1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
Познание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующих знания, на основе которых возникают цели и мотивы их действий, например в сфере физической культуры и спорта.
Физкультурно-спортивная деятельность — процесс построения тела человека, совершенствование его двигательных умений, навыков и качеств. В практике сложились следующие способы формирования и поддержания двигательных умений, навыков и качеств:
естественный — природный;
самопроизвольный — строение тела формируется в процессе физической деятельности человека (бытовой, производственной):
физкультурно-спортивный — посредством специально организуемой и сознательно управляемой двигательной деятельности.
Характер деятельности формирует необходимые для этого физические качества, например, когда человек вырабатывает необходимую для него силу в процессе труда.
На ранних ступенях развития общества нужна была специальная физическая подготовка для охоты или военных действий. Необходимые физические качества могли быть сформированы только в процессе специальной деятельности, что и обусловило надобность физической подготовки человека как вида его культуры.
Как особый социальный институт физическая культура и спорт развивались в процессе умственного и физического труда.
Большинство населения, занятое преимущественно физическим трудом, формировало физические качества естественным путем в ходе трудовой деятельности. С переходом к машинному производству, когда физический труд перестал быть доминирующим в структуре деятельности человека в обществе, появилась потребность в развитии физической культуры среди всех слоев населения.
Важной тенденцией развития физической культуры и спорта является их социальная универсализация, которая заключается в стремлении общества привлечь к физкультурно-спортивной деятельности все слои населения. В начале XX столетия физическая культура и спорт в отдельных странах стали массовым явлением. В настоящее время наблюдается тенденция приобщить широкие слои населения к занятиям физической культурой и спортом, что вызвано общим, ходом развития общественно-экономических отношений.
В производстве уменьшается доля физического труда, быт становится комфортнее, не требуя от человека каких-либо значительных физических усилий, Это обусловливает растущую потребность общества в специальной деятельности по его физическому совершенствованию.
Сложилась закономерность: чем выше уровень экономического развития страны, тем больше лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Значительно увеличиваются трудовые затраты, направленные на производство предметов для занятий физической культурой и спортом. Улучшается благосостояние народа, растет спрос на приобретение необходимого для занятий инвентаря, строятся новые физкультурно-спортивные сооружения, зоны отдыха.
Физическая культура и спорт сформировались как особый социальный институт, который определяет государственную деятельность по образованию подрастающего поколения, обязательной физической подготовке личного состава Вооруженных сил, правоохранительных органов, других силовых ведомств России. Этот институт координирует сеть самодеятельных и коммерческих физкультурно-спортивных учреждений.
В России введены в действие специальные законы о физической культуре и спорте, разработанные на принципах международного права. Средства массовой информации широко пропагандируют и рекламируют деятельность в сфере физической культуры и спорта, создают общественное мнение о направлениях их развития, формируют «моду» на занятия теми или иными видами физической культуры и спорта.
В стране сложилась система профессионального и специального физкультурно-спортивного образования.
Физическая культура и спорт относятся к социальной сфере общества и предусматривают специальную деятельность по формированию и развитию физических качеств и двигательных умений личности. С культурой их роднит способ телесного развития человека. Культура в данном случае выступает как организация и сознательное управление содержательной стороной трудовой, бытовой и другими видами деятельности. Физическая культура представляет собой специальную деятельность по формированию и поддержанию формы и функций организма человека, В социальной сфере она выполняет следующие функции:
социализирующую — воспитание человека и подготовка его к общественно-полезной жизни;
интегрирующую — включение человека в непосредственную коллективную деятельность в интересах общества;
адаптационную — приспособление человека к различным видам трудовой деятельности;
регулирующую — развитие у человека необходимых для общества физических качеств и двигательных умений,
Социальные функции физической культуры и спорта направлены на воспитание подрастающего поколения, обучение молодежи активному отдыху повышение работоспособности, на эффективность профессиональной деятельности, а также имеют лечебную и реабилитационную направленность.
Основу физической культуры и спорта составляют упражнения, специально организуемые действия, способствующие формированию телесно-двигательных умений. Совокупность упражнений, направленных на формирование навыков в физкультурно-спортивной деятельности, составляют средства физической культуры. Упражнения, используемые в реализации тех или иных социальных функций, формируют содержательную сущность организации физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, повышают уровень физической подготовки личного состава силовых ведомств.
В конце XIX — начале XX столетий физическая культура и спорт стали объектом теоретического познания, что способствовало выработке следующих основных направлений научного поиска:
специально-практического (прагматического), исследующего физическую культуру как особый вид деятельности;
гуманистического, изучающего их как средство и способ воспитания человека;
социального, исследующего их роль в межгосударственных и межнациональных отношениях.
Цель познания — определение сущности физкультурно-спортивной деятельности, закономерностей их возникновения, развития и функционирования. К настоящему времени сложился ряд наук о физической культуре и спорте, основу которых составляет теория и методика физической культуры и спорта.
Для решения проблем физической культуры и спорта используются теоретико-методологические основания других наук; философских, медико-биологических, гуманитарных, правовых, экономических и др. Каждая из них делегирует в физическую культуру и спорт природные, философские, психолого-педагогические и социальные аспекты. Наука о физической культуре и спорте представляет собой систему базовых наук, на которых основываются знания о механизме формирования телесности человека, социально-философских факторах функционирования и развития физической культуры, ее общественных и личностных функциях.
В число медико-биологических наук изучаемых специалистами, входят: анатомия и физиология, биохимия и биомеханика, гигиена и спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж, а также физкультурно-оздоровительные технологии, реабилитация спортсменов после травм.
Общественные и гуманитарные науки включают: историю, экономическую теорию, социологию, педагогику, психологию, право, теорию управления.
Физическая культу о а и спорт как наука имеет свою специфику, исследует функции физического воспитания, физической и профессиональной подготовки, оздоровительной физической культуры, а также отдельных спортивно-педагогических видов двигательной активности.
В спорте как общественном явлении сформировались следующие основные виды деятельности: труд, образование, игра.
Труд включает спортивную деятельность, которая является занятием, сопряженным с затратой определенных физических и интеллектуальных усилий, что направлено на формирование и появление качеств и умений человека в условиях соревновательной деятельности.
Образовательный процесс содержит деятельность, направленную на усвоение знаний и опыта других. Обучение в спорте обращено на разучивание упражнений и спортивных действий, на формирование конкурентных способностей в условиях спортивных состязаний. Уровень развития спортивных качеств и двигательных умений — это результат тренировок, педагогического, психологического взаимодействия тренера и ученика.
Игра как мотив к деятельности происходит по взаимному согласию участников и правилам, установленным тем или иным спортивным сообществом. Один из ее признаков — непредсказуемость результатов спортивного поединка. Игры бывают имитационными (подражательными), состязательными (азартными), развлекающим исследовательскими, учебными.
Спорт относится к социальной созидательной деятельности, Спортивные состязания носят характер конкуренции, борьбы за приоритеты, победу, которая отражает уровень развития личных качеств, умений и достоинств конкретного человека.
Теоретическое осмысление феномена спорта определило распространенное толкование его сущности с позиций философского, культурологического, педагогического, психологического, социального. медико-биологического знаний о развитии человека.
Например, культурологи рассматривают спорт как явление культуры, придерживаясь мнения, что спорт — это особая, самостоятельная деятельность, и относят его к физкультурной деятельности. Такой подход нельзя считать обоснованным, так как он включает в себя не только телесно-двигательную деятельность, но и умственную, а также техническую. Физическая культура не предполагает состязательности, а спорт без состязательности немыслим.
Физической культурой можно заниматься в одиночку, без сопоставления своих результатов с показателями других, спорт — всегда общественная деятельность. Физическая и спортивная деятельность различаются и по существу. Главным видом в физической культуре является упражнение, в спорте — тренировка. Одна из функций физической культуры — подготовка к спорту как особому виду деятельности. Неправомерно также рассматривать спорт и как вид производства. В условиях коммерциализации спорт — это вид производства зрелищных, рекламных, игорных услуг, средство достижения экономической прибыли. В коммерческих целях используют только сопутствующие явления; зрелищность, популярность состязаний и спортсменов, массовость.
Коммерческий спорт меняет свою социальную сущность, развитие спортивных качеств перестает быть целью деятельности человека, команды. Он превращается в условия производства специальных услуг, профессиональную сферу деятельности производителя этих услуг. Использование коммерческого спорта в научных целях для исследования потенциала человека является побочным, сопутствующим, не меняющим сущности спорта, но позволяющим оценивать человеческие возможности в экстремальных условиях его деятельности.
Спорт нельзя отнести к педагогической деятельности, однако педагогика присутствует в спорте, особенно на начальном этапе формирования спортсмена. Спортивная деятельность в своей основе относится к процессу тренировки и участию в состязаниях.
Социальная сущность спорта проявляется в его функциях. Спорт активно участвует в социализации личности, формировании ее статуса, положения в обществе, в подготовке людей к совместной деятельности. Спорт служит средством общения к регулирования совместной деятельности, средством отвлечения, отдыха, развлечения людей.
Человек, победив в каком-либо виде спорта, обеспечивает престиж. уважение, авторитет себе и своей общности, спортивному клубу, городу, нации, стране в целом. Его победа или и поражение отождествляется с общностью, представителем которой он является.
Важная функция спорта - подготовка к самозащите. Основанием отнесения этой деятельности к спорту служит то, что по- настоящему подготовить и уметь защитить себя можно только с помощью спортивных тренировок.
Спорт как состязательная деятельность с целью формирования и выведения вьющих достижений в телесно-двигательной, умственной и технической деятельности возникла на ранних этапах развития человека. Его источник — присущее людям стремление к первенству, обусловленное общественным характером их жизнедеятельности.
На отдельных этапах исторического развития спорт играл разную роль в жизни людей, в социальной сфере общества. Первоначально им занимались в свободное от основных занятий время, дни отдыха или по праздникам. Тогда он еще не был специальной деятельностью, не требовал какой-то отдельной подготовки. В дальнейшем к спортивным состязаниям стали специально готовиться. Спортом занимались представители господствующих классов. Они участвовали в спортивных тренировках с целью совершенствования двигательных навыков, качеств, умений.
В ходе развития спорта сложилась его стабильная структура, разделение на физические виды, в которых проявляются телесно-двигательные качества спортсменов, на мыслительные и технические виды, умение управлять животными, механизмами, машинами.
В различных общественно-экономических отношениях появились виды спорта для аристократов и народа. Во многих странах в зависимости от исторических обстоятельств и среды обитания складывались национальные и региональные виды спорта. Постепенно выделились массовые виды спорта, которые использовались для отдыха, общения. удовольствия, улучшения здоровья, подготовки к самозащите. В дальнейшем сформировался специализированы:: спорт, целью которого стало достижение высоких результатов.
Вершина спортивного мастерства — спорт высших достижений. Одна из главных задач элитного, рекордного, профессионального спорта — завоевание призовых мест.
В течение многих лет спорт был любительским. Его развитие привело к тому, что подготовка к соревнованиям и сами состязания становились все более трудоемкими. Они требовали увеличения времени на тренировки, повышения интенсивности занятий, разработки индивидуальных программ.
Массовый любительский спорт остается средством отдыха, первичной подготовки и отбора молодежи для профессионального спорта. Спорт высших достижений стал профессией, а труд спортсмена — оплачиваемым.
Основная тенденция развития спорта — его интернационализация. В мире функционируют свыше двухсот международных спортивных объединений, главное из них — Международный олимпийский комитет (МОК).
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта