logo search
программа ГЭК АФК

Средства и методы, используемые для формирования физиче­ской культуры человека

Понятие о средствах, их классификационная характеристика.

Физические упражнения - основное специфическое средство при реше­нии задач в области физической культуры. Суть и основные признаки физиче­ских упражнений.

Понятие о содержании и форме физических упражнений. Содержание физического упражнения как совокупность составляющих действий, регуляторных и других процессов, определяющих его воздействие на занимающегося. Форма физического упражнения как способ его выполнения, характеризую­щийся внешней и внутренней структурой. Диалектика формы и содержания фи­зического упражнения.

Классификация физических упражнений и ее значение. Примеры наибо­лее распространенных классификаций в теории и практике физкультурно-спортивной деятельности.

Эффект физических упражнений (ближайший, отставленный, кумулятив­ный). Зависимость эффекта физических упражнений от состояния занимаю­щихся и различных условий их применения.

Понятия «техника физических упражнений» и «спортивная техника». Эталон и стандарт техники движений. Типовая и персональная индивидуализа­ция техники. Стиль и манера техники исполнения физических упражнений. Классификация техники, ее общая характеристика. Системно-структурный подход при анализе техники двигательных действий. Основа техники движе­ний, ее главное звено и детали. Кинематические, динамические и ритмические характеристики техники двигательных действий. Обобщенные (качественные) характеристики двигательных действий.

Оздоровительные факторы природной среды и гигиенические условия как средство воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособ­ность человека.

Значение естественных факторов внешней среды (солнечная радиация, воздушная и водная среда, средне- и высокогорье) для закаливания и оздоров­ления человека.

Соблюдение гигиенических норм и требований к рациональному режиму жизни и условиям занятий как факторы повышения работоспособности и опти­мизации восстановительных процессов.

Роль вербальных (речевых), наглядных (сенсорных), материально-технических и других средств в педагогическом процессе.

Характеристика понятий «метод», «методический прием», «методика», «методическое направление», «методический подход».

Проблема классификации методов в теории физической культуры.

Состав методов физических упражнений, их систематика и ведущая роль при формировании двигательных умений, двигательных навыков и повышении функциональных возможностей организма занимающихся.

Структурные основы методов физических упражнений (нагрузка и отдых как составляющие компоненты методов упражнения; способы регламентации двигательной деятельности и подходы к освоению движений).

Методы целостного и расчлененного упражнения, их назначение, разно­видности и особенности применения. Методы равномерного, переменного, по­вторного и интервального упражнения, их назначение и разновидности. Игро­вой и соревновательный методы, их специфические черты. Круговая трениров­ка как организационно-методическая форма занятий.

Характеристика методов словесного, наглядного воздействия. Особенно­сти использования методов идеомоторного и психорегулирующего упражне­ния.

Методы организации учебно-воспитательной деятельности занимающих­ся.

Общие требования к выбору и применению методов: научная обоснован­ность; соответствие принципам и поставленным задачам обучения, воспитания и развития, специфике учебного материала, индивидуальным особенностям за­нимающихся, возможностям педагога, условиям занятий.