Торговые игры с пространством
Ни один тренинг продаж не обходится без темы взаимодействия продавца и покупателя в пространстве.
Это взаимодействие начинается с уличного зазывалы или с того, что играет его роль.
Известно, что для совершения продажи мы должны:
1. Привлечь внимание.
2. Зажечь интерес.
3. Возбудить желание.
4. Подтолкнуть к действию.
Первый пункт наиболее тесно связан с трехмерным пространством, а на следующих появляются уже и другие измерения.
Привлечь внимание можно эффектной рекламой - щит, вывеска с игрой цвета, динамикой, звуком. Особенно важна динамика - движущиеся элементы оформления, флаги, роботы, иллюминация.
Хорошо работает для пешеходов и привлекающее движение звука. Наилучший пример, которым это можно проиллюстрировать, это однажды встреченное мною произведение гениального оформителя с цокотом дамских каблучков: вы идете по тротуару, а перед вами или уже за вашей спиной по направлению к витрине магазина пробегает звук невидимых каблучков. Вы оборачиваетесь на этот звук, провожаете его глазами, глядите в распахнутые двери магазина и только после этого обнаруживаете, что звук рожден стереопарой вынесенных на улицу динамиков.
На одной из киевских улиц я долго наблюдал за забавным развлечением продавцов салона бытовой техники. Его витрины были отделены от проезжей части тротуаром и узким газоном, на котором стояла поливальная вертушка. Скорость ее вращения регулировалась именно веселыми продавцами. Когда они окатывали водой свою новую жертву, один из них выскакивал из магазина и с озабоченным возгласом "ай-ай-ай!" затаскивал мокрую барышню в магазин. Там ее очень быстро сушили фенами, а, высушенная, она что-нибудь покупала.
Но я видел и столы под зонтами на евпаторийской набережной, где прятались от солнца и клиентов продавцы крымских экскурсий. Чтобы заглянуть под зонты, туристы склонялись в три погибели и были обречены на переговоры именно в таких согбенных позах. Особенно это было неудобно для любительниц мини-юбок. Продавцы сидели, но стульев для покупателей не было. А поскольку разговор должен был длиться хотя бы несколько минут, часто приходилось видеть, как туристы, держась рукой за поясницу, выскальзывали из-под зонта и уходили. При этом продавцы корчили недовольные гримасы, но никто из них не додумался поставить стулья и зонты для клиентов. А, учитывая то, что на набережной свободных скамеек обычно не было, воротилы туристического бизнеса теряли одно из самых простых и дешевых средств для привлечения клиентуры...
Точно также меня обычно раздражают очень низкие и наглухо затонированные окошки заправочных станций и пунктов обмена валют. Если это возможно, я стараюсь не возвращаться. Разве приятно гнуть спину и не видеть лица продавца?..
Для покупателя на колесах решающим фактором может оказаться обнаруженная им пустая площадка у магазина. И - броское магическое словосочетание "бесплатная парковка".
О роли открытых дверей стоит поговорить особо.
Помните представление одного из рассказов О'Генри, в котором пара веселых мошенников пробегала нагишом по сцене? Возмущенной публике в ответ на требование "Деньги назад!" они отвечали:
- Если хотите, то мы вернем вам деньги. Но тогда над вами будет смеяться весь город. Не лучше ли Вам одурачить сограждан, рассказав о нашем замечательном шоу? Тогда над остальными горожанами посмеетесь вы!
Даже у случайного посетителя в тысячу раз больше шансов стать покупателем, чем у прохожего. Именно поэтому мы держим двери наших магазинов открытыми. И по этой же причине затеваем игру в интерьерные тоннели, которые подхватывают зеваку в дверях и увлекают вглубь наших коммерческих лабиринтов. Именно там и разыгрывается главный раунд пространственной игры, задача которой - продать. Но здесь, уже на нашем поле - ее характер меняется.
С покупателем, зашедшим в магазин, играть стоит уже только персонально. То есть - учитывая именно его перемещения, его повадки, его и свой рост...
