logo search
_Деревицкий А

Техника спрашивания и слушания

Переходя к изучению нашей новой темы, я хочу вас всех спросить:

- Чего мы достигаем, используя в переговорах технику активного спрашивания?

На флип-чарте мы фиксируем находки слушателей:

- Показываем свой интерес к мнению клиента!

- Вовлекаем клиента в разговор!

- Управляем им!

- Получаем ценные сведения для дальнейшего их использования в разговоре!

- Лучше распознаем мотивы принятия клиентом решений!

- Раскрываем причины возражений!

- Показываем, что воспринимаем его проблемы всерьез!

- Учитываем его честолюбие!

- Заставляем его подтвердить свои аргументы!

- Направляем разговор в нужное русло для получения желаемого ответа!

- Предотвращаем превращение делового разговора в спор, в котором мы, скорее всего, проиграем!

- Исподволь влияем на изменение настроя клиента!

- Заставив озвучить позицию, меняем ее!

- Делаем разговор деловым!

- Это профилактика скуки и безразличия у клиента!

- Фильтруем аргументы!

- Корчим из себя воспитанного человека!

- Завоевываем доверие!

Я поднимаю руки:

- Ну, так вам этот тренинг не нужен. Вы ответили достаточно полно. Вы не упустили, кажется ни одного из главнейших преимуществ метода вопроса. В упражнениях нам останется лишь удивляться тому, что задавать вопросы очень трудно, и все вопросам предпочитают собственный монолог. Потом мы нарисуем пресловутые преимущества вопросов, - и я поворачиваюсь к доске, чтобы отобразить преимущества на белом пластике. - Вы уже знаете мою страсть к пиктограммам. Поэтому я смело вместо заголовка рисую на доске вот это:

6+?

- Итак - "Шесть плюсов метода вопросов".

- Вопросы помогают избежать споров.

- Да, наша задача - не переспорить, а продать.

- Вопросы помогают избежать излишней говорливости.

- Вопросы позволяют помочь собеседнику понять, чего же он хочет. Тогда вы сможете помочь ему решить, как добиться этого.

# - Вопросы помогают собеседнику выкристаллизовать мысль. И идея, может быть - ваша, становится его собственной идеей.

А теперь - немножко по каждому из этих пунктов.

- Вопросы помогают избежать споров.

- Да, наша задача - не переспорить, а продать.

Мы - очень категоричная нация. Вот о сегодняшней погоде британец с предельной осторожностью сказал бы собеседнику вот так: "Если бы это не вызвало Ваших возражений, то я был бы склонен предположить, что сегодня с утра не было слишком слякотно…" А славянин непременно ляпнул бы: "Классная сегодня погода!"

До тех пор, пока мы не знаем позицию важного для нас собеседника по наиболее важным вопросам, эти вопросы лучше вообще не затрагивать. Например, табуированными (запрещенными) в коммерческих разговорах считаются следующие темы:

- расовые;

- национальные;

- религиозные;

- конфессиональные;

- политические и

- "чужие деньги".

Но значит ли это, что это полностью запретные темы? Отнюдь. Только вести разговор о перечисленных проблемах стоит не раньше, чем мы выяснили отношение к ним собеседника. Чтобы не попасть в тот самый "просак". Поэтому в разведке традиционно существует особый этап, предшествующий вербовке. Это тестирование. Вот как об этом пишет Р.Ронин:

"В ходе личного общения и специально созданных ситуаций мало-помалу осуществляется распознавание взглядов объекта, его возможностей, слабостей, склонностей, ценностей, побуждений, способностей, психофизических и интеллектуальных качеств... То, что конкретно надо узнать, определяется целью разработки человека (вербовка, манипулирование, устранение...) и ориентируется на унифицированную таблицу досье.

Всестороннее просвечивание объекта лучше всего производить по определенной схеме, следуя которой намечают и реализуют некую зондирующую акцию, отслеживают реакцию на нее, делают вывод и на основе этого вывода выполняют проверочное тестирование.

Перед основным зондированием следует провести предварительное, проясняющее индивидуальные особенности реагирования человека на значимую для него информацию.

Выполняя тестирование, составляют четырехзвенную таблицу ("акция", "реакция объекта", "вывод", "примечание"), в первую графу которой ("акция") вносят темы намечаемых разговоров или же проверочных трюков. Все последующие столбцы заполняют по мере проведения целевого зондирования, причем в графе "примечания" регистрируют те внешние условия, которые могли повлиять на результаты наблюдения".

Для этапа тестирования я могу рекомендовать даже несколько более усложненную разграфку:

Задача

Акция, направленная на решение задачи

Прогноз реакции

Вариант корректного ухода от негативной реакции и тема-спасение

Вывод (заполняется по итогам тестирования)

Примечание

11

Проверка политической ориентации

"Что Вы делаете 7 Ноября?"

а) "Иду с однополчанами на демонстрацию!"

б) "Да какой это праздник?"

в) негативная - "Ты, небось, демократ?"

"Кто из нас кто… Я вот вспоминаю, как в пионерах ходил на парады - на день Победы, на Ноябрьские… Хорошие были времена… Кстати, у вас на фирме бывают какие-то общие праздники?"

22

Проверка …

33

Проверка …

По Р.Ронину, "проводя тестирование следует учитывать, что:

- Вопросы помогают избежать излишней говорливости.

- Это уместно помнить и тогда, когда слишком увлекся "лирикой" партнер, или когда унесло от главной темы нас. Но самое главное в том, что, задавая правильные вопросы, продавец может избавить себя от необходимости без конца, снова и снова, проигрывать уже тысячи раз пересказанное описание своего продукта (товара или услуги). Эту мысль я всякий раз в ходе тренингов пытаюсь выделить, подчеркнуть и подать особо.

В этом, на мой взгляд, вообще главное отличие работы настоящего продавца от того, кто его мог бы заменить - какого-то робота, который со встроенного CD-drive зачитывает текст презентации.

Слишком часто приходится удивляться тому, как слушателям трудно эту мысль услышать и как трудно с ней согласиться. Особенно трудно - опытным, "матерым" продавцам. Как правило, они очень твердо уверены, что залог успешной продажи в том, чтобы "все рассказать". И чем более технически сложен товар, тем обычно крепче эта уверенность.

Наиболее тяжела это проблема у вчерашних непродавцов. Ведь кого мы пытаемся взять на работу за прилавком или в качестве коммерческого представителя? Умниц.

Иногда приходится просто удивляться вот таким объявлениям в кадровых газетах: "На работу требуются молодые люди с высшим образованием, свободным английским языком, знанием компьютера, пятилетним практическим опытом и хорошими рекомендациями". Просто диву даешься - каким же дебилом должен быть молодой человек с такими данными, чтобы стать за прилавок?..

Требование "с высшим образованием" - это как минимум. Вот и приходят в продажу те, кто не смог реализовать себя в прошлой профессии. У одного из таких я пару лет назад покупал краску для ремонта квартиры.

Он начал с радушного приглашения сесть. Взял большой лист бумаги и жизнерадостно пообещал:

- Я Вам все сейчас расскажу!

Маркером на листе он стал чертить…

Обычно во время тренинга, пересказывая эту историю, я подхожу к флипчарту и начинаю воспроизводить рисунок торговца красками. Рисую медленно. Деталь за деталью. И тяну так до тех пор, пока кто-то из моих слушателей не догадается:

- Так это же бензольные кольца!!!

- Да, - говорю я. - Вот и я удивился: "Зачем Вы мне вешаете на уши Ваши бензольные кольца?!"

А продавец с оправдательной интонацией пояснил:

- Видите ли, я защищался по органике…

Нужна ли мне формула краски?

Нет! Мне нужно только одно - чтобы эта краска не облезла до того, как я макну в банку свою старую кисть…

Все мои тренинговые и семинарские программы - шестнадцатичасовые. Двухдневные. Вы верите, что о каждой из моих программ я могу рассказывать по три дня? Верьте! Под хорошее пари о каждой из моих шестнадцатичасовых программ я могу рассказывать двадцать четыре часа. Но если мы с моим слушателем не ударили на это по рукам, то разве захочет он терпеть целых три дня? И вообще - зачем что-то рассказывать?

И вот снова звучит вопрос:

- Ну так расскажите нам о ваших программах.

И я снова привычно ухожу от ответа:

- Вы знаете, о моих шестнадцатичасовых программах я готов рассказывать двадцать четыре часа. Вам это надо? Давайте я лучше расскажу о том, что будет вам интересно. А для этого скажите - зачем вашему персоналу учиться?

- Ну-у-у… Они, понимаете ли, совсем не умею общаться…

То есть - им нужно привить элементарные коммуникативные навыки?

- Да! А еще они часто лезут в бутылку и только разжигают конфликт…

- Ага, значит, антиконфликтный блок в программе тренинга не помешает?..

- Совершенно верно! А еще…

Да - вопросы помогают избежать излишней говорливости. А еще они помогают определить - что нужно рассказывать клиенту, а что будет лишним.

В каждом товаре есть свойство, о котором одному из покупателей лучше не говорить. Это достоинство, а не недостаток. Но будучи произнесенным, этот плюс превращается в минус. Непонятно? Поясню на примере. Я позаимствовал эту историю у одного из моих слушателей, работающего на фирму, продающую классный электроинструмент - перфораторы, дрели, угловые шлифмашины и так далее. Пусть его зовут Андреем.

Андрей, сидя в кабинете директора одного из заводов, "втюхивал" партию навороченных электродрелей. И, в частности, рассказывал об одном замечательном свойстве этого инструмента:

- Там курок такой, спусковой крючок, "собачка"… Так вот когда тянешь его на себя, обороты медленно нарастают - добавляется мощность. Но вот когда вы выбрали максимум оборотов - у курка еще остается люфт, и это позволяет пошевеливать пальцем. Видите, как умно придумали - можно работать весь день, но указательный палец, тянущий за курок, не затерпнет!..

Мне Андрей потом пересказывал:

- Я это выговорил и смотрю - директор багровеет, шея кровью наливается. И вдруг он приподымается в кресле и орет на меня: "Вон!" Я бумаги мои подхватил и в двери. А он снова орет: "Назад! Садись, я тебе расскажу, какую глупость ты отчубучил". Вижу - он уже успокаивается. Ну я снова присел к столу. И он мне объяснил: "Пальчик, говоришь, не затерпнет?.. А мне лучше взять с улицы двадцать балбесов по пять рублей за день, дать им ручные коловороты, и пусть у них вообще все затерпнет! Я ведь понимаю, что эта приблуда включена в твою цену! Лучше бы ты про нее мне и не говорил…"

Вопросы позволяют помочь собеседнику понять, чего же он хочет. Тогда вы сможете помочь ему решить, как добиться этого.

Наши покупатели слишком часто понятия не имеют о том, что им нужно.

Разберем этот тезис на примере Вашего автора.

Когда в прошлом году мне понадобилось что-то сделать со старыми оконными рамами, и я вначале выбрал… Вы догадываетесь - что?

Чтобы из окон не дуло, щели нужно замазать. И для этого нужна простая замазка. Я легко нашел ее на прилавке магазина строительной химии - двухсотграммовый брикет за 1 гривню и 40 копеек. Но продавец спросил:

- А Вы что хотите делать?

- Рамы замазать…

- О, так Вам нужен герметик!

В общем, из магазина я ушел с тубой герметика за 34 гривни. И был очень доволен - герметик оказался чертовски удобным в работе… Так разве я знал, что мне нужно?

Скажу больше: то, что мне на самом деле было нужно, я получил лишь несколько месяцев спустя, поставив в окна стеклопакеты…

Иногда есть смысл саму продажу начинать с осторожного:

- Я боюсь продать Вам не то, что Вам нужно… Давайте вместе подумаем!

Или так, как иногда поступает Деревицкий, отвечая на заинтересованный звонок:

- Ох, ну зачем Вам нужен этот тренинг?.. Это и дорого, и выходные у ребят пропадут…

Иногда покупатель открыто декларирует свое незнание. И здесь самое главное - не издеваться над ним. А продавцы это любят.

Помню, как в одном из южных городов Украины продавцы компьютерного салона, смеясь, спросили у меня:

- Александр Анатольевич, рассказать Вам о самом коротком описании конфигурации компьютера?

- Расскажите.

- Да это на прошлой неделе тут один заходил. Говорит - "Нужен компьютер". Мы спрашиваем: "Какой?" А он - "Ну такой, чтоб надо мной не смеялись"…

Ну и что тут смешного, парни? Человек хочет отдать Вам свои деньги, а Вы над ним потешаетесь?

Клиента нужно любить.

В Иерусалиме есть замечательный банк. Он входит в десятку крупнейших банков мира. Из компании, в которой я когда-то работал, туда ездили перенимать опыт отдела привлечения клиентов. Вернулись - устроили нам лекцию. Под финал, почесывая затылок, рассказчик добавил: "А еще у них забавный девиз… Правда, на какой из славянских языков ни переведешь - получается пошлятина". Аудитория сразу оживилась и потребовала срочного перевода. Рассказчик еще пококетничал и, наконец, перевел: "Мы хотим Вас больше, чем кто бы то ни было!"

