1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
Теоретические методы познания — это методы использования в процессе познания логически упорядоченных мыслительных действий. Цель — совершенствование теории физической культуры и спорта, раскрывающей совокупность логически связанных в определенную целостность теоретико-методологических воззрений.
Научное познание физической культуры и спорта опирается на познание сущности исследуемых явлений, внутренних, глубинных ее сторон. Формой познания выступает понятие, методами формирования которого являются теоретическое обобщение, абстрагирование и формализация. Теоретическое обобщение представляет собой физкультурно-спортивный процесс через выяснение общих черт и познаваемых явлений.
Важным элементом познания сущности физической культуры и спорта является абстрагирование. Высшая ступень абстрагирования — идеализация — мысленное построение объектов и образований. например, понятия «мертвая точка» и «второе дыхание» в легкой атлетике: «центр тяжести» и «точка опоры» в биомеханике. Идеализация теоретических понятий позволяет выйти на сущность более глубокого порядка, оперировать мысленными, иногда мнимыми, фактически несуществующими образованиями, не принимать в расчет привходящих обстоятельств.
Формализация — применение знака как заменителя понятия, суть которой состоит в отвлечении от словесного выражения, в замене его знаками — сим волами. Ими могут быть буквенные и другие знаковые обозначения понятий, графики, диаграммы (например, в перспективном планировании тренировок и соревнований). Формализация дает возможность глубокого проникновения в связи явлений и процессов физической культуры к спорта, позволяет отвлекаться от конкретного содержания символов, осуществлять логические операции с ними, выявлять многообразие связей между явлениями и процессами, стоящими за символами.
Рассуждения об объектах, их свойствах и отношениях заменяются действиями со знаками посредством различных формул и моделей. При этом методе обнаруживаются связи и отношения, недоступные для познания с использованием других методов. Велика роль формализации в исследовании спорта высших достижений, например, в прыжках с шестом, где используется математика, как одно из важнейших средств развития науки. Формализация открывает путь для определения научного языка в системе физкультурно-спортивных знаний, включающих язык научных понятий, терминов, символов, формул, математических выражений (тезаурус в системе физической культуры и спорта).
Формирование понятий в ходе обработки эмпирической информации открывает научный путь познания объективных законов, всеобщих, необходимых устойчивых связей и зависимостей, обеспечивающих упорядоченность функционирования физкультурно-спортивной действительности. Достигается это логическими действиями с понятиями, основные из которых:
интеграция — объединение, сложение понятий в более широкие;
интерпретация — истолкование понятий разложением общих, широких на более узкие, частные;
операционализация — придание качественному содержанию понятий количественного значения.
Теоретическими методами выявления закономерных связей и зависимостей выступают классификация, систематизация и типология.
Классификация состоит в обобщении, нахождении общих признаков в исследуемых предметах, процессах и явлениях. Осуществляется она по признаку сравнения некоторых видов спорта. В результате обобщения создаются группировки, классы. Значение классификации состоит в том. что посредством ее устанавливаются связи, обнаруживается определенный порядок в изначальном хаосе представлений об исследуемом явлении. В физкультурно-спортивной науке используется кластерный анализ, который исследует признаки классификации.
Систематизация — метод выявления взаимосвязей в целостных объектах. Система — объединение элементов, в ходе совместного действия которых она приобретает новые качества. Основу построения системы составляют системообразующая и системонаполняющая функции, которые позволяют выделить ее из окружающей среды, определить элементы и движущие силы.
Типология — метод обобщения информации по специально разработанному признаку.
Важным методом теоретической обработки полученной информации является структурно-функциональный анализ. Структура — совокупность устойчивых связей, обеспечивающих целостность познаваемого объекта. Основа структуры — это функции составляющих его элементов, их взаимодействие. Метод структурно-функционального анализа используется в исследовании элементов определенного целостного объекта, в выявлении их функций. Цель анализа — изучение взаимодействия структурных элементов, что дает возможность познания взаимозависимостей, закономерностей существования и функционирования познаваемого явления.
В физкультурно-спортивных исследованиях применяются методы получения новых знаний путем мыслительных действий, происходящих без дополнительного получения эмпирических данных. Суть их заключается в логической переработке имеющихся знаний. К ним относятся методы: экстраполяции и интерполяции, мысленного эксперимента, гипотетико-дедуктивный, математической статистики, экспертные оценки и «мозговая атака», провоцируемое творчество.
Методы экстраполяции и интерполяции представляют собой перенос полученных в определенных условиях знаний на другие условия и другие объекты. Основанием этого служит то обстоятельство, что объективные законы, постигаемые в научном дознании, действуют как тенденция. Экстраполяция и интерполяция представляют собой мысленное, графическое, математическое отражение тенденции в будущее или в прошлое, распространение знаний на другие сферы общественного развития. Близкими к ним являются методы определения условий исторического развития физической культуры и спорта в логическом строю той или иной системе: знаний, полученные на основе закона о единстве исторического и логического методов актуализации, мысленного представления во всей целостности процессов прошлого развития общества.
Метод мысленного эксперимента в физической культуре и спортестроится на основе мысленного моделирования, под которым понимается создание мысленной модели предмета исследования. В отдельных видах спорта ученые часто прибегают к математическому моделированию, созданию математических моделей. Компьютерная техника сделала эти модели зримыми. Суть мысленного эксперимента состоит в определении соответствующей модели с учетом реальных условий, в отслеживании ее состояния в зависимости от избранной логики развития. Активно используется «метод сценариев», разработки мысленных моделей поведения исследуемого процесса (например, спортивного состязания в баскетболе) в зависимости от поведения сторон. Вырабатывается система контрдействий в ответ на то или иное действие соперника,
Гипотетико-дедуктивный метод заключается в выдвижении и подтверждении гипотез, предложений о связи явлений. Гипотезы обычно формулируются интуитивно, иногда используются и методы восхождения от конкретного к абстрактному. Гипотеза рассматривается как общее положение, которое определяет сущность научного поиска и научных выводов. Если выводы подтверждаются эмпирическими или теоретическими результатами исследования, гипотеза считается обоснованной и принимается за истину.
В физкультурно-спортивных исследованиях часто применяются методы математической статистики. В основе их лежит теория вероятностей, которая дает возможность получить объективное знание о процессах с множеством случайных факторов, особенно при анкетировании большого количества респондентов. Корреляционный анализ, дающий возможность определить взаимозависимость, показывает эффективность действий двух и более участников процесса; факторный анализ, с помощью которого определяется ведущее значение того или иного фактора, когда в процессе участвует множество действующих сил, представляет мощное средство формирования и обоснования теоретических аспектов построения физической культуры человека.
Назначение методов экспертных оценок и «мозговой атаки» состоит в использовании опыта, знаний специалистов из различных областей познания и практической деятельности. Экспертная опенка во многих случаях определяет успех принимаемых решений, повышает объективность оценки результатов познания, сопоставления их с условием знаний других исследователей и практиков.
Процедура «мозговой атаки» похожа на процедуру экспертной оценки, разница лишь в том, что предметом ее анализа являются методы, способы решении проблемы, возможные результаты ее решения.
Суть методов провоцируемого творчества состоит в тенденции восприятия нового положения, к которому относятся с недоверием, т.е. процедура строится на обсуждении какого-либо спорного положения или проблемы, имеющей перспективу и необходимость в своем развитии.
Научное исследование в физической культуре и спорте заключается в выработке знании об объективных тенденциях развития, закономерностях и законах природы, общества, о принципах политики в сфере физической культуры и спорта, физкультурного образования, развития любого социального процесса. Научное исследование состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
На подготовительном этапе разрабатывается концепция исследования. определяется инструментарий, осуществляется подбор и подготовка кадрового обеспечения. Кон ц е п ц и я — это замысел исследования, состоящий из уяснения проблемной ситуации, постановки проблемы, определения цели, задач. Формирования гипотезы, определения о выборе методов исследования. Проблемная ситуация — это практические или познавательные затруднения, проистекающие из недостатка знаний и опыта научной деятельности. На ее основе формируются задачи исследования. За этим следуют поиски подходов к их решению, составляется реферативный обзор литературы по проблеме, выясняется, что известно, что не известно, определяется знание о незнании, формируется гипотеза, предположение о том, как обеспечить достижение цели, выбираются или разрабатываются методы исследования, определяются этапы достижения цели исследования.
Следующий шаг — подбор, разработка и размножение инструментария, средств исследования. Важную роль в научном исследовании играют средства измерения — индикаторы (признаки изучаемого объекта, которым можно придать количественное выражение). Основные требования к инструментарию — простота, доступность использования, разрешительная способность, от которой зависит точность измерения, возможность математической обработки результатов. Инструментарий должен соответствовать объекту, предмету, целям исследования, не выдавать ненужной в данном исследовании избыточной информации, не пропускать информационных показателей. При необходимости осуществляется подбор и подготовка (обучение, инструктаж) персонала исследователей (сборщиков информации, вычислителей).
Основной этап исследования — получение, сбор и хранение информации. Составляются планы, графики, проекты отчетной документации, проводятся экономические расчеты. Определяются объект и предмет исследования, их количественные показатели. Исследование может быть сплошным, когда исследуется объект в целом, либо выборочным, когда исследуется часть объекта.
Они могут быть случайными, пропорциональными и квотными.
На завершающем этапе ведется обработка информации, которая начинается с выбраковки, проверки на достоверность, полноту. Проводится логическая обработка: классификация, систематизация, распределение по разделам, математическая обработка, подготовка к представлению в виде научных отчетов, диссертаций, публикаций. Результат может быть представлен в словесной, наглядной и модельной форме. Словесная форма — это перевод результатов исследования с языка науки на обычный, разговорный язык (описание, объяснение, расшифровка используемых в формулах символов, знаков). Результаты исследования отражаются в наглядной форме: таблицах, графиках, диаграммах, моделях. Модельное отображение должно быть кратким, наглядным, понятным, представлять как структуру, так и динамику связей, зависимостей, процессов. Методический смысл отображения состоит в том, что оно облегчает понимание и использование научного знания.
Завершается исследование построением теоретических основ, т.е. все приводится в систему, совокупность знаний об объективных связях и зависимостях исследуемого явления. В структуре теоретических основ различают «ядро», суть которого заключается в определении тенденций или закономерных связей, выявленных в ходе исследования. Ближайшую «оболочку» составляют факты, доказательства, подтверждающие закономерность, ее объективный характер. Внешнюю «оболочку» составляет определение области действия закономерности, закономерных связей. Теория может содержать и следствия, вытекающие из обнаруженной закономерности, перечень областей научного применения, возможности дальнейших исследований данной предметной области.
Таким образом, построение теоретических основ развития физической культуры и спорта складывается из содержания всех сторон предмета исследования, выявления закономерностей или закономерных связей, обоснования, описания области действия, возможных следствий.
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта