2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
Социология — наука о функционировании социальной сферы общества, о взаимодействии, совместной деятельности людей, их общностей в различных областях общественной жизни, об их общественном поведении. Социология стала важной составной частью физической культуры и спорта. Объектом ее исследования являются общность спортсменов, начиная с малых групп (команд), семей спортсменов и тренеров. Предметом исследования стриктуры групп (команд) и их участие в социальных процессах общества.
Социология включает в себя общую социологическую теорию, которая исследует процессы функционирования социальной сферы общества, рассматривает специальные социологические теории в разных областях общественной жизни, включая эмпирическую область познания.
Методологическую основу социологии составляет учение о функционировании и развитии общества, содержание которого определяется объективной необходимостью и проявляется в виде потребности, которая выступает в качестве непосредственной движущей силы общества. Потребность реализуется через сознание, которое выступает как осознание потребности. Первым этапом процесса осознания является отношение, которое проявляется и как интерес (через него происходит поиск предмета удовлетворения потребности), и как опенка потребностей в ценностных ориентациях личности. Завершается этот этап выбором конкретного предмета и способа удовлетворения потребности.
Одной из специальных социологических теорий является социология физической культуры и спорта, изучающая физическую культуру и спорт как вид социальной деятельности, их место в обществе, социализации людей, формирование личности, интеграции людей в общественную жизнь, регулировании общественных взаимоотношений, а также как адаптацию к условиям конкретной социальной среды.
Главная функция социологии в физической культуре и спорте заключается в исследовании человеческого фактора и социальных движущих сил. Особенность социологии в физической культуре и спорте состоит в том, что исследования, проводимые в этой сфере деятельности, осознаются обществом, которое понимает, что именно общественные потребности в форме стимулов выступают ее главной движущей силой, например, потребность в здоровых, физически развитых, двигательно-активных людях, способных участвовать в труде, творчестве, обороне страны.
Общественные потребности лежат в основе формирования личных потребностей, которые создаются с помощью общественного мнения, информации, прямого стимулирования занятий физическими упражнениями в школах и вузах, в силовых структурах и на производстве. Социология исследует отношение общества к этим стимулам, их действенность в современных условиях развития социума.
Социология в физической культуре и спорте использует все возможные социологические методы относительно предмета своего исследования. Эти методы применяются в исследованиях тех процессов, результат которых зависит от отношения людей к физкультурной и спортивной деятельности, от их мотивации, удовлетворенности своим физическим состоянием.
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта