logo
_Деревицкий А

Я ксенофоб или Продажи по-славянски

Я вспыльчив.

Когда ко мне обращаются не так, как мне нравится, я морщусь.

Когда мне улыбаются не так, как улыбается мой народ, - это меня настораживает.

Когда мне пытаются продавать так, как принято продавать фермерам Техаса, клеркам Сохо или докерам Неаполя, - я взрываюсь.

Я - ксенофоб. Особенно - в коммерческих коммуникациях. То есть - меня бесят американские и европейские техники продаж, которые мы бездумно пытаемся внедрить в наш специфический славянский обиход.

Наш исконный стиль общения невероятно далек от всех зарубежных.

Наши стили продаж рождаются отнюдь не сегодня, отнюдь не благодаря импорту опыта Запада.

Наши предки ходили за три моря. Валяясь на чумацких возах, они дали имена созвездиям. Они умели продать и греку, и норманну. Наши купцы своими приказчиками, санями, золотом открыли для русских Сибирь. Сегодня наши челноки "учат" коммерции темную Европу. А россказни о том, что мой народ не умеет продавать - это скулеж тех, кто проторговался моим землякам.

Среди моих читателей должны быть те, кого, как и меня, просто бесят чернокожие телемиссионеры. Даже не вдаваясь в проблематику расизма, есть смысл удивиться - кого они учат и где?! Это ведь надо додуматься - на земле апостола Андрея учить вере православный люд!..

Часто, знакомясь по телефону, я слышу лишь имя. Отчество мои американизированные соотечественники пренебрежительно отсекают. И не стесняются заявить: "У нас компания западного типа - мы не используем отчеств". И, познакомившись по телефону с Ваней Без Отчества, я еду на встречу и обнаруживаю, что Ване Без Отчества уже перевалило за пятьдесят. Хозяину удалось превратить Ивана Ивановича в ваньку безродного! Кто же его хозяин? Ага, я так и предполагал - он из строителей Четвертого Рейха. Наши деды не дали утвердиться на нашей земле Третьему Рейху, так теперь тихой сапой немцы здесь возводят Четвертый.

В переводных пособиях по личным продажам читаем: перед переговорами успокойтесь, ибо "при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса, задействованием резервов сахара и жира...), блокируя "ненужную" работу мозга"... К чему эти сложности? Ведь наш великий Станиславский когда-то выразился проще, гораздо более по-славянски: "Актер потеет? Долой со сцены!.."

В переводных учебниках для продавцов нам советуют "очень полезную фразу": "Мы обслуживаем рынок и Ваши интересы на рынке". Эта фраза может быть полезна в устах и в ушах англичан, американцев, эскимосов - но не в устах славянского продавца и не в ушах славянского покупателя!

Вечно мощный и мною любимый прием перехвата клиентуры у коллег-конкурентов - я практикую этот прием очень давно. И вот месяц назад в офисе одной из киевских фирм, имя которой на слуху у каждого столичного бизнесмена, я слышу: "Мы не работаем с отечественными бизнес-тренерами. Наш персонал учит канадец из Торонто".

Ах, как интересно! Разве я мог удержаться и не попросить: "Ах, это так интересно! Позвольте мне его послушать!" Высокомерно, с едва скрываемым презрением и превосходством - но разрешили.

Вы думаете, это был канадец? Если да, то из тех юкес, которые объясняются на англо-украинском суржике: "Я лукаю, а біля ріверу якесь чілдренятко джампає..." Но эту группу слушателей я отобрал бы у него, если бы он даже не знал о существовании моей страны. После его занятий я уже утром явился к президенту фирмы, с которым общался вчера, и поприветствовал его так, как накануне вечером учил здороваться тренер-варяг.

Два гоблина-охранника скрутили мне руки, а президент по-мальчишески воскликнул: "Чего ты дерешься?!"

-Я вас не бил. Я просто на американский манер похлопал вас по плечу. Так ваших клиентов будут приветствовать ваши торговые представители, которых этому учит ваш парень из Канады.

Группу торговых представителей доучил я. Канадец Peter был слушателем. По окончании моего курса он сказал: "Ви тут відбирать мій school. Але я again буду мати мій next хліб - я змейкаю тренінг "Славянская сейлз-техника". For sale, авжеж..."

Мы - не такие как все. Мы можем позволить себе учиться лучшему, но мы не имеем права забыть о собственной уникальности.

Если нам нужно кормить семью, ставку лучше делать не на европейскую или американскую технику, а на торговый опыт славян. Тем более что благодаря мне и канадскому парню по имени Petro в славянской технике скоро будут работать коммерсанты всей планеты...