Анализ финансовой устойчивости
После общей характеристики финансового состояния туристского предприятия и определения его изменения за отчетный период следующей важной задачей анализа является исследование финансовой устойчивости. Понятие финансовой устойчивости тесно связано с перспективной платежеспособностью предприятия и предполагает стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы, поэтому этот показатель интересует внешних субъектов анализа, в том числе кредиторов.
Производство туристского продукта (и его расширение) в условиях современной рыночной экономики невозможно только за счет собственных средств. Следовательно, необходимо привлечение заемных средств. Главная задача при этом состоит в обеспечении финансовой независимости от внешних источников. Поэтому финансовая устойчивость характеризуется в долгосрочном плане соотношением собственных и заемных средств. Значимость этой финансовой пропорции настолько велика, что некоторые специалисты называющее периодом финансовой устойчивости предприятия. Чем большая часть оборотных активов обеспечена собственными финансовыми ресурсами, тем увереннее предприятие противостоит воздействию негативных факторов внешней финансовой среды.
Анализируемые нами туристские предприятия обеспечены собственными оборотными средствами на уровне 15—20 %. Показатель обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами выступает согласно действующему законодательству вторым критерием банкротства. Минимально допустимое значение этого показателя — 10 %. Однако его предельное значение не может служить надежным ориентиром достаточной финансовой информации. Из сущности финансов как экономической категории следует, что бесперебойность производственной деятельности возможна при условии обеспеченности ее определенным количеством запасов и своевременной оплаты произведенных затрат. Обеспеченность запасов и затрат источниками финансирования составляет сущность финансовой устойчивости туристского предприятия, а платежеспособность выступает ее внешним проявлением. В то же время степень обеспеченности запасов и затрат источником финансирования есть причина той или иной степени платежности или неплатежности. На этих предположениях базируется тест оценки финансового состояния предприятия, который широко применяется в мировой финансовой практике:
1. По данным баланса предприятия определяются:
а) излишек или недостаток собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат (итог раздела П актива баланса);
б) излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат;
в) излишек или недостаток общей величины источников для формирования запасов и затрат.
2. Полученные данные сравниваются со стандартными ситуациями.
В теории финансов принято различать четыре стандартные ситуации финансовой устойчивости предприятия в зависимости от значений параметров а, б, в.
1. Абсолютная устойчивость финансового состояния (встречается редко и представляет собой крайний тип финансовой устойчивости). Она задается следующими условиями:
а> 0; б > 0; в > 0.
2. Нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая его платежеспособность при
а <0; б > 0; в > 0.
3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств п увеличения собственных оборотных средств, если
а<0; б <0; в > 0.
4. При котором предприятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуаций денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность предприятия не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд
а <0; б <0; в <0,
Туристскому предприятию соответствуют финансовые параметры третьей стандартной ситуации, свидетельствующие о неустойчивом финансовом состоянии. Таким образом, туристское предприятие в состоянии без особых усилий существенно улучшить свое финансовое положение, оптимизировав структуру пассивов в ситуациях, задаваемых последними двумя условиями, а также путем обоснованного снижения уровня затрат.
В настоящее время многие туристские предприятия находятся в кризисном состоянии. Запасы и затраты превышают источники их формирования. Недостаток оборотных средств покрывается за счет кредиторской задолженности, обязательств перед бюджетом, по оплате труда и т.д. Кроме этого, финансовые службы предприятий в основной своей массе не отвечают современным требованиям финансового менеджмента, вследствие чего налицо низкий уровень контроля (или его отсутствие) за финансовым положением на предприятии. Это так называемые внутренние факторы. Но нельзя отрицать важность и значение воздействия на финансовое благосостояние туристских предприятий внешней среды или внешних факторов, среди которых — государственная налоговая политика, амортизационная политика, уровень инфляции и т.д. С этой точки зрения устойчивость— процесс противодействия предприятий негативным внешним обстоятельствам, реакция на внешние факторы, выводящие их из состояния равновесия. Управление предприятием, руководствуясь принципом обратной связи, активно реагирует на изменения внешних и внутренних факторов.
Финансовая устойчивость – это состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может остаться неизменным, либо улучшиться, либо ухудшиться. Поток хозяйственных операций, совершаемых ежедневно, является как бы измерителем определенного состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предельных границ источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости. Этого можно добиться с помощью расчета определенных коэффициентов.
Финансовые коэффициенты рыночной устойчивости во многом базируются на показателях рентабельности, эффективности управления и деловой активности. Одной из важнейших характеристик устойчивости финансового состояния предприятия является коэффициент автономии, равный доле источников средств в общем итоге баланса. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижении риска финансовых затруднений в будущей. Коэффициент автономии дополняет коэффициент соотношения заемных и собственных средств, обратно пропорциональный коэффициенту автономии. Этот коэффициент показывает, сколько заемных средств привлечено на рубль собственных. Его рост сигнализирует об усилении зависимости предприятия от внешних источников, утрате финансовой устойчивости. Если значение коэффициента превышает единицу, то это свидетельствует о потере финансовой устойчивости. Однако ситуация может нивелироваться при условии высокого значения коэффициента оборачиваемости оборотных средств.
К показателям структуры капитала, отражающим определенные тенденции в изменении структуры отдельных групп источников, относится коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, равный отношению долгосрочных кредитов и заемных средств к сумме источников собственных средств предприятия и долгосрочных кредитов и займов. Рост этого показателя в динамике отражает негативную тенденцию, означающую, что предприятие все больше и больше зависит от внешних инвесторов.
Существенной характеристикой устойчивости финансового состояния является коэффициент маневренности (К м), который равен
где ОК — оборотный капитал; СС — собственные средства (итог р. I пассива баланса).
Данный коэффициент показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокие значения коэффициента маневренности положительно характеризуют финансовое состояние, однако каких-либо устоявшихся в практике значений показателя не существует. В качестве оптимальной величины коэффициента в специальной литературе рекомендуется его величина, равная 0,5.
Коэффициент структуры долгосрочных вложений (Кс.д.в.) — показатель, логика расчета которого основана на предположении, что долгосрочные ссуды и займы используются для финансирования основных средств и других капитальных вложений:
где ФОд. — долгосрочные обязательства; ОС — основные средства; ВА — прочие внеоборотные активы.
Коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами.
Способность предприятия оплатить проценты по кредиту может быть охарактеризована коэффициентом процентов по кредиту (Кп.к.)
где ЧП — чистая прибыль; Н — налоги; ПК — проценты по кредитам; — сумма уплаченных процентов.
Изучение рассмотренных коэффициентов за несколько отчетных периодов позволит определить тенденции финансовой устойчивости.
Приведенный перечень коэффициентов и показателей не является исчерпывающим и может быть дополнен. Главное не в их количестве, а в точности анализа: показатели отражают истинное положение дел лишь тогда, когда исходные данные очищены от всех искажений. Одним из существенных факторов, оказывающих искажающее влияние на отчетные данные, является инфляция. В условиях инфляции результативные показатели в значительной степени зависят от выбора методов учета. В инфляционной среде осложнена процедура принятия управленческих решений финансового характера. Так, при планировании в расчетах необходимо руководствоваться следующими принципами:
применять модифицированный коэффициент дисконтирования, содержащий поправку на прогнозируемый уровень инфляции;
при прочих равных условиях отдавать предпочтение проектам с более коротким сроком реализации.
Таким образом, финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием. Он позволяет определить, насколько устойчиво предприятие, способно ли оно своевременно расплатиться со своими кредиторами, какую прибыль получило и за счет чего. Финансовое состояние предприятия связано со всеми сторонами его хозяйственной деятельности, поэтому при анализе необходимо изучить все уровни — управления, организационный и материально-технический, организации производства и реализации туристских продуктов, а также взаимоотношений с партнерами, потребителями, банками, бюджетом.
Анализ финансового состояния туристского предприятия осуществляется по определенной методике, которая основывается на расчете системы показателей.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия