logo search
novikov

4.3. Роль и характер инвестиций в инновационных Процессах

Инновационный процесс невозможен без инвестиционной деятельности, которая включает: маркетинговые исследования; вложение средств с целью сохранения и увеличения капитала; проектирование, строительство, пуск или приобретение готового объекта (при финансовых инвестициях отсутствует); получение прибыли.

Целью инвестиций является получение прибыли от вложенных средств, а целью инноваций — улучшение объекта инвестирования.

В качестве основных источников инвестиций в инновации вы­ступают:

собственные средства предприятий, организаций и объедине­ний;

ассигнования из бюджетов всех уровней и из внебюджетных фондов;

заемные средства организаций, учреждений и частных лиц на финансовом рынке;

иностранные инвестиции.

Основными источниками собственных средств являются амор­тизационные отчисления, прибыль, аккумулированный капитал.

Амортизационные отчисления. Они занимают ведущее место в структуре собственных средств предприятия, прослеживается тен­денция роста их доли, особенно в условиях ускоренной амортизации.

Прибыль. Обычно большая часть прибыли, остающейся в рас­поряжении предприятия, уходит на потребление и только 35 — 45 % идет на накопления.

Аккумулированный капитал. Акционерные предприятия имеют большие потенциальные возможности привлекать инвестицион­ные ресурсы путем дополнительной эмиссии акций.

Решение крупномасштабных научно-технических проблем обес­печивается путем финансирования целевых, комплексных про­грамм, формирования фондов из средств бюджетов всех уровней. Для финансирования инноваций часто привлекаются заемные средства, источниками которых являются банковские и коммер­ческие кредиты, лизинг.

В современных условиях интенсивного научно-технического развития освоение нововведений практически невозможно без инвестиций. Это понимают как частные предприниматели и круп­ные промышленные компании, так и руководители государств, поэтому для содействия внедрению в производство новейших до­стижений науки используются экономические механизмы, позво­ляющие свести к минимуму финансовые риски инвесторов. Од­ним из них является рисковое финансирование нововведений — венчурные инвестиции.

Впервые венчурные инвестиции были осуществлены в США в 1946 г., когда созданная в Бостоне американская корпорация по исследованиям и разработкам профинансировала фирму «ДЭК», ставшую впоследствии одним из крупнейших производителей вычислительной техники.

Венчурный бизнес не только изменил структуру производствен­ных сил общества, но заметно повлиял на сложившиеся произ­водственные отношения.

На авансцену современной экономики вышли малый и сред­ний наукоемкий бизнес и стоящие за ним новые институцио­нальные структуры, обеспечивающие плодотворное объединение новых научных знаний, финансов и методов управления. Это на­шло отражение и в экономической теории, которая в новых мо­делях экономического роста наравне с традиционными фактора­ми производства — трудом (L) и капиталом (К) — выделяет и фактор человеческого капитала (Н).

Венчурное финансирование отличается принципиально от бюд­жетного финансирования и банковского кредитования тем, что капитал инвестируется под перспективную идею без гарантирован­ного обеспечения имеющимся имуществом, сбережениями или прочими активами предпринимателя. Залогом служит приобретение прав на все новации как запатентованные, так и беспатентные (ноу-хау) и, в случае успеха, участие в прибыли венчурных ком­паний.

Еще одно отличие состоит в том, что инвесторы наряду с пред­принимателем активно участвуют в управлении финансируемыми проектами на всех этапах их осуществления. Венчурные инвести­ции чреваты высокой степенью риска, но в то же время, в случае успеха, обеспечивают высокие сверхприбыли. Поэтому инвесторы берут на себя проведение экспертизы бизнес-плана, заботятся о привлечении других инвесторов, размещении акций, помогают

формировать команду высших менеджеров фирмы. Но даже этих усилий часто бывает недостаточно для успешной реализации ин­новационных проектов, немалая часть которых по разным причи­нам завершается неудачно.

Основной организационной формой рискового финансирова­ния является создание венчурных фондов. Такие фонды обычно имеют статус финансового товарищества (партнерства) с огра­ниченной ответственностью. Их участники получают прибыль и несут убытки пропорционально вложенным средствам. Венчурные фонды готовы вкладывать средства в новые наукоемкие разработ­ки даже при высокой степени их неопределенности, поскольку в случае успешного развития событий за короткий срок можно при­умножить вложенный капитал. Венчурное финансирование при­ходит на помощь предпринимателю в случаях, сопряженных с высокой степенью риска и неопределенности, когда отказывают­ся работать традиционные механизмы кредитования. Солидные размеры вознаграждения — это премия за риск и одновременно за высокие профессиональные навыки инвесторов, сумевших рас­познать и вовремя поддержать перспективные проекты.

За последние 20 лет механизм венчурного финансирования превратился в важный элемент национальных инновационных систем большинства развитых стран мира. Основная функция это­го механизма заключается в предоставлении финансовых ресур­сов на осуществление предпринимательских проектов на началь­ных, самых рискованных и трудно прогнозируемых стадиях.

Структура венчурного капитала в разных странах сильно отли­чается, что является следствием особенностей законодательного регулирования и сложившимися нормами в финансовой сфере. Стабильное место среди источников венчурного капитала зани­мают промышленные и торговые корпорации, страховые компании, пенсионные и другие фонды.

Таблица 4.1

Участие партнеров с ограниченной ответственностью в формировании венчурных фондов США (%)

Источник поступления венчурного капитала

Годы

1980

1990

1995

Пенсионные фонды

29,8

52,5

39,2

Корпорации

19,2

6,8

2,0

Страховые компании

13,3

9,3

18,5

Индивидуальные инвесторы

15,4

11,4

17,5

Благотворительные фонды

13,9

12,6

22,7

Иностранные инвесторы

8,3

7,5

. Динамика участия партнеров в венчурных фондах США в 1980—1995 г. показана в табл. 4.1.

Как видно из таблицы, основные структурные изменения были связаны с выходом на лидирующие позиции пенсионных и благо­творительных фондов. Вместе с тем сохранили и даже увеличили свой интерес к участию в венчурном бизнесе страховые компа­нии и индивидуальные инвесторы.

Венчурный капитал в странах Западной Европы пополняется несколько иначе, чем в США. Он растет за счет государственных учреждений, коммерческих банков, университетов и других нети­пичных для США источников. Наиболее характерная особенность стран Западной Европы — высокий удельный вес участия в вен­чурном бизнесе банковских структур (около 30 %), корпораций (более 9 %) и правительственных агентств (примерно 5 %).

Венчурный капитал привлекает высокая норма прибыли при успешном внедрении научно-исследовательских и опытно-конст­рукторских разработок. Но так бывает не всегда. В случае наступле­ния экономического кризиса возможны вложения венчурного ка­питала в менее рискованные сферы деятельности (строительство, производство товаров широкого потребления, здравоохранение и др.).

За прошедшие полвека наблюдалось несколько чередующихся периодов роста и спада интереса к венчурному бизнесу. После очередного циклического спада венчурный бизнес, как правило, выходил на новый качественный уровень роста.

В России первые венчурные фонды появились после достигну­того в 1993 г. соглашения между странами «большой семерки» и Европейским Союзом о поддержке приватизированных российских предприятий. В рамках этого соглашения Европейский банк рекон­струкции и развития (ЕБРР) за три года создал на территории России 11 региональных венчурных фондов, которые должны были инвестировать в частные компании с числом работающих от 200 до 5 000 человек от 300 тыс. до 3 млн долл. США После экономическо­го кризиса 1998 г. многие фонды произвели переоценку стоимости своих вложений, и в результате к весне 1999 г. значительная часть инвесторов продала свои российские проекты либо прекратила инвестиции.

За последние годы в России произошли определенные перемены. По данным Российской ассоциации прямого и венчурного инве­стирования (РАВИ), в 1999—2004 гг. число инвестиционных фон­дов выросло с 11 до 50, а общий объем венчурных и приравнен­ных к ним прямых инвестиций в российские компании в 1994 — 2004 гг. составил около 2,5 млрд долл. США. Основная доля вложе­ний приходится на отрасли, которые отличаются понятными для инвесторов перспективами. Поэтому в высокотехнологичный сек­тор российской экономики было направлено не более 3—5 % от общей суммы прямых инвестиций. Распределение венчурных ин­вестиций приведено ниже.

