logo search
novikov

4.2.4. Этапы разработки инновационных проектов

Разработка инновационного проекта включает этапы: форми­рование идеи; маркетинговые исследования и разработка параметров конечной цели проекта; определение «дерева целей» и «де­рева работ»; анализ неопределенности и рисков; выбор жизне­способного варианта реализации проекта.

Отправной точкой является появление новой идеи. Формиро­вание инновационной идеи и постановка цели проекта проводят­ся параллельно с маркетинговым исследованием. На этом этапе анализируется экономическая целесообразность внедрения ново­го продукта, степень его коммерческой ценности; изучаются воз­можные потребители, экономические и социальные последствия реализации проекта.

Затем устанавливаются параметры конечной цели инноваци­онного проекта, на основе которых формируются объем и после­довательность действий. Конечная цель структурируется, т. е. раз­бивается на отдельные элементы. В результате создается иерархи­ческая последовательность достижения целей, так называемое «дерево целей». По каждому целевому элементу рассчитываются (устанавливаются) ограничивающие параметры, которые долж­ны быть обязательно выдержаны при реализации проекта. Пост­роенное «дерево целей» на следующем этапе трансформируется в аналогично структурированную систему заданий и мероприятий, так называемое «дерево работ». Если «дерево целей» устанавливает необходимые средства достижения целей проекта, то «дерево ра­бот» определяет пути и способы получения этих средств.

При построении «дерева работ» учитывают возможности суще­ствующей организации производства, традиционной техники и технологии; использования уже выполненных научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских разработок; при необходи­мости планируют новые исследования или приобретение лицен­зий, патентов и других новшеств, созданных другими организа­циями.

Так как выполнение инновационных проектов связано с рис­ком и неопределенностью, обязательно рассматриваются раз­личные варианты реализации проекта. По каждому из них разра­батываются мероприятия, обеспечивающие достижение в уста­новленные сроки поставленных целевых параметров. Наиболее оптимальный вариант выбирается после сравнения рассчитанных показателей эффективности всех имеющихся вариантов с учетом вероятности их реализации.

В период реализации проекта под воздействием внешних и внут­ренних факторов может возникать необходимость изменения рас­четных плановых параметров проекта. Решение об этом принима­ется на основе осуществляемого контроля за реализацией проекта. Проводимый контроль (в заранее определенных точках проекта, через равные промежутки времени или после экспертной оценки степени выполнения работ и готовности проекта) позволяет срав­нить достигнутые результаты с запланированными, выявить отклонения, прогнозировать последствия сложившейся ситуации и осуществить корректирующие действия.

Схема последовательности действий (по Н. М.Авсянникову) при разработке инновационного проекта отображена на рис. 4.2.

Управление инновационными проектами отличается от управ­ления обычными инвестиционными лишь тем, что требует более глубокой оценки рисков и выбора путей их снижения, а также возможным включением этапа венчурного финансирования.

Чтобы принять обоснованное решение, определить объем не­обходимых инвестиций, необходимо экономическое обоснова­ние — бизнес-план. В нем описываются основные аспекты буду­щей инновационной программы, анализируются все проблемы, с которыми можно столкнуться, а также возможные способы их решения. Бизнес-план позволяет оценить и обосновать реализа­цию проекта в условиях конкуренции. Содержание бизнес-плана зависит от характера проекта — относится ли он к сфере услуг или к производственной сфере, а также от масштаба, однако в любом случае он должен давать полное представление о проекте. Обычно бизнес-план включает девять разделов.

1. Вводная часть. Она должна быть краткой и емкой. Пишется после составления плана. Кроме названия, адреса компании, ее

Рис. 4.2. Схема разработки инновационного проекта по Н. М.Авсянникову

организационно-правовой формы, состава участников даются ха­рактеристика проекта, его основные цели, указываются стоимость и потребности в финансировании.

2. Анализ положения дел в области проводимых работ по проекту. В этом разделе дается анализ текущего состояния, тенденций и прогноза развития сферы применения инноваций (туризм, сред­ства размещения). Перечисляются сильные и слабые стороны по­следних новшеств и возможных конкурентов, а также вероятные категории потребителей, на которых рассчитан проект.

3. Сущность предлагаемой программы. Необходимо дать четкое определение и описание нового или усовершенствованного про­дукта (услуга, технология, направление поездок), который будет предложен на рынке, его уникальность или отличительные черты. Следует указать некоторые аспекты необходимых изменений для производства и предоставления этих услуг и возможности их со­вершенствования.

4. Анализ рынка и план маркетинга. В этой части бизнес-плана следует определить рынок или его сегмент, где можно организо­вать успешную реализацию предлагаемого продукта, и предпола­гаемую структуру возможных потребителей услуги. Необходимо оценить конкурентоспособность нового продукта по качеству, цене, каналам реализации и другим показателям, возможностям конкурентов. Указываются также конкретные детали маркетинго­вой стратегии: способы продвижения продукта, рекламы, поли­тика цен и др.

5. Производственный план. Указываются производственные про­цессы, применяемые информационные технологии, необходимое дополнительное оборудование для оснащения рабочих мест, ко­личество новых сотрудников, новых точек продаж и другие воп­росы, связанные с производством и реализацией продукта.

6. Организационный план. Указывается форма собственности ком­пании, приводится ее структура, схема организации продаж про­дукта, количество и квалификация персонала (необходимость его обучения, привлечения консультантов со стороны). Если потре­буется перестройка структуры управления организацией, следует дать обоснование изменений.

7. Оценка степени риска. Объективно излагаются основные ха­рактеристики рисков, связанные с реализацией проекта, нали­чие реальных и возможных потенциальных угроз, представляю­щих опасность для компании, возможности преодоления риско­вых ситуаций.

8. Финансовый план. Важнейшая составная часть бизнес-плана, он включает: планируемые объемы продаж, доходы и издержки, прогноз денежных поступлений и прибыли в ближайшие два-три года, баланс расходов и доходов на первый год, другие показа­тели.

9. Приложения. Включают документы, упоминающиеся в биз­нес-плане или раскрывающие содержание инновационной про­граммы.

Эффективность инновационного проекта обычно оценивается исходя из финансовых, социальных и других выгод, которые по­лучают его участники. Различают коммерческую, бюджетную и народнохозяйственную эффективность. Коммерческая эффектив­ность отражает финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная — финансовые по­следствия осуществления проекта для федерального, региональ­ного и местного бюджетов; народнохозяйственная учитывает за­траты и результаты, связанные с реализацией проекта, для отрас­ли или национальной экономики в целом.