Еще один хороший пример того, как нужно любить клиента, мне недавно прислал один из читателей этой рассылки.

"Звоню я на прошлой неделе девушке-автодиспетчеру с целью заказать фуру для перевозки продукции по городу. Заказывал машины у нее уже не один раз, но нужно заметить, что отношения наши сугубо деловые и за рамки таковых никогда и не пытались выходить. Итак, суть:

- Валерия, добрый день. Мне нужен 15-тонник по городу.

- Привет. 300 рублей в час.

- Это дорого!

- 280.

- Валерия, у меня есть предложение - по 250 за час. Давай дешевле.

- Я могу ДАТЬ тебе по 200 рублей в час, но это ведь Я. А тебе нужен КАМАЗ..

И как после такого не заказать (автомашину)?"

И под конец сегодняшнего выпуска рассылки - о том, почему ошибаются маркетологи.

Пару лет назад мне понадобился новый диктофон - надоел старый "Репортер". Прихожу в магазин и прошу… Как Вы думаете - какую марку? Правильно. Так я и сказал:

- Дайте мне какой-нибудь Сони-Панасоник…

Но продавец спроси:

- Почему?!

- А почему нет? Известные марки, хорошее качество…

Тогда умный мальчик взял с витрины один "Sony" и один "Olympus". Держа в каждой руке по одному аппарату, он на обоих нажал "Record" и обратился ко мне вот с таким предложением:

- Я включил запись. Оба диктофона по одной цене. Я сейчас еще добавлю пару слов и оба выключу. А Вы можете вон там в кресло сесть и, не спеша, послушать обе записи…

Я выбрал "Olympus" - качество записи показалось на порядок выше.

Теперь представим, что на выходе из магазина, меня остановил бы на крыльце бойкий маркетолог-интервьюер, изучающий спрос:

- Скажите, пожалуйста, какую модель Вы выбрали и - почему?

И что бы я ему ответил?

Правильно. Конечно, я бы сказал, что предпочел "Olympus" - из-за качества записи.

И парнем был бы сделан вывод о том, что, выбирая диктофон, потребитель особое внимание обращает на качество записи.

Но разве я купил выбранную модель из-за ее технических характеристик?!

Конечно - нет!

Если бы умница-продавец промолчал, то я вышел бы из магазина с Сони-панасоником и на крыльце дал бы интервьюеру тот же самый ответ.

Я умею потешаться над самим собой. И мне было бы не трудно сознаться, что мой выбор был задан продавцом. Но ведь есть много людей, которым просто не захочется признать, что они только что были объектом умной и успешной манипуляции…

Так давайте повторим наше правило-заклинание: "Вопросы позволяют помочь собеседнику понять, чего же он хочет. Тогда вы сможете помочь ему решить, как добиться этого".

# - Вопросы помогают собеседнику выкристаллизовать мысль. И идея, может быть - ваша, становится его собственной идеей.

Невозможно "помочь выкристаллизовать" то, что к этому не готово. Для начала процесса вносят так называемый центр кристаллизации (хотя бы - какую-то крупинку) в перенасыщенный раствор.

"Перенасыщенный раствор" - это обострившаяся потребность клиента. "Центром кристаллизации" - становится добавление к потребности знания об оптимальном способе ее удовлетворения.

Помните, как Шелленберг в "Семнадцати мгновениях весны" искусно аккумулировал идеи подчиненных и выносил их своему собственному руководству как свои? Штирлицу не было нужды настаивать на своем приоритете и копирайте. Для него главным было то, что Шелленберг осуществляет его идеи. Пусть даже подавая их в качестве собственных. Вы способны не слишком упорно убеждать клиента, что идея купить Ваш продукт была именно Вашей идеей?

Мы можем очень плохо относиться к мальчикам из "канадской оптовой". Мы можем отвергать сам стиль их продаж. Но у них многому может научиться даже фирма, ориентирующаяся на высший класс обслуживания. Просто нужно уметь выдернуть из множества неприемлемых трюков то, что может нас вооружить. Вообще, эта компания в очень многом выгодно отличается от фирм, которые относятся к ней с предельным презрением, но об этом мы поговорим отдельно.

