logo
программа ГЭК АФК

Раздел 2. Теория и организация адаптивной физической культуры

  1. Цель, задачи и основные функции АФК в обществе.

  2. Роль и место адаптивной физической культуры в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

  3. Понятие адаптивной физической культуры. Ее общность с физической культурой и относительная самостоятельная предметная область.

  4. Основные формы (виды) организации АФК в обществе (их краткая характеристика и целевая направленность).

  5. Материально-техническое обеспечение в АФК

  6. Понятие о социальной защите, структура социальной защиты инвалидов в РФ.

  7. Цель, задачи и основное содержание адаптивного физического воспитания.

  8. Адаптивный спорт его цель, задачи и основное содержание

  9. Цель, задачи и основное содержание адаптивной двигательной рекреации. Организация адаптивной двигательной рекреации у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в различные возрастные периоды жизни (дошкольном, школьном, молодёжном, зрелом, пожилом).

  10. Характеристика основных форм занятий в АФК особенности структуры и содержания занятий.

  11. Противопоказания для занятий адаптивным спортом у различных категорий инвалидов.

  12. Понятие инвалидности. Причины инвалидности. Классификация инвалидов по ВОЗ. Понятие ограничения жизнедеятельности (ОЖД).

  13. Декартова система координат как модель пространства научных проблем адаптивной физической культуры (первая ось - виды адаптивной физической культуры, вторая ось - виды заболевания (инвалидности), третья - возрастные периоды жизни человека).

  14. Адаптивная физическая реабилитация как вид адаптивной физической культуры. Её цель, задачи и основное содержание. Организация физической реабилитации (ЛФК и физических методов лечения) в стационарных лечебных учреждениях.

  15. Классификация инвалидов. Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

  16. Принципы адаптивной физической культуры.

  17. Участие российских спортсменов-инвалидов различных нозологических групп в международных соревнованиях. Наиболее значимые результаты. Спортсмены-инвалиды России в соревнованиях Паралимпийского и Специального Олимпийского движений, в Олимпийских Играх глухих.

  18. Государственные органы управления физической культурой (включая адаптивную физическую культуру) и их взаимодействие с государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защиты инвалидов и других госструктур, занимающихся проблемами данной категории населения в нашей стране и за рубежом.

  19. Социальные программы (медико-социальные, образовательные, материально-технического обеспечения, комплексные) регионального и федерального уровней - как магистральный путь развития и совершенствования инфраструктуры комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов (лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

  20. Нормативно-правовые документы, регламентирующие физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).

  21. Общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов в нашей стране (ВОЙ, ВОГ, ВОС, их региональные представительства), в том числе, проблемами адаптивной физической культуры. Международные общественные организации, занимающиеся проблемами адаптивной физической культуры (образованием, научно-исследовательской деятельностью, спортом, рекреацией).

  22. Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений и организация в них адаптивного физического воспитания.

  23. Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья в специальных (медицинских) группах в дошкольных, школьных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.

  24. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе. Основные направления развития адаптивного спорта - Паралимпийское, Специальное Олимпийское и Олимпийское движение глухих.

  25. Общественные организации, занимающиеся управлением адаптивным спортом в России и за рубежом, в рамках выделенных основных направлений (Международный и Национальный Паралимпийские комитеты, «Спешиал Олимпикс Интернэшнл» и Специальная Олимпиада России и др.).

  26. Принципы воспитания личности и их реализация в процессе адаптивной фи­зической культуры.

  27. Виды воспитания в процессе занятий адаптивной физической культурой. Методы формирования нравственного сознания и практического приучения (наглядный пример, методы убеждения; одобрения, похвала и осуждение, порицание, неодобрение; поощрение и наказание).

  28. Средства в адаптивной физической культуре. Средства коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений. Средства коррекции двигательной сферы и основных, жизненно и профессионально важных двигательных действий.

  29. Методы адаптивной физической культуры.

  30. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Роль и место тренажеров в процессе обучения двигательным действиям инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

  31. Особенности планирования и контроля в адаптивной физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Блок 3.

Психолого-педагогические дисциплины

  1. Предмет и задачи специальной психологии

  2. Методы исследования используемые в специальной психологии.

  3. Специальная психология в системе наук о человеке.

  4. Понятие и структура дефекта. Первичный и вторичный дефекты.

  5. Компенсация, коррекция и реабилитация как категории специальной психологии.

  6. Нетрадиционные формы работы с детьми имеющими отклонения в развитии.

  7. Компенсация, декомпенсация, псевдокомпенсация. Теория А.Адлера.

  8. Понятия адаптации и дезадаптации.

  9. Сказкотерапия в работе с детьми.

  10. Понятия депривации. Её виды, депривационный синдром.

  11. Основные причины отклоняющегося развития.

  12. Специфические средства общения детей с нарушением слуха.

  13. Причины дефектов зрения. Особенности психофизического развития детей с дефектами зрения.

  14. Причины дефектов слуха. Особенности психофизического развития детей с дефектами слуха.

  15. Понятие о ЗПР. Причины ЗПР. Характеристика психических особенностей детей с ЗПР.

  16. Роль семьи в воспитании ребенка с отклонениями в развитии.

  17. Классификация психического развития (В.В. Ле­бединский)

  18. Классификация умственной отсталости.

  19. Роль и значение теории Л.С. Выготского в отечественной специальной психологии.

  20. Особенности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида?

  21. Влияние материнской депривации на психическое развитие детей-сирот. Госпитализм.

  22. Особенности игровой деятельности детей с отклонениями в развитии.

  23. Личность ребенка с отклонениями в развитии и особенности её формирования.

  24. Виды специальных коррекционных учреждений.