимся не
только в городах, но и на различных дорогах и служившим кровом и стоянкой для путешественников. При постройке принималась во внимание возможность нападения разбойников, поэтому стены делались особо прочными.
В России прообраз будущих гостиниц появился в XII-XJII веках. Время это было довольно сложное, т.к. гнет татаро-монгольского ига усугублялся незатухающими междоусобицами.
Обширные владения монголов требовали хорошо налаженной связи с покоренными землями, которая осуществлялась ханскими гонцами, нуждающимися в периодическом отдыхе и ночлеге.
На знаменитого итальянского путешественника Марко Поло сильное впечатление произвела система путей сообщения, установленная в Монгольской империи. Во все крупные провинции шли большие дороги, обсаженные деревьями. На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого в населенных и до 28 км в пустынных местностях были построены большие здания-станции, хорошо оборудованные и снабженные запасами всякого рода провизии, так называемые «ямбы». Описывая их, М. Поло отметил, что ямбы были так хорошо обставлены, что «даже король, если бы ему пришлось тут остановиться, остался бы доволен». В каждой комнате имелись шелковые постели, чистое шелковое белье и все необходимые принадлежности, которые могли понадобиться путешественнику.
При каждой ямбе были конюшни на 200-400 лошадей. В пустынных местностях иногда вместо лошадей содержались верблюды. В каждом таком станционном доме-ямбе был смотритель, следивший за тем, чтобы всегда наготове были лошади.
Между большими почтовыми станциями на расстоянии трех миль одна от другой располагались подстанции. Предназначались они главным образом для гонцов- пешеходов, которые не могли проходить в день более 2 км. Состоятельные путешественники могли позволить себе посетить любой достопримечательный уголок Монгольской империи, не заботясь о транспорте, ночлеге и питании.
Сетью таких ямбов были покрыты все владения монголов. На Руси это название трансформировалось в «ямы», которые и явились предшественниками гостиниц. В ямах отдыхали, меняли лошадей. Ямская служба впоследствии также была заимствована нашими предками у монголов. В XV веке завершилась ее централизация, и был создан Ямской приказ, который создавал ямские станции, организовывал тяговую повинность и управлял ямщиками всей Руси. Одним из
Гостиный двор - древнерусское название помещений преимущественно для оптовой торговли, отводившихся в городах первоначально только для иностранных или приезжих купцов-гостей. Образцами служили однородные учреждения на Западе. Особенностью гостиного двора, тоже заимствованной с Запада, было то, что купцы не только торговали в нем, но и жили. Таким образом, он получил характер иностранной колонии, пользовавшейся полной внутренней автономией относительно местных властей.
В позднее время гостиные дворы утратили свое первоначальное значение и превратились просто в центральные городские рынки, в торговые ряды, открытые для всякого рода купцов и обыкновенно лишенный какой бы то ни было автономной организации.
Некоторые сведения, касающиеся устройства иноземных гостиных дворов в Новгороде, обязанностей купцов, их взаимоотношения с новгородцами, содержатся в торговых договорах, заключенных между Новгородом и ганзейским городами.
«Господин Великий Новгород» являлся в XI-XII веках важным торговым городом Древней Руси. Развитию торговли в нем способствовала близость Балтийского моря и удобные пути, преимущественно водные, соединявшие его как с этим морем, так и с внутренними территориями Руси. Торговые связи с зарубежным купечеством способствовали возникновению и успешному функционированию гостиных дворов, предназначавшихся для иностранных пользователей, а также выходцев из различных княжеств Древней Руси.
Развитие торговых отношений Древней Руси с соседскими странами и паломничество к «святым местам» способствовали складыванию надежных маршрутов следования торговых караванов и путей паломников, созданию постоялых дворов разной комфортности с учетом социального положения пользователей с местами ночлега и питания, образованию своеобразной системы сервиса, напоминающей современную.
Наряду с гостиными дворами иностранных купцов с XVI века в Новгороде возникают гостиные дворы русских купцов из других земель. Известно о существовании Псковского и Тверского дворов, сведения о которых сохранились в писцовых и лавочных книгах конца XVI века, также в некоторых актовых материалах.
Гостиный двор - древнерусское название помещений преимущественно для оптовой торговли, отводившихся в городах первоначально только для иностранных или приезжих купцов-гостей. Образцами служили однородные учреждения на Западе. Особенностью гостиного двора, тоже заимствованной с Запада, было то, что купцы не только торговали в нем, но и жили. Таким образом, он получил характер иностранной колонии, пользовавшейся полной внутренней автономией относительно местных властей.
В позднее время гостиные дворы утратили свое первоначальное значение и превратились просто в центральные городские рынки, в торговые ряды, открытые для всякого рода купцов и обыкновенно лишенный какой бы то ни было автономной организации.
Некоторые сведения, касающиеся устройства иноземных гостиных дворов в Новгороде, обязанностей купцов, их взаимоотношения с новгородцами, содержатся в торговых договорах, заключенных между Новгородом и ганзейским городами.
«Господин Великий Новгород» являлся в XI-XII веках важным торговым городом Древней Руси. Развитию торговли в нем способствовала близость Балтийского моря и удобные пути, преимущественно водные, соединявшие его как с этим морем, так и с внутренними территориями Руси. Торговые связи с зарубежным купечеством способствовали возникновению и успешному функционированию гостиных дворов, предназначавшихся для иностранных пользователей, а также выходцев из различных княжеств Древней Руси.