Но я отлично помню товар, с которого они начинали на улицах Киева. По крайней мере, это был тот товар, с которым я их впервые увидел - обезьяны.

Мягкая игрушка с липучками, которую лихие парни весело вешали на шею прохожим, объявляя: "Это ваше!", - а затем ловко выуживали из прохожего деньги…

Представьте себя на людной улице. Вам нужно продать прохожему обезьяну. Зачем прохожему - нормальному, здоровому человеку - эта обезьяна на этой улице?!!

Но "канадцы" говорили:

- Вы знаете, многие берут как подарок на день рождения!

Что происходило в голове человека после того, как туда ввинчивались эти слова? Там рождались мыслишки: "Черт возьми, ведь вот я с женой приглашен на субботу на день рождения… Так неужели я не смогу завернуть эту обезьяну в слова и сделать ее смешным и забавным подарком? И мне уже не нужно будет рыскать по магазинам и думать о выборе подарка…" И прохожий - нормальный, здоровый человек - переплачивал впятеро и покупал обезьяну, которая была ему категорически не нужна еще минуту назад.

Так что же происходило? Что своими словами делал вошедший в раж простой уличный "педлер"?

Он МОТИВИРОВАЛ. Он помогал клиенту выкристаллизовать новую мысль, которая становилась собственной мыслью клиента.

У каждого товара - бескрайнее море вариантов его применения. Виденье их реестра покупателем и продавцом может отличаться на 100%. На это есть особая причина, которую здорово описал Рудольф Шнаппауф в своей замечательной работе "Практика продаж". Удивительно находчивый немец на собственных семинарах и тренингах иллюстрирует это вопиющее противоречие остроумнейшим упражнением. Выполним это упражнение и мы.

Давайте разделимся на две группы. Каждой группе я поставлю задание отдельно - так, чтобы не слышала вторая часть нашей компании, которая получит другое задание.

Одной группе я говорю:

- Вы - продавцы. Что вы должны предложить клиентам, чтобы удовлетворить все их потребности? Составьте список. На эту работу у вас пятнадцать минут.

Второй группе я скажу:

- Вы - покупатели. Что вам должен предложить продавец для того, чтобы вы решились на покупку? Составьте список. На эту работу у вас пятнадцать минут.

Через пятнадцать минут мы выносим оба реестра на доску. Занимаясь этой работой, я расставляю напротив каждого пункта обеих списков или восклицательные или вопросительные знаки:

Вот что думают "продавцы"

Вот что думают "покупатели"