Кстати о росте.
Понятно, что в прессинге и в жестких переговорах выигрывает тот, кто хотя бы немножко выше. Но рослый продавец, работая с клиентом-пигмеем, в большинстве случаев должен сделать что-то особое для того, чтобы покупатель не ощутил дискомфорта.
Малорослого клиента можно постараться побыстрее уговорить присесть. И такие клиенты на это обычно легко соглашаются.
А работая у витрины, высокий продавец может даже присесть. И это замотивировать очень легко. В одном из киевских магазинов работает бывший баскетболист замечательной команды "ТТТ". Догадываетесь - какого он роста? Мы знакомы давно. Наблюдая за его работой, я однажды заметил, что каждую продажу он ведет, опустившись у витрины на корточки.
- Почему ты им показываешь только товары внизу?
- Ну ты ведь понимаешь - людям неприятно, когда я "нависаю" над ними...
- Но может что-то интересное для них есть и на верхних полках?
На это он ответил с обезоруживающей хитринкой:
- Там хлам. Я самые ходовые модели выложил на нижнюю полку!
Вообще, для того, чтобы прохожего превратить в посетителя, хороши почти любые приемы. Иногда - даже явно мошеннические. Хотя, может быть, это и не совсем хорошо...
...Я помню взрыв радуги на стенах небольшого вагона, который стоял на окраине рынка в маленьком алжирском городке Тизи-Узу. На его бортах обнаженную и окровавленную блондинку буквально пожирали змеи, похожие скорее на драконов - блеск чешуи, сияние голодных глаз, капли яда, стекающие с оскаленных клыков... Попав же в вагон, турист видел сонного старого араба, который сидел на замызганном коврике. На шее араба висел снулый облезлый удав весьма средних размеров...
Покупатель без специальной подготовки играет в пространстве лишь с одним правилом - "Мне должно быть удобно". Агент-профессионал вынужден следовать иному принципу - "Ему должно быть удобно покупать, мне должно быть удобно манипулировать".
Что такое "удобно" для покупателя? Приятный стул, хороший обзор, возможность маневра (пошутим - "Что еще нужно для того, чтобы спокойно встретить старость?").
Кроме обычного ощущения физического комфорта удобство для покупателя - это еще и нечто метафизическое. В него входит желание чувствовать себя в безопасности.
Пусть клиент стоит или сидит так, чтобы не чувствовать прессинга.
Я приглашаю к доске кого-то из слушателей. Мы располагаемся так, чтобы я был у него под правой рукой - стоя или сидя.
Я говорю:
- Вот представим, что Вы в моем магазине или в моем кабинете. Попытайтесь оценить степень Вашего комфорта в баллах. Допустим, по десятибалльной шкале. Просто попробуйте запомнить Ваше нынешнее состояние. Сейчас мы изменим взаимное расположение, и я спрошу у Вас - как изменилось Ваше ощущение комфорта. Готовы?
- Да?
- А на сколько баллов Вы себя сейчас чувствуете?
- Как в старом анекдоте - "примерно так - семь-восемь..."
Я делаю маневр и перемещаюсь, чтобы оказаться у него под левой рукой.
Говорю:
- Ну вот что-то изменилось - я просто стал слева от Вас. Так когда Вам комфортнее - когда я был справа от Вас или когда перешел на левую сторону?
Мой собеседник чаще признает, что ему стало удобнее после перемещения. Вернув его на место, я расспрашиваю группу:
- А как у Вас? Попробуйте припомнить похожие ситуации. Может быть - магазин, может быть - выставку, может быть - разговор где-то на фирме, в кабинете, в коридоре, на улице.
Итоги такого расспроса можно вынести на доску. И подсчитать расклад - сколько "правокомфортных" и сколько "левокомфортных". И если первых обычно пятая часть или четверть, то вторых, то есть "левокомфортных" - восемьдесят или семьдесят процентов.
- О чем это говорит?
Слушатели объясняют:
- Людям удобнее иметь собеседника слева!
Эта двусмысленность частенько вызывает смех, но она абсолютно верна. Я признаюсь:
- Трудно четко объяснить это явление, но Вы сделали правильный вывод. И теперь легко поймете, что к чему, когда увидите "вальсирование" покупателя и продавца в каком-нибудь магазине. Им обоим хочется перевести собеседника на левую сторону. Вот они и танцуют.
Есть несколько версий этого танца. Когда-то один из моих слушателей азартно объяснил это с точки зрения йоги, а второй ответил ему параллельной трактовкой по дзен.
В NLP считается, что на оси времени слева от нас - наше "прошлое", справа - "будущее". Прошлое нам знакомо, и мы к нему относимся без той настороженности, которой заслуживает будущее. Поэтому собеседник, который стоит слева (в зоне прошлого), приятнее и вызывает больше доверия.
У левшей - все наоборот. В том числе и у переученных левшей.
Такая асимметрия пространства отражается также и в планировке рабочих кабинетов. Если ее определяет хозяин кабинета, то посетителю обычно отводят место под левой рукой.
- Важно ли все это? - спрашивает Деревицкий у группы.
Ему отвечают:
- Раз уж Вы так часто говорите о том, что "мелочи не играют решающей роли, а определяют все", то, наверное, важно.
А Деревицкий упрямо допрашивает:
- Так на какую сторону мы теперь будем ставить и усаживать клиентов?
- На правую.
- Почему?
- А чтобы им было приятнее обманываться!
Я с наигранной досадой развожу руками:
- В принципе - правильно. Ошибка лишь в интонации...
Конечно, кроме "лево-право" важную роль играет "выше-ниже", но об этом мы поговорим позже. А сейчас важно рассказать о том, что взаиморасположение замотивировать и изменить очень легко. Я об этом рассказываю так:
- Мы живем в мире барьеров. Простая и однозначная планировка торговых помещений и присутственных мест задает расположение "лицом к лицу". Да и настоящие барьеры тоже встречаются часто - в аптеках, на почте, в ЖЭКе, за прилавком...
Если заглянуть в работу Алана Пиза "Язык телодвижений", то мы легко найдем доказательства того, что фронтальная позиция ("лицом к лицу") уже сама по себе задает конфронтацию. Рассказав об этом, я предупреждаю группу:
- Я люблю провокации. И в наших играх вы в этом еще убедитесь. Перед тем, как вы в играх приступите к отработке разных этапов продаж, я буду хитро организовывать ваше игровое пространство. В театре это называется - "сделать выгородку"... Вот так я поставлю рабочий стол директора, а вот так - его кресло. Догадываетесь, как я выставлю стул для кого-то из вас, кто будет играть роль агента?
Правильно - я выставлю его "лицом к лицу" директора. И вы, как и все мои предыдущие слушатели, купитесь на это - вы сядете именно так, как это навязано планировкой.
Странно, что даже после такого предупреждения слушатели невероятно редко вспоминают о конфронтационности позиции "лицом к лицу" и еще реже находят в себе смелость переставить стул или вообще продавать в движении, перемещаясь, играя с пространством.
Кстати, вы ведь знаете, что уличных торговцев специально обучают так называемому "коммерческому танцу", который отдаленно напоминает боксерский "танец бабочки" на ринге? Это делается для того, чтобы обволакивать не только словом, но и динамичной магией жестикуляции рук.
Увы, во многих агрессивных агентских сетях с этим танцем - явный перебор. По крайней мере - если боксерский танец "бабочки" годится для улицы, то в чужих офисах стоит себя несколько сдерживать.
Мне не раз доводилось перевербовывать бродячих торговцев. Если из них нужно было сделать нормальных коммерческих представителей, то проблема паразитической жестикуляции была - нет, не неустранимой, но чертовски трудно объяснимой. То есть ребята никак не могли понять, от какого жестикулярного перебора их хотят отучить. И потому наилучшим оказывалось использование видеокамеры. Если ваш студиози способен с ее помощью увидеть этот дефект своей моторной техники и способен после этого от него избавиться, то из него будет толк. Если нет - кандидата лучше дальше не мучить, а просто тихо избавиться от бездарного.
Но вернемся к игре в пространстве.
Понятно, что, будучи выше, вы обрастаете "дополнительным авторитетом". Конечно, если стоите не на ковре у собственного директора.
Но старые портные знают, как приворожить клиента, сев у его ног на низкой скамеечке. Это знает и почти вымершее племя уличных чистильщиков обуви.
Говоря об игре "на вертикали", можно сильно отвлечься. Любой из моих читателей и сам легко припомнит царские троны, высокие спинки кресел присяжных заседателей, коварство гостевого мягкого низкого кресла и прочая, прочая...
Но как можно изменить взаимное расположение, и каким оно может быть?
Во-первых, перемещение обычно стоит хоть как-то замотивировать, объяснить. Это можно легче сделать, играя с аксессуарами, с бумагами, с документами. Но об этом лучше не рассказывать - это надо показывать... Здесь скажем коротко - лучше "плечом к плечу".
- О х о т а на покупателя .
- Введение
- Установление контакта
- Формирование первого впечатления и "правило 15 секунд "
- "То есть" №1
- Комплимент
- Признание значимости
- Выявление потребностей
- "Выявление потребностей
- Личные мотивы выдачи информации
- Техника спрашивания и слушания
- Продавец - не шпион и покупатель - не подследственный.
- Изучаем интересы клиента - для построения своей аргументации.
- Обеспечиваем углубление контакта
- Типы вопросов
- Открытые и закрытые вопросы.
- Информационные вопросы
- Контрольные вопросы
- Вопросы для ориентации
- Подтверждающие вопросы.
- Ознакомительные вопросы
- Встречные вопросы.
- Альтернативные вопросы.
- Однополюсные вопросы
- Удостоверяющие замечания
- Направляющие вопросы
- Провокационные вопросы.
- Вопросы, открывающие переговоры
- Заключающие вопросы
- Правила слушания
- Перестаньте говорить
- Помогите говорящему раскрепоститься.
- Показать говорящему, что вы готовы слушать.
- Устраните раздражающие моменты
- Сопереживайте говорящему
- Будьте терпеливым
- Сдерживайте свой характер
- Не допускайте споров и критики
- Задавайте вопросы
- Перестаньте говорить!
- Нюансы техники вопросов
- Лучше спрашивать, чем говорить.
- Клиент должен знать ответ
- Не задавать вопрос, пока сам не сделал выбор за клиента.
- Не давать клиенту лишнего времени на поиск ответов.
- Товарная аргументация
- Чередуйте сильные и слабые стороны вашей аргументации.
- Повторяйте решающие доводы
- Избегайте преувеличений.
- Знайте тактику поведения по отношению к конкурентам
- Используйте рекомендации
- Не злоупотребляйте терминами
- Яркая речь
- Понятные аргументы!
- Будьте оптимистом. Воодушевление!
- Ценовая аргументация
- Не объявлять цену до того, как клиент оценит все выгоды вашего предложения
- Сравнить свою цену с ценой, которую готов дать клиент
- Контрпредложение в ответ на просьбу о снижении цены
- Преимущества - важнее цены
- Указать на потери, которые клиент получит при отказе от покупки
- Раскладывать цену на составляющие
- Избегать округленных цифр
- Работа с возражениями
- Дайте возможность высказаться
- Не говорить, что он не прав
- Выделить в возражениях клиента то, с чем мы согласны
- Оттягивать разговор о цене
- Избегать дискуссий
- Иметь карту возможных возражений
- Не задерживаться на трудных возражениях
- Быть оптимистом. Возражение - признак желания купить
- Приемы завершения продаж
- Потерянное преимущество - успейте взять сейчас
- Подведение итога
- Подразумеваем согласие
- Беспроигрышная альтернатива
- Согласие нарастающим итогом
- Последнее возражение
- Козырный туз
- Подготовка телефонного звонка
- Чего я хочу достичь?
- Кому я хочу позвонить?
- Когда я хочу позвонить?