Распределение венчурных инвестиций в России в 1994-2001 гг.

Наименование сферы Инвестиции, %

Пищевая...........................................................27

Телекоммуникации.........................................25

Медицина и фармацевтика..............................9

Строительство и стройматериалы...................8

Потребительские товары и услуги..................8

Туризм и развлечения......................................6

Упаковка............................................................5

Промышленное производство.........................3

Нефтегазовая и добывающая...........................3

Транспорт.......................................................... 2

Финансы............................................................1

Полиграфическая..............................................1

Прочие...............................................................2

Как видно из таблицы, приоритетом у венчурных инвесторов пользуются пищевая сфера и телекоммуникации. Остальные от­расли привлекают значительно меньше средств.

Важным условием развития национального венчурного бизне­са является наличие достаточного количества инновационных ком­паний, ориентированных на привлечение инвестиций. Несмотря на значительный научно-технический потенциал российских ре­гионов, инвестиции имеют тенденцию к сосредоточению в Мос­кве и Санкт-Петербурге, что видно из следующих данных.

Удельный вес инновационных компаний по федеральным округам

Федеральный округ Компании, %

Санкт-Петербург............................................. 42

Москва.............................................................28

Приволжский...................................................14

Центральный.....................„..............................4

Северо-Западный..............................................4

Сибирский.........................................................4

Уральский..........................................................2

Южный...............................................................1

Дальневосточный..............................................I

В России пока нет достаточного числа компаний, обладающих потенциалом роста и способных стать привлекательным объектом для вложения венчурного капитала. Практически все действую­щие у нас в стране фонды предпочитают вкладывать средства не на начальной стадии развития компании, а на более поздних эта­пах. Инновационных компаний не так много, а растить их в тече­ние 8 — 10 лет ни западный, ни российский капитал не готовы. До сих пор остаются нерешенными проблемы, с которыми сталкива­ются и малые компании (отсутствие профессионального менедж­мента, неравенство допуска компаний к источникам венчурных инвестиций, недооценка привлекательности венчурного капита­ла), и фонды (недостаток объектов для инвестиций, нехватка ме­неджеров, понимающих специфику осуществления инвестиций в высокотехнологичный бизнес).

С целью привлечения венчурных инвестиций в 2005 г. в различ­ных регионах России впервые с участием государства создано 7 вен­чурных фондов. Предусмотрен общий объем инвестиций в эти фонды в размере 2 млрд руб., в том числе по 500 млн руб. из средств федерального и региональных бюджетов и 1 млрд руб. — частных компаний. Будут создаваться закрытые паевые инвести­ционные фонды для коммерциализации инновационных техно­логий, помощи в создании, продвижении на рынок проектов, нужных государству.

На рост инвестиций в инновационные процессы, в том числе в сфере туризма, может положительно повлиять принятый в июле 2005 г. Федеральный закон «О концессионных соглашениях», рег­ламентирующий привлечение инвестиций в экономику Россий­ской Федерации, эффективное использование имущества, нахо­дящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений.

В России появились необходимые правовые условия государ­ственно-частного партнерства, прозрачные и понятные для зару­бежных инвесторов «правила игры». Привлекая средства частных инвесторов, государство тем самым может использовать и пере­довые управленческие технологии, кадровые и организационные ресурсы бизнеса.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать опреде­ленное этим соглашением недвижимое имущество (объект кон­цессионного соглашения), право собственности на которое при­надлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Концедент обязуется предо­ставить концессионеру на срок, установленный этим соглашени­ем, права владения и пользования объектом концессионного со­глашения для осуществления этой деятельности. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением.

Сторонами концессионного соглашения являются:

концедент — Российская Федерация, от имени которой вы­ступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени кото­рого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

концессионер — индивидуальный предприниматель, россий­ское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарище­ства (договору о совместной деятельности) два или более указан­ных юридических лица.

Объектами концессионного соглашения являются автомобиль­ные дороги, железнодорожный, морской и речной транспорт, а также объекты, используемые для осуществления лечебно-про­филактической организации отдыха и туризма, спортивно-оздо­ровительного и социально-бытового назначения.