logo search
МагЛекцСоврПроблСпорта

2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте

Системология как наука управления охватывает разные обла­сти знаний, сочетает в себе научно-теоретические и исследова­тельские проблемы, практический опыт. Она становится одним из важных инструментов в физкультурно-спортивной деятельно­сти и включает:

-исследование управляющей и управляемой систем;

-изучение форм и методов управляющих воздействий;

-теоретический анализ самого процесса управления;

-исследование организации управленческого труда.

Задачи, решаемые в данном направлении научного поиска, включают:

-разработку теоретических проблем и практических вопросов управления;

-выявление способов успешного решения задач управления;

-выработку рекомендаций по совершенствованию системы управления;

-изучение и разработку путей комплексного применения форм и методов воздействия на членов спортивного коллектива.

В практике можно встретить различную классификацию управ­ления. Для специалистов важно рассмотреть элементы управления во взаимодействии с общественными процессами.

Функции управления в физической культуре и спорте классифицируются:

по характеру нормативного регулированияна правовые и нрав­ственные;

по содержанию — на политические, экономические, соци­альные, культурные;

по территориальному признаку — на федеральные, региональ­ные, местные;

по времени действия — на бессрочные и срочные;

по социальному положению участников в системе управления — на отношения субординации (вертикальные) и отношения согла­сования (горизонтальные);

по сфере распространения — на внутренние, складывающиеся внутри данной системы управления, и внешние, складывающие­ся между различными системами управления.

Для изучения проблем эффективного управления в сфере фи­зической культуры и спорта можно использовать различные мето­ды, в частности сбор и обработку информации, статистическую выборку, группировку.

По функциональным назначениям управление в физической культуре и спорте можно рассматривать как систему выработан­ных и испытанных на практике взглядов, идей, понятий, катего­рий, раскрывающих и объясняющих характер, а также законы управленческих отношений в их статике и динамике.

Управление в вузе как особая деятельность предполагает затра­ты труда руководящих структур для эффективного обучения студентов. Эта целенаправленная деятельность начинается с поста­новки проблем и целей, определения путей решения задач.

Управленческие отношения являются экономическими и юри­дическими. Они регулируются правами или административными решениями. Цели управления ставятся с учетом реальной действи­тельности, состояния внешней среды и соотносятся с объективными возможностями их реализации. По значимости цели подразде­ляются на: 1) общие (высшего уровня, глобальные, генеральные) и частные; 2) стратегические и тактические; 3) конечные и про­межуточные. Цели находятся в отношениях субординации и до­полняют друг друга. Например, руководством вуза частные цели определяются после установления общих. Цели высшего уровня являются основополагающими, на их базе формируются цели нижестоящих систем управления, например, факультетов, кафедр и вспомогательных служб. Каждая система наряду с общими име­ет и свои конкретные цели управления. Они должны быть взаимо­связаны и не противоречить друг другу.

Глобальные цели, например, участие спортсменов на Олим­пийских играх, должны находиться в соподчиненности и во взаимо­связи с целями нижнего уровня, т.е. глобальные цели напрямую зависят от развития различных видов спорта в стране, системы и подготовки высококвалифицированных кадров в учебном заведе­нии и т.д.

Оптимизация соотношения централизации и децентрализа­ции обязательно присутствует в системе управления в сфере фи­зической культуры и спорта. Следует акцентировать внимание на том, что эффективность управления достигается тем успешнее, чем более близки цели управляющей и управляемой систем. Цик­личность процесса управления декларирует единство познава­тельно-программирующей и организационно-регулирующей де­ятельности. Управление находится в прямой зависимости от его информационного обеспечения, влияния и особенностей психо­физиологических свойств каждого преподавателя, тренера, спе­циалиста.

В основе управленческой деятельности в сфере физической куль­туры и спорта используются следующие организационные принципы:

-сохранения законности (строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами и объектами управления законов и нор­мативных актов);

-исполнительской дисциплины (выполнение каждым участ­ником процесса управления определенных обязанностей, предус­мотренных системой управления, согласно нормам и правилам, установленным полномочными субъектами управления, а также индивидуальных предписаний субъектов управления теми, кому они адресованы);

-определения и реализации целей, функций и задач субъек­том управления с учетом структурно-содержательных особенно­стей управляемого объекта:

-сохранения первичности целей и функций систем управле­ния и вторичности их организационных структур;

-сочетания централизации в решении стратегических задач с децентрализацией оперативных решений;

-персонификации функций управления и ответственности за их реализацию;

-соответствия уровня ответственности субъектов управления предоставленным им полномочиям;

-сочетания линейных и дивизиональных начал в управлении;

-обязательности установления и поддержания субъектом уп­равления обратной связи с деятельностью объекта управленчес­кого воздействия.

Физическое воспитание студентов находится в ведении Ми­нистерства образования и науки, которое обеспечивает педаго­гический процесс в учебных учреждениях, подготовку специа­листов, а также научных кадров. В школах, техникумах, вузах физическое воспитание является обязательной учебной дисцип­линой.

В регионах управление осуществляется на местном уровне. Здесь принимаются решения о развитии физической культуры и спорта, строительстве спортивных сооружений, проведении спортивных мероприятий, подготовке спортсменов по видам спорта, харак­терным для данного региона.

Олимпийский комитет России (ОКР) является самостоятель­ной организацией и имеет полномочия от Международного олимпийского комитета (МОК) в соответствии со ст. 24 Олимпий­ской хартии. ОКР интегрирует составные части спортивного движения — спортивные федерации страны, готовящие спортсменов высших категорий для выступления на международных соревнованиях к Олимпийских играх. Функционируют федерации по олимпийским, параолимпийским и сурдолимпийским, техническим и другим видам спорта.

Для руководства физической культурой и спортом необходимы квалифицированные специалисты. Преподаватели физической культуры (тренеры) должны хорошо знать особенности различных видов спорта, быть компетентными в вопросах управления административным и тренерским персоналом, уметь решать хозяйственные проблемы, организовывать учебно-тренировочный процесс.