- Какие вопросы нужно задать?
- Какие документы потребуются партнеру?
- Какие документы потребуются мне?
- Продажа по телефону
- Обдумать, что говорить
- Задавать хорошее настроение
- Обеспечивать обнадеживающий финал
- Сконцентрировать основную информацию
- Не вдаваться в подробности
- Перечислять основные выгоды
- Уяснять следующий шаг
- Спрашивать о возможных новых покупателях
- СтатьиInternet-рассылки Деревицкого Деньги делает тот, кто не знает слова "маркетинг"
- Боевые говоруны
- Мы все учились понемногу...
- Почему покупают тренинги?
- Десять правил компоновки личной презентационной папки:
- Бизнес-тренер Деревицкий
- Вчера, сегодня и завтра
- Знакомство с группой
- К черту все тесты!
- Чем нам предстоит заниматься?
- Каналы восприятия
- Уроки Ручечника
- Я ксенофоб или Продажи по-славянски
- Контр-контр-манипулятивные принципы
- Киевские "канадцы"
- Магия продавца и ее законы
- Как я покупал замазку
- Больше пива!
- "Как вы яхту назовете, так она и поплывет"
- Ошибка Шелленберга
- Против Абрахама Маслоу
- Агенты влияния в Internet-продажах
- I. Вербовка.
- I. Вербовка
- Тренер после тренинга: отчет
- 1. Восприятие фирмы и продуктов:
- 2. Профессиональная подготовленность:
- 3. Мотивация к работе:
- 4. Групповые характеристики:
- 5. Индивидуальные особенности сотрудников, которые неблагоприятны для выполнения должностных обязанностей.
- 6. Индивидуальные особенности сотрудников, которые благоприятны для выполнения должностных обязанностей.
- 7. Рекомендации по развитию организационной структуры и совершенствованию методов управления.
- 8. Рекомендации по методам обучения и методической работе с членами группы.
- Организация и управление агентскими сетями
- Глава 6
- Азиатская история
- "Старик заохал..."
- Что делать? Получать удовольствие!
- Мемориальные трюки
- Позолоченный бампер
- "Покупатель всегда прав"
- Операция на мягком уголке
- Оговорки
- Нищий должен выглядеть как нищий
- Гости моих семинаров
- Похамим?
- Трюк "Весна на Одере"
- Да иди ты с твоими упреками!..
- Два на рупь
- То есть №2
- Матюки для салона
- Трюк "последняя соломинка"
- Конъюнктурщик
- Как не писалась эта книга
- Трюк "вечный дебют"
- Назойливость - рентабельна
- Где работают продавцы-миллионеры?
- "Танцював, танцював, та не вклонився..."
- Это не потолок. Это грунт
- Агентурная революция состоялась!
- Ударная распродажа неправильных ударений
- Коммуникативный талант и Техника элегантного отказа
- Волшебное "потому что"
- Кто сглазил ссср?
- Тренинги и модеративные экзерсисы
- Задача на выходные
- Ювелирная агентура и хитрости Привоза
- Ювелирная агентура
- Хитрости привоза
- Ценовые игры
- Музей ошибок
- Идеология славянской школы продаж
- Коммерческие легенды
- Новые тренеры
- Аллергия на долги
- Немножко правды. Не вся. Чуть-чуть...
- Десять правил домашнего звонаря
- Разрывы городских шаблонов
- Покупать у того, кому продаешь
- Как срезать оппонента?
- Заклятия
- Заклятия
- Как учиться переговорному искусству без отрыва от работы
- Не советую!..
- Выбор клиентуры
- Свободные тренеры в системе менеджмента или две беды, которые вынуждают управлять при помощи чужаков
- Темпераменты
- Темпераменты (по последним выводам науки)
- Жесткая "помощь" в покупке
- Когда учиться не нужно?
- "Вам лаком закрепить?"
- Учимся не только мы
- Торговые игры с пространством
- К стенке
- Уроки одного диалога
- Mail's wars
- Торговая школа Ильфа и Петрова