Основные виды адаптивной физической культуры
Критерий для выделения основных видов адаптивной физической культуры - естественные и социальные потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалидов), обеспечивающие его готовность к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни. Адаптивное физическое воспитание - как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в реализации трудовой и бытовой деятельности, за счёт формирования у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; развития широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем; становления, сохранения и использования оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида. Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности за счёт формирования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья мировоззрения, философских взглядов гедонизма, освоения ими основных приёмов, способов, средств, методов рекреационной деятельности. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в соревновательной и коммуникативной деятельности, в максимальной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей за счёт приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к спортивной культуре, освоения ими техники, тактики и других компонентов конкретного вида спорта. Адаптивная физическая реабилитация как вид адаптивной физической культуры, способней удовлетворить потребность человека с отклонениями в состоянии здоровья в восстановлении у него временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности) за счёт освоения им естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; обучения его умением использовать соответствующие комплексы упражнений, закаливающие и термические процедуры, и другие средства АФК. Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики как виды, способные удовлетворить потребность лиц с отклонениями в состоянии здоровья в творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства за счёт освоения ими телесно-ориентированных техник сказкотерапии, игротерапии; формокоррекционьой ритмопластики и др. Экстремальные виды двигательной активности как виды, способные удовлетворить потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, стремлении испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно или субъективно опасных для здоровья (или жизни) за счёт освоения техники, тактики, средств обеспечения страховки и других компонентов экстремальных видов двигательной деятельности.
- Федеральное агентство по образованию
- Тольяттинский государственный университет Факультет физической культуры и спорта
- Раздел 1. Теория и методика физической культуры и спорта 7
- Блок 1.
- Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Раздел 1. Теория и методика физической культуры и спорта
- Исходные понятия, предмет и проблематика курса
- Методологические предпосылки и методы исследования
- Физическая культура как вид культуры
- Цель, задачи и общие принципы функционирования системы физической культуры в обществе
- Средства и методы, используемые для формирования физической культуры человека
- Общепедагогические и специфические принципы занятий физическими упражнениями
- Обучение двигательным действиям
- Развитие физических способностей
- Пути направленного воздействия в процессе занятий физическими упражнениями на осанку и некоторые компоненты и пропорции телосложения
- Воспитание личностных качеств занимающихся в процессе физкультурных занятий
- Формы построения занятий физическими упражнениями
- Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями
- Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- Физическая культура в средних профессиональных образовательных учреждениях
- Физическая культура студенческой молодежи
- Физическая культура людей молодого и зрелого возраста
- Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста
- Сущность спорта, его роль, формы и условия функционирования в обществе
- Спортивные результаты
- Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсменов
- Цель, задачи, средства, методы и основные принципы спортивной подготовки
- Основные разделы и стороны подготовки спортсмена в процессе тренировки
- Структура и методика построения подготовки спортсменов
- Ориентация и отбор спортсменов в системе многолетней подготовки
- Планирование, контроль и учет в подготовке спортсменов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Теория и организация адаптивной физической культуры Введение в специальность адаптивная физическая культура
- Основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область, социальной практики
- Основные виды адаптивной физической культуры
- Характеристика объекта педагогических воздействий в адаптивной физической культуре
- Становление и развитие адаптивной физической культуры (адаптивной физической активности, спорта инвалидов, рекреативного направления адаптивной двигательной активности) за рубежом
- Становление и развитие адаптивной физической культуры в нашей стране
- Спортсмены России в мировом спортивном движении инвалидов
- Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом
- Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Организация адаптивного спорта
- Организация адаптивной двигательной рекреации
- Организация физической реабилитации
- Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры
- Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры.
- Функции адаптивной физической культуры
- Принципы адаптивной физической культуры
- Задачи и средства адаптивной физической культуры
- Методы адаптивной физической культуры
- Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре
- Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогический) контроль за состоянием занимающихся
- Рекомендуемая литература
- Блок 2. Медико-биологические дисциплины
- Раздел 1. Анатомия и физиология человека Общая анатомия и физиология нервной системы
- Рефлекторная деятельность нервной системы.
- Частная физиология центральной и периферической нервной системы
- Сенсорные системы организма (анализаторы)
- Высшая нервная деятельность (внд)
- Физиология опорно-двигательного аппарата
- Обмен веществ и энергии
- Пищеварение
- Терморегуляция
- Система крови
- Сердечно-сосудистая система
- Системы дыхания
- Выделение
- Внутренняя секреция
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Биохимия физического воспитания и спорта Физиологические закономерности формирования двигательных навыков.
- Физиологическая классификация физических упражнений
- Физиологическая и биохимическая характеристика предстартовых состояний, разминки, врабатывания и устойчивого состояния
- Физиологическая и биохимическая характеристика утомления и восстановления организма после мышечной работы
- Физиологическая и биохимическая характеристика спортивной тренировки
- Возрастные особенности организма детей, подростков и физиологические основы организации занятий физической культурой и спортом
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Врачебный контроль. Лфк и массаж
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Физическая реабилитация
- Общие основы лечебной физической культуры и массажа.
- Травматология и ортопедия
- Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварительной системы
- Общие методические принципы использования физических упражнений при заболеваниях органов дыхания
- Механизмы лечебного действия физических упражнений при расстройствах обмена веществ.
- Рекомендуемая литература
- Блок 3.
- Раздел 2. Психология болезни и инвалидности
- Механизмы психологической защиты.
- Проблемы суицидального поведения.
- Формирование первичных навыков работы с проблемной личностью.
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Возрастная психопатология и психоконсультирование Общая психопатология
- Методы исследования в психиатрии
- Симптомы и синдромы психических расстройств
- Классификация психических заболеваний
- Организация психиатрической помощи в россии
- Частная психиатрия Шизофрения и маниакально - депрессивный психоз
- Реактивные психозы.
- Психопрофилактика
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Специальная педагогика Предмет и задачи специальной педагогики
- История становления специальной педагогики
- Основные понятия специальной педагогики
- Раздел 2. Теория и организация адаптивной физической культуры