Раздел 1. Теория и методика физической культуры и спорта 7
Рекомендуемая литература 20
Раздел 2. Теория и организация адаптивной физической культуры 20
Рекомендуемая литература 29
Блок 2. 29
Медико-биологические дисциплины 29
Раздел 1. Анатомия и физиология человека 29
Рекомендуемая литература 33
Раздел 2. Биохимия физического воспитания и спорта 35
Рекомендуемая литература 36
Раздел 3. Врачебный контроль. ЛФК и массаж 36
Рекомендуемая литература 37
Раздел 4. Физическая реабилитация 38
Рекомендуемая литература 40
Блок 3. 42
Психолого-педагогические дисциплины 42
Раздел 1. Специальная психология 42
Рекомендуемая литература 44
Раздел 2. Психология болезни и инвалидности 45
Рекомендуемая литература 46
Раздел 3. Возрастная психопатология и психоконсультирование 47
Рекомендуемая литература 49
Раздел 4. Специальная педагогика 50
Рекомендуемая литература 52
Примерные вопросы 53
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена предназначена для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» с присвоением квалификации «Специалист по адаптивной физической культуре». Она составлена в соответствии с требованиями, предусмотренными государственным образовательным стандартом к содержанию отдельных дисциплин и общих требований к выпускнику по данной специальности.
Организация итогового государственного междисциплинарного экзамена предполагает следующее:
формирование государственной экзаменационной комиссии, состав которой доводится до сведения студентов;
определение сроков проведения итогового государственного междисциплинарного экзамена на основании графика учебного процесса университета. График проведения ГЭК утверждается распоряжением декана факультета;
составление расписания в соответствии с нормативными требованиями проведения консультаций и экзаменов в группах;
проведение обзорных лекций и консультаций по всем блокам дисциплин;
оформление приказа о допуске каждого студента к итоговому государственному междисциплинарному экзамену;
подготовку протоколов заседаний экзаменационных комиссий, ведомостей и зачётных книжек студентов, которые за день до проведения государственного экзамена передаются секретарю ГЭК.
К итоговому междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предыдущие промежуточные испытания, предусмотренные учебным планом специальности.
Программа ГЭК состоит из следующих блоков:
Блок 1. Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Блок 2. Медико-биологические дисциплины.
Блок 3. Психолого-педагогические дисциплины.
Экзаменационный билет состоит из двух вопросов, третий вопрос предлагается в виде задания с проблемной ситуацией.
Перед непосредственным проведением итогового государственного междисциплинарного экзамена готовится необходимый демонстрационный материал для ответов. Студентам на подготовку к ответу на вопросы билета отводиться один академический час, а на сам ответ – 15 мин. Дополнительные вопросы задаются студенту при необходимости после завершения ответов на все три вопроса билета.
Ответ выпускника на государственном междисциплинарном экзамене по вопросам определяется оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка “Отлично” выставляется студенту, который на теоретический вопрос глубоко, последовательно, содержательно, полно, правильно и осмысленно выстраивает свой ответ, излагает его на высоком научно-теоретическом уровне, умело использует знания основной и дополнительной литературы, отлично устанавливает внутрипредметные и межпредметные связи. Во время ответа студент держится уверенно, свободно оперирует знанием современных технологий обучения и концепций, умеет сравнивать и оценивать различные научные подходы, выделять неизученные аспекты, возникающие противоречия, перспективы развития, может подтвердить теоретические положения примерами. При дополнительных вопросах экзаменационной комиссии студент способен свободно вести диалог, пользуясь современными научными данными.
Оценка “Хорошо” выставляется студенту, который полно раскрывает содержание материала в объеме, предусмотренном программой итогового государственного междисциплинарного экзамена, оперирует знаниями основной и дополнительной литературы, излагает материал грамотным языком, владеет понятийным аппаратом, принятым в рассматриваемых дисциплинах, обладает общими психолого-педагогическими и медико-биологическими знаниями в области адаптивной физической культуры. При изложении материала студентом допускаются незначительные пробелы, не искажающие содержание ответа на вопросы. При дополнительных вопросах экзаменационной комиссии студент способен вести диалог, пользуясь современными научными данными и свободно устранять замечания по отдельным вопросам.
Оценка “Удовлетворительно” выставляется студенту, который не достаточно логично, глубоко, последовательно и осмысленно выстраивает свой ответ, затрудняется в установке внутрипредметных и межпредметных связей. Студент на предлагаемые вопросы не способен достаточно полно раскрыть современные специальные психолого-педагогические теории и концепции при работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, не показывает достаточные знания по рекомендуемой литературе. На дополнительные вопросы экзаменационной комиссии студент заменяет научное обоснование проблем рассуждением практически-бытового плана, а также допускает отдельные неточности в использовании научной терминологии.
Оценка “Неудовлетворительно” выставляется студенту, который обнаруживает пробелы в знаниях основного программного материала, допускает принципиальные, грубые ошибки в ответах на основные вопросы, проявляет неуверенность и неточность в ответах на дополнительные вопросы. Объем знаний недостаточен для успешного написания выпускной квалификационной работы и дальнейшей профессиональной деятельности.
При использовании шпаргалок студент удаляется с экзамена с оценкой неудовлетворительно.
Третий вопрос составлен в виде задания с проблемной ситуацией. Он ориентирован на профессиональную деятельность и определение компетентности выпускников специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Оценивание по данному вопросу проводится по следующим критериям:
Знакомство с современным состоянием проблемы.
Умение увидеть проблему и найти способы её решения.
Постановка цели и задач решения проблемной ситуации.
Использование уже известных данных и научных фактов.
Глубина знаний в области адаптивной физической культуры.
Оригинальность мышления.
Убедительность рассуждения.
Проявление творческого подхода в решение задач.
Умение отвечать на заданные вопросы.
Презентабельность защиты.
Каждый критерий оценивается по пятибалльной системе. Окончательный балл по третьему вопросу выставляется по среднему показателю всех предложенных критериев.
Окончательная оценка знаний студентов по итоговому государственному междисциплинарному экзамену проводится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников вузов Российской Федерации. Члены экзаменационной комиссии выставляют оценки ответов студента по каждому вопросу билета и каждому дополнительному вопросу. На закрытом заседании экзаменационной комиссии обсуждается характер ответов студента и выставляетсясогласованная итоговая оценка. В случае расхождения мнения членов экзаменационной комиссии по итоговой оценке, решение экзаменационной комиссии принимается простым большинством голосов; при равном числе голосов голос председателя является решающим.
Результаты итогового государственного междисциплинарного экзамена фиксируются в протоколах заседаний экзаменационных комиссий, ведомостях и зачетных книжках студентов. Оценка итогового государственного экзамена вносится в приложение к диплому.
- Федеральное агентство по образованию
- Тольяттинский государственный университет Факультет физической культуры и спорта
- Раздел 1. Теория и методика физической культуры и спорта 7
- Блок 1.
- Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Раздел 1. Теория и методика физической культуры и спорта
- Исходные понятия, предмет и проблематика курса
- Методологические предпосылки и методы исследования
- Физическая культура как вид культуры
- Цель, задачи и общие принципы функционирования системы физической культуры в обществе
- Средства и методы, используемые для формирования физической культуры человека
- Общепедагогические и специфические принципы занятий физическими упражнениями
- Обучение двигательным действиям
- Развитие физических способностей
- Пути направленного воздействия в процессе занятий физическими упражнениями на осанку и некоторые компоненты и пропорции телосложения
- Воспитание личностных качеств занимающихся в процессе физкультурных занятий
- Формы построения занятий физическими упражнениями
- Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями
- Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- Физическая культура в средних профессиональных образовательных учреждениях
- Физическая культура студенческой молодежи
- Физическая культура людей молодого и зрелого возраста
- Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста
- Сущность спорта, его роль, формы и условия функционирования в обществе
- Спортивные результаты
- Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсменов
- Цель, задачи, средства, методы и основные принципы спортивной подготовки
- Основные разделы и стороны подготовки спортсмена в процессе тренировки
- Структура и методика построения подготовки спортсменов
- Ориентация и отбор спортсменов в системе многолетней подготовки
- Планирование, контроль и учет в подготовке спортсменов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Теория и организация адаптивной физической культуры Введение в специальность адаптивная физическая культура
- Основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область, социальной практики
- Основные виды адаптивной физической культуры
- Характеристика объекта педагогических воздействий в адаптивной физической культуре
- Становление и развитие адаптивной физической культуры (адаптивной физической активности, спорта инвалидов, рекреативного направления адаптивной двигательной активности) за рубежом
- Становление и развитие адаптивной физической культуры в нашей стране
- Спортсмены России в мировом спортивном движении инвалидов
- Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом
- Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Организация адаптивного спорта
- Организация адаптивной двигательной рекреации
- Организация физической реабилитации
- Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры
- Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры.
- Функции адаптивной физической культуры
- Принципы адаптивной физической культуры
- Задачи и средства адаптивной физической культуры
- Методы адаптивной физической культуры
- Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре
- Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогический) контроль за состоянием занимающихся
- Рекомендуемая литература
- Блок 2. Медико-биологические дисциплины
- Раздел 1. Анатомия и физиология человека Общая анатомия и физиология нервной системы
- Рефлекторная деятельность нервной системы.
- Частная физиология центральной и периферической нервной системы
- Сенсорные системы организма (анализаторы)
- Высшая нервная деятельность (внд)
- Физиология опорно-двигательного аппарата
- Обмен веществ и энергии
- Пищеварение
- Терморегуляция
- Система крови
- Сердечно-сосудистая система
- Системы дыхания
- Выделение
- Внутренняя секреция
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Биохимия физического воспитания и спорта Физиологические закономерности формирования двигательных навыков.
- Физиологическая классификация физических упражнений
- Физиологическая и биохимическая характеристика предстартовых состояний, разминки, врабатывания и устойчивого состояния
- Физиологическая и биохимическая характеристика утомления и восстановления организма после мышечной работы
- Физиологическая и биохимическая характеристика спортивной тренировки
- Возрастные особенности организма детей, подростков и физиологические основы организации занятий физической культурой и спортом
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Врачебный контроль. Лфк и массаж
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Физическая реабилитация
- Общие основы лечебной физической культуры и массажа.
- Травматология и ортопедия
- Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварительной системы
- Общие методические принципы использования физических упражнений при заболеваниях органов дыхания
- Механизмы лечебного действия физических упражнений при расстройствах обмена веществ.
- Рекомендуемая литература
- Блок 3.
- Раздел 2. Психология болезни и инвалидности
- Механизмы психологической защиты.
- Проблемы суицидального поведения.
- Формирование первичных навыков работы с проблемной личностью.
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Возрастная психопатология и психоконсультирование Общая психопатология
- Методы исследования в психиатрии
- Симптомы и синдромы психических расстройств
- Классификация психических заболеваний
- Организация психиатрической помощи в россии
- Частная психиатрия Шизофрения и маниакально - депрессивный психоз
- Реактивные психозы.
- Психопрофилактика
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Специальная педагогика Предмет и задачи специальной педагогики
- История становления специальной педагогики
- Основные понятия специальной педагогики
- Раздел 2. Теория и организация адаптивной физической культуры