logo
МагЛекцСоврПроблСпорта

2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте

Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека, психике, той стороне жизнедея­тельности, посредством которой осуществляется отражение внеш­ней средин происходит регулирование жизненных процессов, уп­равление поведением. Она изучает психические свойства, под ко­торыми понимаются деятельностные, поведенческие проявления психики, психические состояния, характеризующие психическую активность человека, психические процессии

Психология делится на общую и специальную. Общая психоло­гия, в свою очередь, делится на индивидуальную и социальную. Индивидуальная психология изучает психические про­цессы., свойства и состояния, присущие отдельному человеку. Социальная психология изучает те психические явления, ко­торые выступают следствием совместной жизнедеятельности лю­дей, их взаимодействия.

Специальная психология изучает проблемы психики, происте­кающие из возрастных особенностей развития человека, его по­ловой принадлежности, из особенностей конкретных видов чело­веческой деятельности. Она насчитывает свыше сорока отрасле­вых психологических наук. К их числу относятся психология фи­зического воспитания и спорта, психология профессиональной деятельности педагога и др.

Значение психологии в науках о физической культуре и спорте заключается в том, что занятия в этой сфере жизнедеятельности человека оказывают в большинстве случаев положительное воз­действие на психику занимающихся, ведь успехи в физкультур­ной и спортивной деятельности в значительной степени зависят от состояния их психики.

Психология исследует особенности протекания психических процессов в ходе физкультурно-спортивной деятельности, их воз­действие на психику в целях обеспечения успеха. Важной пробле­мой в изучении психологии в физической культуре и спорте явля­ется психическая реабилитация, включающая уменьшение, све­дение к минимуму отрицательных воздействий на психику спорт­сменов и восстановление их психического состояния.

Психология в физической культуре и спорте использует все общенаучные методы, приближая их к особенностям конкретных исследований, включая теоретический анализ и синтез, наблюде­ние и эксперимент и т.д. Измерение показателей психических со­стояний спортсменов осуществляется в диагностических и про­гностических целях с использованием номинальных, порядковых и интервальных шкал, психологического опроса.

Психологические методы в исследованиях физкультурно-спортивной деятельности обусловлены личностным характером и определяются субъективными факторами: интересами оценками и самооценками, выбором, внутренними побуждениями, целя­ми, жизненными планами, а также с двигательными действия­ми, определенным дискомфортом, необходимостью преодоления внешних и внутренних препятствии.

В физической культуре и спорте выделяют: методы исследова­ния личности, направленные на выявление способности к спортив­ной деятельности: психологические методы, направленные на выявление волевых качеств, организованности, целеустремлен­ности, ответственности, надежности; методы оценки уровня спо­собности личности переносить большие психические нагрузки, связанные с состязаниями; методы мобилизационного потенциа­ла спортсмена для достижения поставленной цели.

Важную роль в исследовании командных видов спорта играют методы социальной психологии: определения сплоченности ко­манды взаимоотношений между микрогруппами, оценки лидер­ства, спортивной и игровой организованности. Основными при этом являются методы социометрии, самооценок спортсменов, их взаимооценок, экспертных оценок.