2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека, психике, той стороне жизнедеятельности, посредством которой осуществляется отражение внешней средин происходит регулирование жизненных процессов, управление поведением. Она изучает психические свойства, под которыми понимаются деятельностные, поведенческие проявления психики, психические состояния, характеризующие психическую активность человека, психические процессии
Психология делится на общую и специальную. Общая психология, в свою очередь, делится на индивидуальную и социальную. Индивидуальная психология изучает психические процессы., свойства и состояния, присущие отдельному человеку. Социальная психология изучает те психические явления, которые выступают следствием совместной жизнедеятельности людей, их взаимодействия.
Специальная психология изучает проблемы психики, проистекающие из возрастных особенностей развития человека, его половой принадлежности, из особенностей конкретных видов человеческой деятельности. Она насчитывает свыше сорока отраслевых психологических наук. К их числу относятся психология физического воспитания и спорта, психология профессиональной деятельности педагога и др.
Значение психологии в науках о физической культуре и спорте заключается в том, что занятия в этой сфере жизнедеятельности человека оказывают в большинстве случаев положительное воздействие на психику занимающихся, ведь успехи в физкультурной и спортивной деятельности в значительной степени зависят от состояния их психики.
Психология исследует особенности протекания психических процессов в ходе физкультурно-спортивной деятельности, их воздействие на психику в целях обеспечения успеха. Важной проблемой в изучении психологии в физической культуре и спорте является психическая реабилитация, включающая уменьшение, сведение к минимуму отрицательных воздействий на психику спортсменов и восстановление их психического состояния.
Психология в физической культуре и спорте использует все общенаучные методы, приближая их к особенностям конкретных исследований, включая теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент и т.д. Измерение показателей психических состояний спортсменов осуществляется в диагностических и прогностических целях с использованием номинальных, порядковых и интервальных шкал, психологического опроса.
Психологические методы в исследованиях физкультурно-спортивной деятельности обусловлены личностным характером и определяются субъективными факторами: интересами оценками и самооценками, выбором, внутренними побуждениями, целями, жизненными планами, а также с двигательными действиями, определенным дискомфортом, необходимостью преодоления внешних и внутренних препятствии.
В физической культуре и спорте выделяют: методы исследования личности, направленные на выявление способности к спортивной деятельности: психологические методы, направленные на выявление волевых качеств, организованности, целеустремленности, ответственности, надежности; методы оценки уровня способности личности переносить большие психические нагрузки, связанные с состязаниями; методы мобилизационного потенциала спортсмена для достижения поставленной цели.
Важную роль в исследовании командных видов спорта играют методы социальной психологии: определения сплоченности команды взаимоотношений между микрогруппами, оценки лидерства, спортивной и игровой организованности. Основными при этом являются методы социометрии, самооценок спортсменов, их взаимооценок, экспертных оценок.
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта