logo search
Экономика туризма лекции

Анализ финансовой устойчивости

После общей характеристики финансового состояния туристского предприятия и определения его изменения за отчетный период следующей важной задачей анализа является исследование финансовой устойчивости. Понятие финансовой устойчивости тесно связано с перспективной платежеспособностью предприятия и предполагает стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы, поэтому этот показатель интересует внешних субъектов анализа, в том числе кредиторов.

Производство туристского продукта (и его расширение) в условиях современной рыночной экономики невозможно только за счет собственных средств. Следовательно, необходимо привлечение заемных средств. Главная задача при этом состоит в обеспечении финансовой независимости от внешних источников. Поэтому финансовая устойчивость характеризуется в долгосрочном плане соотношением собственных и заемных средств. Значимость этой финансовой пропорции настолько велика, что некоторые специалисты называющее периодом финансовой устойчивости предприятия. Чем большая часть оборотных активов обеспечена собственными финансовыми ресурсами, тем увереннее предприятие противостоит воздействию негативных факторов внешней финансовой среды.

Анализируемые нами туристские предприятия обеспечены собственными оборотными средствами на уровне 15—20 %. Показатель обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами выступает согласно действующему законодательству вторым критерием банкротства. Минимально допустимое значение этого показателя — 10 %. Однако его предельное значение не может служить надежным ориентиром достаточной финансовой информации. Из сущности финансов как экономической категории следует, что бесперебойность производственной деятельности возможна при условии обеспеченности ее определенным количеством запасов и своевременной оплаты произведенных затрат. Обеспеченность запасов и затрат источниками финансирования составляет сущность финансовой устойчивости туристского предприятия, а платежеспособность выступает ее внешним проявлением. В то же время степень обеспеченности запасов и затрат источником финансирования есть причина той или иной степени платежности или неплатежности. На этих предположениях базируется тест оценки финансового состояния предприятия, который широко применяется в мировой финансовой практике:

1. По данным баланса предприятия определяются:

а) излишек или недостаток собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат (итог раздела П актива баланса);

б) излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат;

в) излишек или недостаток общей величины источников для формирования запасов и затрат.

2. Полученные данные сравниваются со стандартными ситуациями.

В теории финансов принято различать четыре стандартные ситуации финансовой устойчивости предприятия в зависимости от значений параметров а, б, в.

1. Абсолютная устойчивость финансового состояния (встречается редко и представляет собой крайний тип финансовой устойчивости). Она задается следующими условиями:

а> 0; б > 0; в > 0.

2. Нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая его платежеспособность при

а <0; б > 0; в > 0.

3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств п увеличения собственных оборотных средств, если

а<0; б <0; в > 0.

4. При котором предприятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуаций денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность предприятия не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд

а <0; б <0; в <0,

Туристскому предприятию соответствуют финансовые параметры третьей стандартной ситуации, свидетельствующие о неустойчивом финансовом состоянии. Таким образом, туристское предприятие в состоянии без особых усилий существенно улучшить свое финансовое положение, оптимизировав структуру пассивов в ситуациях, задаваемых последними двумя условиями, а также путем обоснованного снижения уровня затрат.

В настоящее время многие туристские предприятия находятся в кризисном состоянии. Запасы и затраты превышают источники их формирования. Недостаток оборотных средств покрывается за счет кредиторской задолженности, обязательств перед бюджетом, по оплате труда и т.д. Кроме этого, финансовые службы предприятий в основной своей массе не отвечают современным требованиям финансового менеджмента, вследствие чего налицо низкий уровень контроля (или его отсутствие) за финансовым положением на предприятии. Это так называемые внутренние факторы. Но нельзя отрицать важность и значение воздействия на финансовое благосостояние туристских предприятий внешней среды или внешних факторов, среди которых — государственная налоговая политика, амортизационная политика, уровень инфляции и т.д. С этой точки зрения устойчивость— процесс противодействия предприятий негативным внешним обстоятельствам, реакция на внешние факторы, выводящие их из состояния равновесия. Управление предприятием, руководствуясь принципом обратной связи, активно реагирует на изменения внешних и внутренних факторов.

Финансовая устойчивость – это состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может остаться неизменным, либо улучшиться, либо ухудшиться. Поток хозяйственных операций, совершаемых ежедневно, является как бы измерителем определенного состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предельных границ источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости. Этого можно добиться с помощью расчета определенных коэффициентов.

Финансовые коэффициенты рыночной устойчивости во многом базируются на показателях рентабельности, эффективности управления и деловой активности. Одной из важнейших характеристик устойчивости финансового состояния предприятия является коэффициент автономии, равный доле источников средств в общем итоге баланса. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижении риска финансовых затруднений в будущей. Коэффициент автономии дополняет коэффициент соотношения заемных и собственных средств, обратно пропорциональный коэффициенту автономии. Этот коэффициент показывает, сколько заемных средств привлечено на рубль собственных. Его рост сигнализирует об усилении зависимости предприятия от внешних источников, утрате финансовой устойчивости. Если значение коэффициента превышает единицу, то это свидетельствует о потере финансовой устойчивости. Однако ситуация может нивелироваться при условии высокого значения коэффициента оборачиваемости оборотных средств.

К показателям структуры капитала, отражающим определенные тенденции в изменении структуры отдельных групп источников, относится коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, равный отношению долгосрочных кредитов и заемных средств к сумме источников собственных средств предприятия и долгосрочных кредитов и займов. Рост этого показателя в динамике отражает негативную тенденцию, означающую, что предприятие все больше и больше зависит от внешних инвесторов.

Существенной характеристикой устойчивости финансового состояния является коэффициент маневренности м), который равен

где ОК — оборотный капитал; СС — собственные средства (итог р. I пассива баланса).

Данный коэффициент показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокие значения коэффициента маневренности положительно характеризуют финансовое состояние, однако каких-либо устоявшихся в практике значений показателя не существует. В качестве оптимальной величины коэффициента в специальной литературе рекомендуется его величина, равная 0,5.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений с.д.в.) — показатель, логика расчета которого основана на предположении, что долгосрочные ссуды и займы используются для финансирования основных средств и других капитальных вложений:

где ФОд. — долгосрочные обязательства; ОС — основные средства; ВА — прочие внеоборотные активы.

Коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами.

Способность предприятия оплатить проценты по кредиту может быть охарактеризована коэффициентом процентов по кредиту п.к.)

где ЧП — чистая прибыль; Н — налоги; ПК — проценты по кредитам; — сумма уплаченных процентов.

Изучение рассмотренных коэффициентов за несколько отчетных периодов позволит определить тенденции финансовой устойчивости.

Приведенный перечень коэффициентов и показателей не является исчерпывающим и может быть дополнен. Главное не в их количестве, а в точности анализа: показатели отражают истинное положение дел лишь тогда, когда исходные данные очищены от всех искажений. Одним из существенных факторов, оказывающих искажающее влияние на отчетные данные, является инфляция. В условиях инфляции результативные показатели в значительной степени зависят от выбора методов учета. В инфляционной среде осложнена процедура принятия управленческих решений финансового характера. Так, при планировании в расчетах необходимо руководствоваться следующими принципами:

Таким образом, финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием. Он позволяет определить, насколько устойчиво предприятие, способно ли оно своевременно расплатиться со своими кредиторами, какую прибыль получило и за счет чего. Финансовое состояние предприятия связано со всеми сторонами его хозяйственной деятельности, поэтому при анализе необходимо изучить все уровни — управления, организационный и материально-технический, организации производства и реализации туристских продуктов, а также взаимоотношений с партнерами, потребителями, банками, бюджетом.

Анализ финансового состояния туристского предприятия осуществляется по определенной методике, которая основывается на расчете системы показателей.