! Хорошее качество товара

! Выявление потребностей клиентов

! Точность

? Доступность информации

! Выгодные цены

! Правдивые сведения

! Профессиональные знания

! Гарантия

! Оперативность в оказании услуг

! Соблюдение сроков поставки

! Приличный внешний вид

! Чистая упаковка

! Индивидуальный подход к решению проблем

? Помощь партнеру при дальнейшей продаже товара

? Обстоятельная консультация

! Целенаправленная реклама

? Умелое ведение переговоров

! Компетентность

! Приглашения на мероприятия, выставки, ярмарки

? Уверенное, но не высокомерное поведение

! Удобное место для парковки

? Гибкость

! Тщательно продуманный ассортимент

? Явно выраженный дух коллективизма

! Подарки фирмы с рекламными целями

? Поведение, соответствующее ожиданиям клиента

! Рекомендации

? Убедительность

! Товары, произведенные с учетом последних технологий

! Знание деятельности конкурентов

? Дружелюбное отношение

? Поддержание деловых контактов

? Приветствие и обращение по имени

? Искренний интерес к моим проблемам

? Положительный настрой

? Улыбающееся дружелюбное лицо

? Заинтересованность в достижении мной целей

! Затрата достаточного количества времени на решение моих проблем

? Серьезное и уважительное отношение ко мне

! Постоянное обслуживание одним партнером

? Энтузиазм

? Доверие

? Достоверность

? Честность

? Доброжелательность

? Терпение

! Право принимать решения

! Недорогие услуги

? Порядочность

? Обязательность

? Участливость

? Тактичность

! Умение хранить доверенные сведения

! Основательное знание товаров и отрасли

? Профессиональное консультирование

! Предоставление отзывов и рекомендаций

? Последующий контроль за состоянием моих дел

? Правильно оформленные документы

? Уверенное поведение

? Крепкое рукопожатие

! Зрительный контакт

? Чувство юмора

? Творческий подход

? Мотивированное поведение

! Доступность

? Интуиция

? Признание и одобрение моих действий

! Уменьшение количества моей работы, снятие с меня части моих забот

? Поддержание во мне чувства уверенности

! Ориентированные на будущее планы и решения

? Отсутствие нравоучительного тона

? Лояльность

? Надежность

? Постоянство

! Высококачественные товары

? Дух сотрудничества

! Сообщение сведений о новых тенденциях на рынке

! Краткость, стремление сберечь мое время

! Приближение к моим нуждам

? Послепродажное обслуживание

? Готовность к компромиссу

? Цельность

? Способность к объединению усилий

? Внимательность, но не навязчивость

! Умение слушать и давать мне возможность выговориться

! Предварительный заказ гостиницы

! Скрупулезное соблюдение условий договора

! Тщательная подготовка к деловым встречам

? Человечность

? Естественность

? Поздравления мне по праздникам, ко дню рождения

? Интерес ко мне как к человеку

Еще до завершения этой работы слушатели проявляют нетерпение:

- А что такое эти ваши знаки?

И я отвечаю:

- Все, что помечено восклицательными знаками воспринимается при помощи органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) или исчисляется в кг, $, часах или других единицах. А все, что отмечено знаком вопроса, невозможно взвесить высчитать или ощутить при помощи органов чувств. Это можно только почувствовать сердцем, душой, так как все это взято из сферы межличностных отношений.

И после этого спрашиваю:

- Какой можно сделать вывод?

И группа сыпет выводами:

- У покупателей критериев больше!

- У покупателей больше неизмеримого!

Все правильно. Это - главные выводы.

Покупатели действительно обращают внимание на гораздо большее число критериев. Даже на те, которые никогда не придут в голову продавца.

И покупатели действительно гораздо больше внимания уделяют факторам, которые не являются техническими характеристиками продукта и не могу быть ничем измерены. То есть - покупатели гораздо большее значение придают факторам, которые нельзя оценить на уровне счета, логики, рацио. То есть - покупатели принимают большинство решений ЭМОЦИОНАЛЬНО.

Я очень настойчиво рекомендую Вам, Читатель, повторить этот эксперимент с Вашими продавцами!

И еще - о том, как покупатели иногда видят в нашем продукте (товаре или услуге) нечто такое, чего в нем никогда не увидит продавец.

Однажды в одну пейджинговую компанию, для которой я строил агентскую сеть явился кожаный крепыш и сходу спросил у девочки-продавщицы:

- ПейджерА есть?

- Есть!

-Показывайте!

- Вот, пожалуйста, смотрите.

- А с вибраторами есть?

- Есть! - девочка указала на "Мотороллу Эдвайзер".

- Вибрируйте! - распорядился клиент.

Девочка взяла телефонную трубку, передала сообщение на пейджер, лежащий на столе, и через тридцать секунд он уже вибрировал на прилавке.

Покупатель был не доволен.

- А еще вот такие есть? - спросил он.

- Есть!..

Когда на прилавке, ползая, вибрировала уже дюжина "Эдвайзеров", из кабинетов фирмы в торговый зал собрались все менеджеры. А покупателю все что-то не нравилось. Он не обращал никакого внимания на попытки девочки-продавщицы рассказать об уникальных комплектующих этого пейджера, о зоне уверенного приема, о комфортном меню… И один из менеджеров догадался спросить:

- А зачем Вам пейджер?

Вот Вы, Читатель, зачем Вы могли бы купить пейджинг? Правильно - для передачи сообщений, для дистанционного подрыва взрывчатки, для того, чтобы заглушить двигатель Вашего только что угнанного автомобиля… А наш покупатель удивленно передернул плечами:

- Как это - "зачем?" Для гонок!

Оказывается, есть такая древняя славянская забава… Четверо братков приходят в кабак, заказывают вкусный стол и еще велят пододвинуть поближе пустой стол без скатерти. Они банкуют по-крупному и выкладывают на свободный стол свои "пейджерА", каждый снимает с пояса "мабилу" и начинает наяривать оператору, передавая сообщения на свой пейджер. Пейджеры вибрируют, ползают по столу… Чей аппарат первым доползет до края стола и упадет на пол - тот выигрывает и снимает весь банк! Ну так попробуйте угадать, зачем вашему клиенту пейджер…