logo
программа ГЭК АФК

Блок 3.

Психолого-педагогические дисциплины

Раздел 1. Специальная психология

Предмет задачи и методы специальной психологии

Характеристика объекта специальной психологии. Понятие об аномальном ребенке и аномальном развитии. Причины определяющие, отклонения в психическом развитии. Связь специальной психологии с другими науками.

Основные методы специальной психологии

Наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование и др. Специфика использования методов, диагностических и обучающих методик в специальной психологии.

Классификация психического дизонтогенеза

Классификация В.В Лебединского:

Классификация МКБ – 10.

Основные понятия специальной психологии

Понятие о дефекте и его структуре. Первичный и вторичный дефект. Врожденные и приобретенные аномалии. Комбинированный (сочетанный) дефект. Учение Л.С.Выготского об аномальном развитии.

Компенсация и ее физиологические основы.

Особенности функциональных состояний ВНД при сенсорных и интеллектуальных нарушениях. Бисоциальная природа компенсаторного приспособления. Понятие о коррекции вторичных отклонений при различных нарушениях.

Понятия адаптации.

Виды и типы дезадаптации. Связь понятий компенсации и адаптации. Теория А.Адлера о сверхкомпенсации.

Взаимосвязь процессов коррекции и компенсациипри абилитации, реабилитации и интеграции лиц с нарушениями сенсорной и интеллектуальной сферы.

Общие и частные закономерности аномального развития

Взаимосвязь первичных и вторичных отклонений в структуре дефекта, обуславливающих аномальное развитие. Соотношение биологических, социальных и аномальных факторов в психическом развитии детей с проблемами.

Характеристики аномального развития

Проблема изучения самосознания в современной психологии. Понятие «Я - концепции». Связь «Я - концепции» и проблемы самосознания у детей, имеющих нарушения психофизического развития. 5 уровней формирования сознания (по теории А.Е.Личко). Понятие схемы тела. Образы внешнего и физического «Я» ребенка. Аутопластическая или внутренняя картина болезни. Функциональная и онтогенетическая модель внутренней картины болезни.

Проблема депривации

Понятие сенсорной депривации. Влияние сенсорной депривации на различные структурные компоненты психики. Понятие социальной депривации, ее влияние на развитие ребенка. Возможности профилактики и коррекции негативных последствий социальной депривации. Теория привязанности. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.

Психотерапия как метод работы

Определение понятия психотерапия. Различные формы психотерапии. Логотерапия В. Франкла. Игротерапия как действенный метод работы с «особыми» детьми. Применение сказкотерапии в работе с детьми, имеющими проблемы в психофизическом развитии.

Психология семьи, воспитывающей ребенка – инвалида

Понятие семьи. Функции, структура и динамика семьи. Семья как важный фактор развития ребенка. Типы воспитания в семье. Особенности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Нарушение жизнедеятельности семьи.

Закономерности психического развития слепых и слабовидящих

Роль зрения в жизнедеятельности человека. Нарушения ориентировочной и коммуникативной деятельности. Количественные и качественные изменения в процессе психической деятельности у слепых и слабовидящих. Дефекты, сопутствующие слепоте. Понятия тотальной и частичной слепоты. Слабовидящие. Рано - и поздноослепшие. Основные причины нарушения зрительного анализатора. Формирование субъективной картины дефекта и отношение личности к собственному дефекту.

Общая характеристика детей со слуховой депривацией

Классификация нарушений слуха. Причины стойких нарушений слуха у детей. Различия в развитии слышащего и глухого ребенка, начиная с младенчества. Специфические средства общения глухих. Сопутствующие заболевания при тугоухости. Роль речи в формировании личности ребенка с дефектом слуха. Возможности и условия полноценности развития личности глухих и слабослышащих. Индивидуально-психологические особенности личности детей с дефектом слуха.

Психолого–медико-педагогическая характеристика

детского церебрального паралича.

Системная модель моторного контроля. Этиология и патогенез детского церебрального паралича (ДЦП). Общая характеристика детей с ДЦП. Отличия развития в онтогенезе детей с ДЦП и нормально развивающихся детей. Особенности структуры двигательных нарушений. Характеристика речевых расстройств. Особенности познавательной деятельности детей с ДЦП.

Общая характеристика умственной отсталости.

Понятие умственной отсталости. Этиология и патогенез умственной отсталости. Классификации умственной отсталости. Характеристика личности умственно отсталого ребенка. Особенности познавательной деятельности, памяти и внимания при умственной отсталости. Особенности эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей. Особенности двигательного анализатора при умственной отсталости.

Развитие познавательных процессов при умственной отсталости

Познавательная деятельность у умственно отсталых. Характеристика общих и специфических закономерностей познавательной деятельности при нарушениях интеллекта. Особенности произвольного внимания. Развитие внимания при умственной отсталости. Особенности мышления при умственной отсталости. Соотношение речи и мышления.

Характеристика детей с задержкой психического развития

Классификация задержек психического развития (ЗПР);

Общее состояние психических процессов у детей с ЗПР. Причины ЗПР у детей. Динамика соотношения детей с проблемами в развитии с нормально развивающимися детьми.

Ранний детский аутизм

Понятие аутизма. Классификация нарушений при раннем детском аутизме (РДА). Причины аутизма. Клинико-психолого-педагогическая характеристика РДА. Особенности и динамика развития при аутизме. Виды помощи людям с РДА. Классификация МКБ -10. Мифы об аутизме. Методы работы с аутичными детьми.

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения развития

Нетрадиционные формы работы с аномальными детьми. Кэпхильское движение. Интеграционное обучение детей с проблемами в развитии.

Рекомендуемая литература

а) основная:

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии М., 1994.

2. Лебединский ВВ. Нарушения психического развития у детей. - М.: МГУ, 1985.

3. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский , Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского.- 2-ое изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005, - 464 с.

4. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.; Академический Проект, 2006. – 182 с.

5. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М.Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. – 216 с.

б) дополнительная:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М,: Прогресс, 1996.

2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982.

3. Баскакова Н.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М., 1982,

4. Вайэман НП. Психомоторика умственно отсталых детей. - М., 1997.

5. Васерман ЛИ. Методы нейропсихологической диагностики: Практическое руководство / Васерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. - СПб., 1997.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - В 6-ти тт. - М.: Педагогика, 1983.

7. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. - М., 1996.

8. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. - М., 1956.

9. Выготский Л.С. Слепой ребенок. - Собр. соч. - М., 1983. - Т. 5.

10. Гозова А.П. Изучение психического развития аномальных детей / Гозона АП., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. - М., 1983.

11. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Шипицына Л.М. - СП6.: МУСиР, 1997.

12. Забрамная СД. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, 1995.

13. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. - М., 1956.

14. Зинкевич-Евстигнеева ТД. Как помочь особому ребенку / Зинкевич - Евстигнеева ТД., Нисневич ЛА. - СП6., 1998.

15. Дети с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского и др. - М., 1984.

16. Иванов Е.С. Что такое умственная отсталость: Руководство для родителей / Иванов Е.С., Исаев Д.Н. - СП6.: ИСПиП МУСиР, 2000.

17. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - СП6, 1996.

18. Кабанов М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. - М., 1983.

19. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981.

20. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / IIод науч. рук. Л.М. Шипицыной, Е.С. Иванова. - СП6., 2000.

21. Лангмейер АГ. Психлческая депривация в детском возрасте / Ладгмейер А.Г., Матейчик 3. - Прага, 1984.

22. Личко А.Е. Психопатии и акгдентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983.

23. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М., 1985.

24. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции и действий у детей в норме и патологии. - М.: Педагогика, 1983.