Развитие торговых отношений Древней Руси с соседскими странами и паломничество к «святым местам» способствовали складыванию надежных маршрутов следования торговых караванов и путей паломников, созданию постоялых дворов разной комфортности с учетом социального положения пользователей с местами ночлега и питания, образованию своеобразной системы сервиса, напоминающей современную.
Наряду с гостиными дворами иностранных купцов с XVI века в Новгороде возникают гостиные дворы русских купцов из других земель. Известно о существовании Псковского и Тверского дворов, сведения о которых сохранились в писцовых и лавочных книгах конца XVI века, также в некоторых актовых материалах.
Еще в XVI веке одним из основных торговых центров стал Киев. Через него проходили торговые пути из Польши, Крыма, Турции, Молдавии, Греции, Венгрии и других стран Европы в Московское государство. Для купцов из этих стран устраивались специальные гостиные дворы, очень похожие на новгородские.
В Киеве, у стен Печерского монастыря, существовала гостиница для паломников, на «чумацких шляхтах» и торговых путях Украины сдавались в откуп «корчмы», которые не только вели торговлю хмельными напитками, но и служили пристанищем для приезжих.
- История становлекия и развития гостиничной индустрии мира.
- История становления и развития гостиничного дела в России.
- Исторические этапы развития гостиничной индустрии в Санкт-Петербурге.
- Современное состояние и перспективы развития гостиничной индустрии в России.
- Нормативно-правовое регулирование в сфере гостеприимства.
- Сертификация гостиниц в России: цели, правила и порядок проведения.
- Коллективные средства размещения: примеры и общие требования к ним.
- Гостиницы для делового назначения и для отдыха. Требования, предъявляемые к ним.
- Характеристика специализированных гостиничных предприятий: общие
- История формирования международных гостиничных цепей, их преимущества.
- Международная классификация гостиниц: цель её создания, критерии.
- Известные отельеры и их роль в развитии гостиничной индустрии.
- Классификация гостиничных номеров в Европе и Российской Федерации. Классификация гостиничных номеров
- Международные стандарты обслуживания в гостиничной индустрии.
- Организационная структура гостиничных предприятий: общая характеристика, этапы, примеры.
- Службы гостиничных предприятий, относящиеся к Front of the House (лицо отеля). Содержание их деятельности.
- Службы гостиничных предприятий, относящихся к Heart of the House (сердце отеля). Содержание их деятельности.
- Организация деятельности административно-хозяйственной службы гостиницы.
- Операционный процесс обслуживания: бронирование и аннуляция мест в гостинице.
- Специфика обслуживания vip-гостей, иностранных граждан и корпоративных клиентов.
- Расчет и оплата гостиничных услуг: стоимость услуг, технология проведения.
- Типы помещений и технология выполнения уборочных работ.
- Бесплатные дополнительные услуги в гостиницах, их роль в повышении качества обслуживания.
- Классификация предприятий питания в гостиницах.
- § 1. Ресторан
- § 3. Столовая
- § 4. Кафе
- § 5. Закусочная
- § 6 Другие предприятия общественного питания
- Вопрос 13. Известные отельеры и их роль в развитии гостиничной индустрии.
- Вопрос 14. Классификация гостиничных номеров в Европе и рф.
- Вопрос 15. Международные стандарты обслуживания в гостиничной индустрии.
- Вопрос 16. Организационная структура гостиничных предприятий: общая характеристика, этапы, примеры.
- Вопрос 17. Службы гостиничных предприятий, относящихся к Front of the House (лицо отеля). Содержание их деятельности.
- Вопрос 18. Службы гостиничных предприятий, относящихся к Heart of the House (сердце отеля). Содержание их деятельности.
- Вопрос 19. Организация деятельности административно-хозяйственной службы гостиницы.
- Вопрос 20» Операционный процесс обслуживания: бронирование и аннуляция мест в гостинице.
- Вопрос 22. Специфика обслуживания vip-гостей, иностранных граждан и корпоративных клиентов.
- Вопрос 23. Расчет и оплата гостиничных услуг: стоимость услуг, технология проведения.
- Вопрос 24. Типы помещений и технология выполнения уборочных работ.
- Вопрос 25. Бесплатные дополнительные услуги в гостиницах, их роль в повышении качества обслуживания.
- Вопрос 26. Классификация предприятий питания в гостиницах
- Вопрос 27. Формы и организация обслуживания клиентов на предприятиях питания
- Вопрос 28. Кейтеринг: его виды и сущность процесса
- Вопрос 29. Маркетинг предприятий гостиничного сервиса: основные цели и задачи
- Вопрос 30. Качество предоставления гостиничных услуг и пути его повышения.
- Вопрос 31. Конкурентоспособность гостиничных предприятий: сущность и способы определения
- Вопрос 32. Требования к персоналу гостиничных предприятий. Мотивация персонала.
- Вопрос 33. Обеспечение безопасности в гостиничных комплексах
- Вопрос 34. Техника безопасности и противопожарные мероприятия в гостиницах.