Задачи и средства адаптивной физической культуры
Главная группа задач адаптивной физической культуры - коррекционные, компенсаторные и профилактические. Задачи коррекции основного дефекта (сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, соматических функциональных систем и др.), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом и сопутствующими заболеваниями. Задачи компенсации функций организма в случае невозможности коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений. Задачи профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений при наличии тех или иных дефектов. Адаптация традиционной группы задач физической культуры - образовательных, воспитательных, оздоровительных - для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп. Физическое упражнение - основное средство адаптивной физической культуры. Классификация физических упражнений. Естественно-средовые и гигиенические факторы в адаптивной физической культуре. Общепедагогические и другие средства и методы в АФК (вербальные, идеомоторные и психорегулирующие, наглядные, технические и др.). Средства коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения речи, эмоционально-волевой сферы, зрения, слуха, соматических заболеваний и др. Средства коррекции двигательной сферы и основных, жизненно и профессионально важных двигательных действий: осанки, плоскостопия, телосложения; ходьбы, бега, прыжков, лазанья и перелезания, метаний и мелкой моторики; расслабления, согласованности движений, ориентировки в пространстве и во времени; дифференцировки усилий, пространства, времени; равновесия; быстроты реагирования на изменяющиеся условия, дифференцировки тактильных ощущений, устойчивости к вестибулярным раздражителям и др. Сюжетные и подвижные игры - важнейший компонент содержания адаптивной физической культуры. Классификация сюжетных и подвижных игр. Игры, интегрирующие двигательную активность и деятельность, характерную для других учебных дисциплин; с элементами математических представлений, с речевой деятельностью, с информацией об окружающем мире, с представлениями о частях тела, о направлениях движения. Телесно-ориентированные средства сказкотерапии, игротерапии, формо-коррекционной ритмопластики и др.
- Федеральное агентство по образованию
- Тольяттинский государственный университет Факультет физической культуры и спорта
- Раздел 1. Теория и методика физической культуры и спорта 7
- Блок 1.
- Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Раздел 1. Теория и методика физической культуры и спорта
- Исходные понятия, предмет и проблематика курса
- Методологические предпосылки и методы исследования
- Физическая культура как вид культуры
- Цель, задачи и общие принципы функционирования системы физической культуры в обществе
- Средства и методы, используемые для формирования физической культуры человека
- Общепедагогические и специфические принципы занятий физическими упражнениями
- Обучение двигательным действиям
- Развитие физических способностей
- Пути направленного воздействия в процессе занятий физическими упражнениями на осанку и некоторые компоненты и пропорции телосложения
- Воспитание личностных качеств занимающихся в процессе физкультурных занятий
- Формы построения занятий физическими упражнениями
- Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями
- Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- Физическая культура в средних профессиональных образовательных учреждениях
- Физическая культура студенческой молодежи
- Физическая культура людей молодого и зрелого возраста
- Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста
- Сущность спорта, его роль, формы и условия функционирования в обществе
- Спортивные результаты
- Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсменов
- Цель, задачи, средства, методы и основные принципы спортивной подготовки
- Основные разделы и стороны подготовки спортсмена в процессе тренировки
- Структура и методика построения подготовки спортсменов
- Ориентация и отбор спортсменов в системе многолетней подготовки
- Планирование, контроль и учет в подготовке спортсменов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Теория и организация адаптивной физической культуры Введение в специальность адаптивная физическая культура
- Основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область, социальной практики
- Основные виды адаптивной физической культуры
- Характеристика объекта педагогических воздействий в адаптивной физической культуре
- Становление и развитие адаптивной физической культуры (адаптивной физической активности, спорта инвалидов, рекреативного направления адаптивной двигательной активности) за рубежом
- Становление и развитие адаптивной физической культуры в нашей стране
- Спортсмены России в мировом спортивном движении инвалидов
- Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом
- Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Организация адаптивного спорта
- Организация адаптивной двигательной рекреации
- Организация физической реабилитации
- Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры
- Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры.
- Функции адаптивной физической культуры
- Принципы адаптивной физической культуры
- Задачи и средства адаптивной физической культуры
- Методы адаптивной физической культуры
- Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре
- Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогический) контроль за состоянием занимающихся
- Рекомендуемая литература
- Блок 2. Медико-биологические дисциплины
- Раздел 1. Анатомия и физиология человека Общая анатомия и физиология нервной системы
- Рефлекторная деятельность нервной системы.
- Частная физиология центральной и периферической нервной системы
- Сенсорные системы организма (анализаторы)
- Высшая нервная деятельность (внд)
- Физиология опорно-двигательного аппарата
- Обмен веществ и энергии
- Пищеварение
- Терморегуляция
- Система крови
- Сердечно-сосудистая система
- Системы дыхания
- Выделение
- Внутренняя секреция
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Биохимия физического воспитания и спорта Физиологические закономерности формирования двигательных навыков.
- Физиологическая классификация физических упражнений
- Физиологическая и биохимическая характеристика предстартовых состояний, разминки, врабатывания и устойчивого состояния
- Физиологическая и биохимическая характеристика утомления и восстановления организма после мышечной работы
- Физиологическая и биохимическая характеристика спортивной тренировки
- Возрастные особенности организма детей, подростков и физиологические основы организации занятий физической культурой и спортом
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Врачебный контроль. Лфк и массаж
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Физическая реабилитация
- Общие основы лечебной физической культуры и массажа.
- Травматология и ортопедия
- Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварительной системы
- Общие методические принципы использования физических упражнений при заболеваниях органов дыхания
- Механизмы лечебного действия физических упражнений при расстройствах обмена веществ.
- Рекомендуемая литература
- Блок 3.
- Раздел 2. Психология болезни и инвалидности
- Механизмы психологической защиты.
- Проблемы суицидального поведения.
- Формирование первичных навыков работы с проблемной личностью.
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Возрастная психопатология и психоконсультирование Общая психопатология
- Методы исследования в психиатрии
- Симптомы и синдромы психических расстройств
- Классификация психических заболеваний
- Организация психиатрической помощи в россии
- Частная психиатрия Шизофрения и маниакально - депрессивный психоз
- Реактивные психозы.
- Психопрофилактика
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Специальная педагогика Предмет и задачи специальной педагогики
- История становления специальной педагогики
- Основные понятия специальной педагогики
- Раздел 2. Теория и организация адаптивной физической культуры